Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:13, контрольная работа
К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование. Но культурология подобно многим другим гуманитарным дисциплинам вынуждена периодически устанавливаться заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям нашего быстротекущего времени.
1.Предыстория культурологии: анализ культуры в истории 4 философской мысли от Античности до Нового времени.
1.1Предыстория культурологи 4
1.2. Этапы становления культурологии. 6
1.3. Философское осмысление культуры. 7
2.Предмет культурологии. Место культурологии в системе 8 гумонитарного знания.Теоритическая прикладная культурология.
2.1. Предмет культурологии. 8
2.2 Место культорологии в системе гуманитарного знания 10
2.3. Теоретическая и прикладная культурология 11
3.Основные методы культурологии. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологи:
Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.
Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.
2.2 Место культорологии в системе гуманитарного знания
Культурология - это комплексная наука, изучающая генезис, структуру, закономерности развития и функционирования культуры как особой формы бытия человека и общества. Объектом ее изучения является культура как системное целое и образующие ее элементы. Предметная область культурологической науки включает в себя такие вопросы, как анализ самого понятия культуры, классификацию ее на основные виды и типы; исследование общих закономерностей культурно-исторического процесса, выявление особенностей культурно-исторических эпох; осмысление роли культуры в жизни человека, общества и многие другие.
В комплекс культурологического знания входят следующие научные дисциплины.
Теория культуры ставит своей целью изучение структуры, динамики, видов и типов культуры, закономерностей и механизмов ее функционирования и воспроизводства. Этот раздел культурологической науки представлен различными направлениями, школами и концепциями.
История культуры дает знание об основных культурно-исторических типах и важнейших этапах в развитии мировой и национальных культур, изучает культурные события в их хронологии и описывает конкретные культурные явления. Тем самым образуется необходимая точка отсчета в исследовании феноменов современной культуры.
Объектом анализа социальной культурологии или социологии культуры является функционирование культуры в социуме; традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также социальные институты культуры.
В последнее время статус самостоятельной научной дисциплины стремится обрести психология культуры, изучающая реакции человека на культурные явления и объясняющая личностные черты и своеобразие поведения индивида, исходя из его принадлежности к определенному типу культуры.
2.3. Теоретическая и прикладная культурология
Как наука культурология делится на фундаментальную и прикладную. Первая анализирует наиболее общие, универсальные проблемы культуры, закономерности ее развития и функционирования. Ее задача - разработка категориального аппарата и методов исследования культурных феноменов. Вторая вырабатывает конкретные рекомендации для регулирования и управления культурными процессами в масштабах, как всего государства, так и специальных (профильных) учреждений, организаций; нормы этикета, регулирующие межличностное общение людей в разных сферах их жизни.
Культурология взаимодействует со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных отраслей гуманитаристики - психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определенные области и аспекты культуры. Ее отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал и т.д.). Специалист же культуролог обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, определить ее роль в жизни общества и личности.
Таким образом, специфика культурологии как научной дисциплины состоит в ее комплексном, интегративном характере.
Кроме того, в
культурологическом знании обязательно
присутствуют национальный и региональный
компоненты. В связи с этим особая
роль отводится изучению отечественной
культуры, ее ценностям и традициям,
а также региональной культуре, ее
формированию, развитию и современному
состоянию; культурным памятникам не только
столичных центров нашей
3.Основные методы культурологии.
Культурология
использует систему
методов, то есть различных, взаимосвязанных
между собою способов изучения явлений
культуры.
1. Диахронический метод заключается
в изложении явлений, фактов, событий мировой
и отечественной культуры в хронологической
последовательности их появления и протекания.
Однако факты нужно не только изложить,
но и проанализировать, оценить, обобщить.
Поэтому данный метод дополняется другими,
в частности, синхроническим методом.
2. Синхронический метод состоит в
совокупном анализе двух или нескольких
культур на определенном этапе их развития,
с учетом существующих взаимосвязей и
возможных противоречий. Если диахронический
метод можно представить как вертикальную
линию, на которой откладываются нужные
даты, то синхронический - графически мог
бы выглядеть в виде горизонтальной линии,
пересекающей несколько вертикалей, каждая
из которых олицетворяет историю культуры
какой - либо страны.
3. Сравнительно - исторический метод
состоит в сравнении разных культур. Он
позволяет устанавливать повторяемость
культурных явлений, присущих разным историческим
эпохам и социальным системам.
4. Структурно - функциональный метод
заключается в разложении изучаемого
объекта на составные части и выявлении
внутренней связи, обусловленности, соотношения
между ними, а так же определении их функций.
5. Семиотический метод предполагает
рассмотрение культуры как знаковой системы.
6. Метод моделирования связан с созданием
модели определенного периода в развитии
культуры.
7. Биографический
метод заключается в анализе жизненного
пути деятеля культуры.
Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из данного реферата выяснилось, что культурология - это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Как и всякая другая наука, она имеет свой предмет, метод и функции.
Предметом культурологии является изучение содержания, динамики и технологий функционирования культуры, как социокультурного опыта. Культура гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. С помощью культурологии человек подразделяет свои действия на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.
Таким образом,
культура, как предмет культурологии,
выводит человека из мира животного в
мир "homo sapiens", человека разумного,
осознающего свое общественно-социальное
представление. Кроме этого, культура
способна исполнить роль общественной
памяти. Она создает способы и средства
сохранения и накопления опыта духовной
деятельности всего человечества, позволяет
найти ответы на многие вопросы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Неретина С.С. Точки на зрении. Санкт-Петербург, 2005. Стр. 230, 231, 258, 271, 273
2. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000. Стр. 6-7, 9.
3.Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995. Стр. 34.
4.Золкин А. Л. Культурология. - М.: Юнити, 2007.
5.Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред. Е.В. Попова. М., 1995. Гл. 1, 2.
6. Введение
в культурологию: учеб. пособие / под ред.
Н.О. Воскресенской. М., 2003.