Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:28, контрольная работа
Целью настоящей работы является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства.
Поставленная цель предполагает решение двух задач:
· определение философско-мировоззренческих установок постмодернизма, его отличие от иных течений в мировой культуре;
· анализ постмодернистских тенденций в искусстве, их перспектива в будущем человечества.
Введение
1.Постмодернизм как философско-мировоззренческое направление
2.Постмодернизм в искусстве
Заключение
Список использованной литературы
Постмодернизм, как синтез возврата к прошлому и движения вперед, закладывает новую художественную традицию, возникшую из модернизма, но дистанцирующуюся от позднего модернизма. Концентрация внимания на проблемах человека и гуманизма, поиски места индивида в современной технотронной цивилизации свидетельствуют о том, что человек вернулся в искусство постмодернизма, хотя и занял в нем не центральное, как в Ренессансе, а периферийное положение, о чем свидетельствует хрупкость, ущербность, парадоксальность персонажей.
В
этой перемене философско-эстетических
акцентов отразилась общая тенденция
перехода от классического
Свободный рост постмодернистской эстетики не исключает наличия в ней твердого ядра, образуемого достаточно четкими представлениями о периодизации, видах и жанрах постмодернистского искусства, эстетических критериях и ценностях. Так, 90-е годы характеризуются как продолжение третьей фазы развития постмодернизма, начавшейся в конце 70-х годов. Именно последнее двадцатилетие свидетельствует о рождении культуры постмодернизма, возникшей из слияния воедино тенденций двух предшествующих периодов.
Непосредственный предшественник постмодернизма - художественный стиль середины 50-х годов с его интересом к нетрадиционным материалам (пластику, алюминию, стеклу, керамике). Яркость и живость произведений Пикассо, Леже, Дюбюффе, их интерес в этот период к дизайну, индустриальному стилю, эстетике повседневности способствовали выходу искусства модернизма к широкой публике, попыткам его серийного воспроизводства, ставших для постмодернизма нормой. Постмодернизм в искусстве зарождается в США в конце 50-х годов и вступает в свою первую фазу в 60-е годы. Его концептуальная новизна состоит в неприятии устоявшегося к тому времени деления искусства на элитарное и массовое и выдвижении идеи их слияния, взаимопроникновения. Борьба против стереотипов высокого модернизма приобретает многообразные и далеко не всегда осознанные формы.
Здесь можно говорить и о молодежном движении, и об антивоенных акциях, и о тенденциях карнавализации, эстетизации политики и повседневной жизни. Хиппи, рок, фолк, постминимализм, постперформанс, поп-, контр- и феминистская субкультуры при этом еще авангарднее, чем сам авангард. «Авангардистский постмодернизм» характеризуется поп-артовским возвратом к фигуративности. Но все более отчетливо просматривается постмодернистская доминанта - иронический синтез прошлого и настоящего, высокого и низкого в искусстве, установка на изменчивость эстетических вкусов. Выразителями этих тенденций стали такие теоретики как М. Маклюэн, С. Зонтаг, Л. Фидлер, И. Хассан, Р. Гамильтон, Л. Эловей, французские постструктуралисты, а также художники (Э. Уорнхолл, Р. Раушенберг), архитекторы (Л. Кролл), писатели (Д. Сэлинджер, Н. Мэйлер, Д. Керуак), композиторы (Д. Кейдж).
Высокому «засушенному» модернизму противопоставлялось освобождение инстинктов, создание нового эдема секса, телесности, «рая немедленно». Бурное сближение с жизнью придало американскому постмодернизму 60-х годов популистский оттенок. Этот период характеризовался также технократическим оптимизмом: подобно тому, как Вертов, Третьяков, Брехт связывали прогресс искусства с кино и фотографией, Хассан сопрягает будущее постмодернизма с новыми технологиями - видео, компьютерами, информатикой. Кроме того, активизировались процессы синтеза искусств - музыки, танца, театра, литературы, кино, видео в массовых карнавализованных действиях.
Философская антропология, семиотика, теория информации составили тот фундамент, на котором зародилось новое культурное течение, первоначально понимаемое как культура меньшинства - пост-мужское, пост-белое, пост-коммерческое и т.д. Спонтанный протест против истеблишмента во всех его ипостасях, в том числе политической и культурной, был обличен в метафорические, иронические формы. Постепенно они все более эволюционировали в сторону подчеркнутой аллегоричности, акцент переместился с суперполитизации на героизацию личного, интимного чувства протеста. В искусство начала возвращаться историко-героическая тема - своеобразный римейк Пуссена и Давида. Однако при всей своей агрессивности в художественной практике, в теоретическом отношении постмодернизм 60-х годов остается достаточно односторонним и инфантильным, лишенным целостности, а главное - позитивного прогноза культурной жизни.
