Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Ценность всегда и одновременно ценность чего-то (кого-то), и ценность для кого-то. Ее основой может быть объективная реальность, продукты человеческого творчества и содержания сознания: соответственно, камень, вода, автомобиль, теория, образ и т.д. Но ценность обязательно возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3


1.ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ………………………………4

1.1.ЛЮБОВЬ………………………………………………………………5

1.2.СВОБОДА……………………………………………………………..6

1.3.ОТДЫХ………………………………………………………………...8

1.4.СЕМЬЯ………………………………………………………………....9

1.5.ТВОРЧЕСТВО………………………………………………………....10

1.6.УЧАСТИЕ И ТРУД…………………………………………………...11

1.7.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВО………………....13

1.8.НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ…………………………………….15

1.9.СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. ОБЩЕСТВО……………………….16


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….20



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...21

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Совершенствование – это не привилегия аристократов, счастливчиков или избранных, а  прерогатива, суверенное право любого человека.

Если в совершенстве запечатлеваются уникальность человека и особенности условий его  существования и потому совершенство релятивно и всякий раз уникально, то совершенствованию, всякому совершенствованию, присущи некоторые общие черты. Главные из них: достижения, постоянство и творчество. Все они входят в программу нравственного совершенствования как важной этической ценности.

Без достижений нет совершенствования, поскольку  они составляют его фактическую  сторону. Постоянство усилий здесь  также немаловажное обстоятельство, так как случайный успех не может рассматриваться как признак  восхождения и совершенствования, а успокоение на достигнутом означает его конец. Столь же существенно для совершенствования творчество, т.е. поиск нового результата, нового пути к нему, открытие ранее неизвестного, оригинального. В принципе, даже не важно, является ли это «изобретением велосипеда» или «открытием Америки», важно, что человек сделал это сам, самостоятельно совершил для себя и других творческий прорыв.

Поскольку совершенствование  – это такой ценностный процесс, который вовлекает в свою орбиту значительный комплекс человеческих качеств и ценностей, то необходимо хотя бы перечислить их, чтобы наше представление о совершенствовании было полнее и кон­кретнее. Если мы говорим о самосовершенствовании, то этот процесс предполагает автономию, возможность и способность человека управлять своей собственной жизнью. Быть автономным, значит в данном случае быть свободным, независимым, самостоятельным в оценках, суждениях и поступках, смелым, мужественным, энергичным и волевым.

Для совершенствования  не менее важна разумность, без  которой невозможно ни организовать, ни управлять, ни осуществлять этот процесс восхождения. Разумность предстает в этом контексте как здравомыслие, рассудительность, благоразумие. Далее это самодисциплина, которая в отличие от разумности обращена в основном не к интеллектуальной, а к волевой и эмоциональной области внутреннего мира человека. Чтобы наилучшим образом организовать и направить силы и способности человека к цели самосовершенствования, самодисциплина должна быть разумной.

Этика совершенства включает в себя и самоуважение, которое складывается из по­нимания ценности я, чувства собственного достоинства, естественности и нужности взыскательной любви к себе, самоподдержки, трезвой и критической самоуверенности. Но, возможно, наиболее яркой чертой этики самосовершенствования является креативность, творчество, способное своими успехами укрепить, развить и «вдохновить» все остальные позитивные качества и ценности человека.

Поскольку де-факто  этика совершенствования не аристократична, а скорее демократична, или, точнее, гуманистична, поскольку она не знает избранных и привилегированных и до­ступна каждому, то ее характерными чертами являются и некоторые общие, широко распространенные и простые человеческие качества: душевная и физическая активность, мотивированность, т.е. тяга и заинтересованность в чем-то или в ком-то, утверждающий (аффирмативный) характер мышления и поведения, оптимизм, некоторая хотя бы минимальная веселость и здоровое чувство радости и эстетики жизни.

Все эти качества не только стимулируют процесс совершенствования, но и получают в нем и от него обратные импульсы, позволяющие человеку жить богатой а, возможно, и великолепной нравственной, психической, интеллектуальной, эмоциональной и телесной жизнью. Самосовершенствование, таким образом, способно охватить весьма широкий спектр внутренней и внешней жизнедеятельности человека: от мужества и подвига до радости и веселья, от самодисциплины и «мук творчества» до чувства истинного удовлетво­рения своими достижениями.

Но все это  – только одна сторона совершенства. Другая его сторона раскрывается как совершенство в отношениях с другими людьми и обществом. Многие моральные и иные качества и ценности человека имеют смысл там и постольку, где и поскольку мы вступаем в коммуникации, обнаруживаем свою вовлеченность в реальности себе подобных, общества и природы.

Самое дорогое  для человека, чье совершенствование  и совершенство продуктивно для  общества, – это искреннее признание  и одобрение его достижений окружающими. Так, уже через признание и  одобрение совершенствование и совершенство связано с общением. Но и само общение подвержено совершенствованию.

Само по себе оно является фундаментальной способностью и потребностью человека, а человечное общение – это комплексная  ценность, которая может развиваться  и совершенствоваться до бесконечности. Весьма многие ценности не замкнуты на индивиде, на внутреннем мире человека. Большинство – хотя бы потому, что разделяются и примерно одинаково понимаются всеми, т.е. они транссубъективны, идут от человека к человеку. Другие просто не существуют вне общества.

