Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:19, реферат
на тему: «Проблема сохранения знаний в цивилизациях разного типа».
Культурология – сложная дисциплина, позволяющая осмыслить культуру как целостное явление, определить наиболее общие законы ее функционирования, а также анализировать феномен культуры как системы.
Целью данной работы является обобщение культурологических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины, получение умения выделять различия, понимать концепции развития знаний и рассматривать проблемы сохранения культурных традиций в разных цивилизациях путем их сравнительной характеристики.
Публичная библиотека в канун революционных перемен
Столетие со дня открытия Публичной библиотеки было отмечено торжественным актом 2 (14) января 1914 года. |
Библиотеке была вручена высочайшая грамота, пожалованная Николаем II. Со всех концов страны - из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов, университетов, ученых обществ - поступили адреса, общим количеством около трехсот. Юбиляра приветствовали и друзья из-за рубежа.
Уровень просвещения в России, состояние библиотечного дела побуждали Публичную библиотеку одновременно быть национальным книгохранилищем и доступной бесплатной библиотекой, народным университетом и ученой лабораторией. "Великая библиотека" России внесла значительный вклад в развитие просвещения и науки. |
Февральская
революция во многих отношениях изменила
привычный ход жизни
Период Гражданской войны и строительства социализма
Годы
первой мировой войны, революций
и разразившейся затем
Годы Великой Отечественной войны
Уже в первые месяцы войны более 50 сотрудников ушли в ряды Красной Армии и народное ополчение; 138 человек погибло в страшную зиму 1941/42 года; число оставшихся в Библиотеке работников сократилось, по сравнению с довоенным временем, в четыре раза и составило около 200 человек. На их долю выпал огромный объем работ, проводимых в неимоверно тяжелых условиях. Тем не менее во все военные и блокадные дни Библиотека не прекращала обслуживания читателей. В эти тяжелые годы Библиотеку возглавляла единственная в истории Публичной библиотеки директор-женщина Е.Ф.Егоренкова.
Вторая половина XX в.
Структура
Публичной библиотеки в послевоенные
годы развивалась в сторону
Значительно увеличилась и общая численность штата Библиотеки, в которой работают сегодня более полутора тысяч человек. Динамика роста Библиотеки естественно определяется потребностями самого времени. В послевоенные годы ее задачи заметно усложнились, а нагрузка на нее возросла. Уже в 1949 году численность читателей, количество посещений и выданных книг увеличились, по сравнению с предвоенным 1940 годом, в два с лишним раза. |
Послевоенная эпоха существенно не изменила положение Публичной библиотеки в системе книгохранилищ страны. 1960-1970-е годы были отмечены прежде всего усилением ее роли как научно-методического и научно-исследовательского центра библиотечного дела в стране. Устав 1976 года определил ее как национальную библиотеку РСФСР, выполняющую функции союзного значения.
Постсоветский период
Распад Советского Союза в декабре 1991 года по-новому поставил вопрос о месте Публичной библиотеки в изменившихся условиях. Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина утратила свой прежний статус и указом Президента России была преобразована в Российскую Государственную библиотеку. Эта роль теперь официально возлагалась на Публичную библиотеку Санкт-Петербурга с одновременным подтверждением ее особого места в национальном историческом и культурном наследии.
Повысилась
самостоятельность Библиотеки в
определении форм деятельности и
перспектив развития, причем как в научной,
так и в финансово-хозяйственной сфере,
включая внешнеэкономические вопросы.
На нее также возложена почетная обязанность
представлять интересы библиотечных кругов
России на международной арене. Сегодня РНБ по составу своих фондов и других информационных ресурсов, по уровню технологий, по квалификации сотрудников отвечает требованиям современных библиотечных учреждений. По ценности своих фондов она стоит в одном ряду с крупнейшими мировыми центрами, сохраняющими культурное наследство. Российская национальная библиотека обеспечивает сохранность более 33 млн. книг и документов в иной форме, обслуживает ежегодно около 1,5 млн. посетителей, выдает почти 14 млн. книг и других документов. |
Критерии сравнения | Китай (Восточная цивилизация) | Египет (Средиземноморская цивилизация) | Россия (Европейская цивилизация) | ||
Образование | Система образования
в Китае включает в себя базисное
образование (дошкольное, общее начальное
и среднее), среднее профессионально- В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. |
Национальная система образования находится в ведении министерства образования. Среди взрослого населения около 52% владеют грамотой. Обучение в школе является обязательным для возрастной категории детей от 6 до 12 лет. Высшее образование на уровне университета остается свободным. | Образование представляет
собой непрерывную систему - общеобразовательные; - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - профессиональные; - учреждения дополнительного образования; - другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Демократизация в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования. Сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная. | ||
Культура | Корни зарождения
относят к древним временам. Показателем
общего подъема культуры являются развитие
научных знаний, письменности, искусства
и литературы. Уникальна, история письменности
Китая. Значительное
развитие получила медицина.
Особое место в культуре Китая занимает Конфуций. Основное учение Конфуция - сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях. За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране. |
Историческое сочетание многих культур, ведь после эпохи фараонов Египет был под властью нескольких империй: греческой, римской, арабской и оттоманской, а еще французской и британской. | Россия является
многонациональным Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран. | ||
Отношение к знаниям | Китай является
нацией с древней традицией почтения
к образованию, в частности к
высшему. В древние времена хорошее
образование вдобавок к высокому баллу
за императорский экзамен открывали ворота
к высшим ступеням иерархической лестницы.
У большинства китайцев на подсознательном уровне до сих пор существует такое отношение и уважение к интеллекту и знаниям, так что они направляют своих детей усердно учиться . |
Переход от мифологического к научному познанию был сложным, многообразным, противоречивым процессом, растянувшимся на многие тысячелетия. В настоящее время отношение к знаниям начинает меняться, в связи с развитием цивилизации, но люди не забывают своих старых традиций и знаний, полученных от своих предков. | В России люди относятся с уважением к знаниям и стремятся получить качественное высшее образование. | ||
Менталитет | Зеркальное
отражение менталитета |
Рациональное
противоречивое восприятие мира –
«Фаустовско-гамлетовское».
Семья - центр общественной жизни. |
Религиозность
и связанное с ней искание
абсолютного добра. Для русского
человека важнее абсолютные ценности
- нравственное добро, красота, истина.
Это повлияло также на специфическое отношение
русского народа к государству и власти,
отношение к своей стране как к Святой
Руси в первую очередь. С другой стороны,
это отразилось в стремлении русского
человека к аскетизму, его непритязательности.
Еще одна важная черта - свободолюбие, в высшей степени - свобода духа. | ||
Религия | Традиционно
в китайской религии и |
Большинство населения в стране исповедует ислам. | Конституция
гарантирует «свободу совести, свободу
вероисповедания, включая право исповедовать
индивидуально или совместно с другими
любую религию или не исповедовать никакой,
свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними».
Особое место занимает православие. |
Выводы
В процессе выполнения работы и культурологического исследования различных цивилизаций, мы выяснили, что несмотря на разницу в менталитете, религии и системе образования, проблема сохранения знаний играет очень важную роль. Страны проявляют уважительное отношение к знаниям и стремятся передавать их из поколения в поколение , посредством создания научных центров, библиотек и применения инновационных технологий доступа к информации.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Культурология