Вторая фаза постмодернистского искусства связана с его распространением в Европе в 70-е годы. Ее отличительными особенностями являются плюрализм и эклектизм. Ключевой фигурой теоретического плана становится У.Эко с его концепцией иронического прочтения прошлого, метаязыка искусства и постфрейдистской психологии творчества. С определенной долей условности можно говорить и о демократических тенденциях постмодернизма 70-х годов, если иметь под ними в виду все более активные апелляции к инструментарию массовой культуры. Г. Маркес, И. Калвино в литературе, С. Беккет в театре, Р.В. Фасбиндер в кино, Т. Райли, Ф. Глас в музыке, Ш. Мур, Д. Диксон, Г. Голейн в архитектуре, Р. Китаж в живописи создают ауру «другогоискусства», чья эстетическая ценность соотносится с мастерством и воображением автора, аллегоризмом и этической направленностью.
В
эти годы возникают такие жанры
постмодернистского искусства, как историческая
картина, пейзаж, натюрморт. Приемы нео-,
фото- и гиперреализма переосмысливаются
как звенья реалистической традиции и
используются, прежде всего, для интерпретации
прошлого. Ироническое сочетание реалистических,
аллегорических, символических принципов
в картинах Р. Китажа, Р. Эста позволяет
и обратиться к вневременным сюжетам,
вечным темам, и вместе с тем остро высветить
их аномальное состояние в современном
мире. Вместе с тем применительно к этому
этапу бытует и термин «неоконсервативный
постмодернизм», отражающий влияние идей
неоконсерватизма на постмодернистскую
эстетику. На смену протесту и критике
предшественников в контркультуре «новых
левых» пришло самоутверждение «новых
правых» на почве консервации культурных
традиций прошлого путем их сочетания.
В результате возникает ситуация эстетического
равновесия между традициями и инновациями,
экспериментом и кичем, реализмом и абстракцией.
Начинается формирование культуры постмодернизма.
Одной из особенностей этого периода является
и растущая эротизация искусства, причем
основное внимание уделяется феминистским
трактовкам женской сексуальности и транссексуализму,
сексуальным меньшинствам. Если признаки
постмодернизма в живописи в 70-е годы еще
остаются достаточно расплывчатыми, то
в архитектуре происходит их стремительная
кристаллизация. Именно в архитектуре
раньше всего и в наиболее наглядной форме
проявились издержки модернизма, связанные
со стандартизацией среды обитания. Постмодернизм
ввел в архитектуру новые доминанты - пространственно-
Третья, современная, фаза развития постмодернистского искусства, начавшаяся в конце 70-х годов, ассоциируется со временем его зрелости. Теоретический лидер этого периода - Ж. Деррида. Вехи этого этапа - завершение процесса «снятия» достижений модернизма постмодернизмом, «постмодернистский модернизм»; распространение постмодернизма в странах Восточной Европы и в нашей стране, возникновение его политизированной разновидности - соцарта; решительный поворот в сторону миноритарных культур феминистской, экологической и т.д. Эти линии развития, продлившиеся и в 90-е годы, свидетельствуют о расширении проблематики постмодернистской эстетики, вписывающей вопросы стиля в широкий контекст культуры.
На
протяжении последних двух десятилетий
постмодернизм, приобретающий все большую
респектабельность в глазах специалистов
и широкой публики, тяготеет к эпичности,
монументальности, содержательной самоидентификации.
Интерес к классической античности стимулирует
поиски гармонии, совершенства, симметрии
в современной художественной жизни. Таким
образом, очевидно, что постмодернистские
тенденции в искусстве различаются с философско-мировоззренческими
тенденциями этого сложного и неоднородного
течения. Искусство постмодерна скорее
дополняет классические традиции модернизма,
добавляя то, что раньше находилось под
запретом, было обойдено вниманием, заключалось
в жесткие рамки. Это создает опасность
нарушения ряда этических и нравственных
норм, но допускает большую, нежели модернизм,
свободу выражения человеческой индивидуальности.
Заключение
Постмодернизм
как философско-
ЛИТЕРАТУРА
1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.- 144 с.
2. Маньковская Н.Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). - М.,1994. - 220 с.
3. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990. - С.86-97
4. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Проект, 2003. - 336 с.
5. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.