Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа
Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например, немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком человека, подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре.
Различные трактовки термина «культура»: естественно – научный, философский, гуманитарный и социологический подходы к изучению культуры………………………………………………………………………3 стр.
2. Цель и основные задачи культурологи: Культурология как интегрирующая дисциплина……………………………………………………….…………….8 стр.
3. Практическое применение культурологи………………...…...…...13 стр.
4. Список используемой литературы……………………………….17 стр.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет
культурологии - изучение содержания,
структура динамики и технологий функционирования
этого социокультурного опыта в ракурсах
его генезиса...
Направления культурологи:
Социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
Гуманитарная
- концентрируется на изучении форм
и процессов самопознания культуры,
воплощенных в различных "текстах"
культуры".
Фундаментальная - разрабатывает категориальный
аппарат и методы исследования, изучает
культуру с целью теоретического и исторического
познания этого предмета.
- Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов. Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.
Предмет
культурологии - исследование процессов
создания и приобщения к миру абсолютных
ценностей; - исследование общества с точки
зрения его способностей к созданию условий
для духовного творчества развитой личности.
- Исследования содержания и форм феноменов
культуры, их пространственно-временные
взаимосвязи.- Исследования культуры как
одной из технологий самоорганизации
общества.
-
Исследования культурного
Основные функции культуры:
1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;
2.трансляции (передачи) социального опыта или информационная, Это функция исторической преемственности;
3.познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;
4.регулятивная (нормативная) - дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;
5.семиотическая (знаковая) - дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуры и свободно жить в ней. Язык - важнейший знак культуры. Специфические языки культуры - музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;
6.ценностная (аксиологическая) - формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан вопрос о культурных ценностях как особых категориях культуры. Культурные ценности - это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества. Как это понимать?
Каждая сфера жизни людей имеет свои ценности: политика - политические, искусство - художественные, наука - интеллектуальные и т.п. Одни и те же предметы и идеи могут занимать разное положение в шкале ценностей у разных людей и социальных групп, т.е. культурные ценности разнообразны и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:
1) общечеловеческие, или общезначимые, - ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы;
2) локально-групповые - конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);
3) сословные, или социально-классовые, - интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;
4) индивидуально-личностные - предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социокультурной среде.
Такое деление, конечно, условно. Культурные ценности не остаются в обществе неподвижными. Меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.
Культурология - молодая дисциплина, дисциплина гуманитарная, отсюда различные парадоксы: нет одной культурологии, теорий культур столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологическая теория задает свой подход и предмет. И тем не менее, культурологи понимают друг друга. Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных произведений искусства, личности их творцов; культурология как принципиально неидеологическая дисциплина частично взяла на себя функцию философии, т. е. дает новое, целостное видение; наконец немаловажное обстоятельство - культурологическое мышление и мироощущение весьма современны. Культурология должна сориентировать слушателя, помочь ему войти в интересный и сложный мир культуры, так сказать, предоставить ему «ключи» и «путеводитель» для путешествия в этом мире. Однако недостаточно просто прочитать данный реферат, важно хотя бы отчасти заразиться, заинтересоваться культурологическими проблемами, попытаться самому понять тайну культуры и ее эволюции.
Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры.
Культурология
- дисциплина, объединяющая различные
знания и подходы к культуре, выработанные
другими общественно-
3.
Практическое применение
культурологи
В человеческой деятельности, в реальной жизни практически невозможно разделение на чисто материальное и духовное, т.к. самое примитивное материальное действие неотделимо от сознательного акта, от работы духа, а духовная сторона жизнедеятельности имеет материальную оболочку. Поэтому о выделении в культуре материальной и духовной сфер существования можно говорить лишь условно и относительно, постоянно учитывая их единство и целостность. Вместе с тем единство не исключает различий, отделяющих умственную деятельность от физической, дающих основание для относительного разграничения двух сфер культур. Культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Обозначив культурологию как науку, рассматривающую теорию культуры, мы должны отметить, что она имеет и практическое применение. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культуроохранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологами проводится экспертиза любых социально значимых проектов с точки зрения их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ, в социально-культурной практике.
Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В самых разных областях социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой одни и те же, аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.
В культурологической науке можно выделить исследования фундаментального теоретического характера, конкретного теоретического характера, экспериментального или направленного на сбор научного материала характера (по типу «полевых» исследований в этнографии), а также ряд промежуточных между ними форм научной работы.
Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.
Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.
Приведем в качестве примеров некоторые из них.
Культурологические
знания позволяют проводить экспертизу
различных проектов культурной политики,
законов и юридических
В последние годы культурология стала основой процесса т. н. «куль-турологизации» российского образования, т. е. насыщения программ школ и вузов культурологической информацией.
Цель культурологизации образования – помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в самой России, так и во всем мире.
Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации, т. е. «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему.
Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.
Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.
Теории
социокультурного развития в культурологии
являются прекрасной основой для
социального и культурного
Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.
Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.
С
момента возникновения
Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие.
В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана и ряда других авторов.
Метод культурологии есть единство объяснения и понимания, в силу чего он может быть назван дескриптивно-герменевтическим.
Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная реконструкция культурно-исторического процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.
Культурология прикладная - совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурология, знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях.
Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практическое использование результатов познания, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, которые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленческой деятельности.
Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионально отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально-личностный и др.