В целом коммуникативные  аспекты этического совершенства отвечают многим гуманным качествам личности. Наиболее существенные из них: честность, правдивость, искренность, верность, благожелательность, терпимость, сочувственность (эмпатия), уважительность, заботливость, порядочность, кооперативность и сдержанность. Без них трудно себе представить гуманное общение и прогресс в этой сфере человеческого существования.

Особой ценностью  нравственного совершенствования, имеющей характер итогового состояния, самочувствия и самооценки совершенного нравственного прорыва, состояния, наполненного переживанием не столько ценности достигнутого, сколько ценности достижения, является нравственный катарсис, очищение или чистота – роскошный и ред­костный подарок, который мы в состоянии себе преподнести и которого действительно иногда заслуживаем. 
 
 
 
 
 

1.8.НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ 

Нравственные  ценности, этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.

Пространство  нравственных отношений исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благотворности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.

Нравственные  ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.

В основе нравственного  поступка лежат (1) естественные моральные  чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; (2) позитивные качества человека; (3) благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуаль­ные отношения, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, от­ветственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.

Самой общей  категорией для обозначения моральных  ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно  большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этического разума является проблема природы добра, нравственного. В этой связи де­батируются вопросы о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, априорно (от рождения)? порождается ли оно социумом или коренится в самой личности?

Кроме того, здесь  ставится вопрос, существуют ли какие-то общие моральные принципы, которые  выходят за индивидуальные, национальные и культурные рамки и присущи, в принципе, всем людям? Можем ли мы считать их статус объективным, т.е. независящим не только от человека, но и от общества и даже богов (как сказал бы Сократ)?

Этика гуманизма  склонна утвердительно ответить на вопрос о существовании общих моральных принципов. Эти принципы частью опираются на биоэтические задатки людей. Они коренятся в его природе, как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей. То и другое сообщает им статус незыблемых, самоочевидных и общепринятых. Свою основательность и истинность они доказали успешностью своего применения в невероятно многообразных жизненных обстоятельствах. Легко себе представить, что бесчисленные индивиды, племена и даже общества гибли, когда ошибались в выборе добра и зла. Можно даже утверждать, что человечество не вымерло в том числе и потому, что руководствовалось определенными нравственными нормами. Их эмпирическая основа настолько глубока, что позволяет говорить о трансформации в них историко-эмпирического базиса в онтологический, бытийственный. Другими словами, общие нравственные принципы спрессовались временем и опытом так, что стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными.

Но гуманистическая  этика отдает себе отчет в том, что этические принципы все-таки историчны, они складываются в обществе, имеют социальное происхождение  и бытование. Общие этические  нормы – значит и общественные, хотя и одинаково понимаемые и  оцениваемые превалирующим большинством людей, одинаковые для всех и для каждого.

Естественные  предпосылки этического в человеке не менее важны для понимания  генезиса и природы морали. Человек  изначально этичен, от рождения заключает  в себе огромный нравственный потенциал, своего рода матрицу необозримого множества нравственных задатков, склонностей, возможностей и т.п.

Главное для  гуманизма – исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого человека, как наиболее перспективной  и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого здесь и теперь начинается формирование, раскрытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мышления, где начинается установление (конституирование) и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека.

Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и  иных внешних реальностей в жизни  человека, именно он является самым  главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той  жизни, которую он может назвать своей. Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоятельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, небытие и неизвестность, – могут выступать в качестве условия, среды и средства.

Одной из важных форм практического доказательства актуального, а не генетического  морального приоритета личности является ее нравственное совершенствование.

Если наше обычное  нравственное поведение можно условно  сравнить со скоростью, то нравственное восхождение – с ускорением, поскольку  здесь речь идет не о количестве совершаемых нами добрых дел, а об их качестве, о прогрессе самого этического в человеке.

Существует масса  этических учений, которые не только предписывают личности определенный перечень ценностей и норм поведения, но предлагают и свои принципы совершенствования. Среди них, например, этика любви, этика смирения (ненасилия), этика добродетелей, религиозные этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и т.д. Все они предлагают совершенствование, соответственно, в страхе, любви, смирении, жертвенности, служении, молитве, аскезе (т.е. в самоограничении и воздержании) и т.д.

Гуманизм не предлагает этики, фиксируемой и  сконцентрированной на какой-либо одной  нравственной ценности, этическом принципе или позитивном качестве человека. Коротко говоря, этика гуманизма  – это этика человечности. Но что такое человечность? Практически все люди, если не знают (не в состоянии четко сформулировать, что это такое), то могут в жизни чувствовать и различать человечность от бесчеловечности. Скорее всего, человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость. Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, – разум, который делает человечность мудрой и зрелой, зрячей и эффективной.

Но, защищая этику  человечности, гуманизм стремится дополнить  ее некоторого рода перспективизмом  и динамикой.

Гуманистическая этика – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования  и прорыва к другим, лежащим  вне личности реальностям – себе подобному, обществу и природе.

То, что здесь  названо прорывом, составляет высшую точку, кульминацию нравственной жизни человека, его нравственных достижений. Поистине удивителен факт, что всякое личное успешное, творческое и плодотворное усилие человека неизбежно увенчано стремлением поделиться с другими, сообщить другим, дать другим, разделить с другими то, что открылось, что оказалось достигнутым этой личностью. Архимеда из ванной вытолкнула не вода, а та же сила, которая заставила его бежать по улице и кричать человеку и человечеству «Эврика!». Так был открыт и сообщен другим один из знаменитых физических законов.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"