Контрольная работа по дисциплине: Культурология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:19, реферат

Описание работы

на тему: «Проблема сохранения знаний в цивилизациях разного типа».
Культурология – сложная дисциплина, позволяющая осмыслить культуру как целостное явление, определить наиболее общие законы ее функционирования, а также анализировать феномен культуры как системы.
Целью данной работы является обобщение культурологических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины, получение умения выделять различия, понимать концепции развития знаний и рассматривать проблемы сохранения культурных традиций в разных цивилизациях путем их сравнительной характеристики.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Публичная библиотека в канун  революционных перемен

Столетие  со дня открытия Публичной библиотеки было отмечено торжественным актом 2 (14) января 1914 года.

Библиотеке  была вручена высочайшая грамота, пожалованная Николаем II. Со всех концов страны - из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов, университетов, ученых обществ - поступили адреса, общим количеством около трехсот. Юбиляра приветствовали и друзья из-за рубежа.

  Уровень просвещения  в России, состояние библиотечного  дела побуждали Публичную библиотеку одновременно быть национальным книгохранилищем  и доступной бесплатной библиотекой, народным университетом и ученой лабораторией. "Великая библиотека" России внесла значительный вклад в развитие просвещения и науки.

Февральская революция во многих отношениях изменила привычный ход жизни национального  книгохранилища, которое сразу же перестало быть Императорским и  стало именоваться Российской Публичной  библиотекой. Первые дни после переворота Библиотека была закрыта. Общим собранием сотрудников было принято решение о непризнании новой власти и об участии в забастовке протеста, проводившейся учреждениями науки и просвещения Петрограда.

Период  Гражданской войны  и строительства социализма

Годы  первой мировой войны, революций  и разразившейся затем гражданской  войны не прошли для Библиотеки бесследно. Резко - чуть ли не в 10 раз - сократилось, по сравнению с довоенным временем, число читателей. Изменился состав не только посетителей, но и самих библиотекарей. Эмигрировавших специалистов сменили во многом неквалифицированные работники. Ухудшилось пополнение Библиотеки книгами. Издания из-за рубежа практически перестали поступать. Основным источником развития фондов в эти годы стали книжные коллекции бывших правительственных учреждений, дворцов, общественных организаций, а также покинувших Петроград частных лиц.

Годы  Великой Отечественной  войны

Уже в  первые месяцы войны более 50 сотрудников  ушли в ряды Красной Армии и  народное ополчение; 138 человек погибло в страшную зиму 1941/42 года; число оставшихся в Библиотеке работников сократилось, по сравнению с довоенным временем, в четыре раза и составило около 200 человек. На их долю выпал огромный объем работ, проводимых в неимоверно тяжелых условиях. Тем не менее во все военные и блокадные дни Библиотека не прекращала обслуживания читателей. В эти тяжелые годы Библиотеку возглавляла единственная в истории Публичной библиотеки директор-женщина Е.Ф.Егоренкова.

Вторая  половина XX в.

Структура Публичной библиотеки в послевоенные годы развивалась в сторону дальнейшей дифференциации ее отделов и подразделений  по характеру их деятельности. Особенно быстро развивались в ее составе  научно-исследовательские и методические отделения, что было связано с новой ролью Библиотеки как центра, осуществляющего методическое руководство системой массовых библиотек Республики. С середины 1950-х годов все более заметное место в жизни Публичной библиотеки занимает проводимая ею научная работа, что сказалось и на создании соответствующих исследовательских отделов, и на росте квалификационного уровня сотрудников. В настоящее время в ней шесть докторов и 86 кандидатов наук.

  Значительно увеличилась  и общая численность штата  Библиотеки, в которой работают сегодня более полутора тысяч человек. Динамика роста Библиотеки естественно определяется потребностями самого времени. В послевоенные годы ее задачи заметно усложнились, а нагрузка на нее возросла. Уже в 1949 году численность читателей, количество посещений и выданных книг увеличились, по сравнению с предвоенным 1940 годом, в два с лишним раза.

Послевоенная  эпоха существенно не изменила положение  Публичной библиотеки в системе  книгохранилищ страны. 1960-1970-е годы были отмечены прежде всего усилением  ее роли как научно-методического и научно-исследовательского центра библиотечного дела в стране. Устав 1976 года определил ее как национальную библиотеку РСФСР, выполняющую функции союзного значения.

Постсоветский период

Распад  Советского Союза в декабре 1991 года по-новому поставил вопрос о месте Публичной библиотеки в изменившихся условиях. Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина утратила свой прежний статус и указом Президента России была преобразована в Российскую Государственную библиотеку. Эта роль теперь официально возлагалась на Публичную библиотеку Санкт-Петербурга с одновременным подтверждением ее особого места в национальном историческом и культурном наследии.

Повысилась  самостоятельность Библиотеки в  определении форм деятельности и  перспектив развития, причем как в научной, так и в финансово-хозяйственной сфере, включая внешнеэкономические вопросы. На нее также возложена почетная обязанность представлять интересы библиотечных кругов России на международной арене.  

Сегодня РНБ по составу своих фондов и других информационных ресурсов, по уровню технологий, по квалификации сотрудников отвечает требованиям современных библиотечных учреждений. По ценности своих фондов она стоит в одном ряду с крупнейшими мировыми центрами, сохраняющими культурное наследство. Российская национальная библиотека обеспечивает сохранность более 33 млн. книг и документов в иной форме, обслуживает ежегодно около 1,5 млн. посетителей, выдает почти 14 млн. книг и других документов.

               
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Критерии  сравнения Китай (Восточная цивилизация) Египет (Средиземноморская  цивилизация) Россия (Европейская  цивилизация)
Образование Система образования  в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное  и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

В Китае  насчитывается около миллиона учебных  заведений разных ступеней и профилей, в которых обучаются более 200 миллионов  человек.

Национальная  система образования находится  в ведении министерства образования. Среди взрослого населения около 52% владеют грамотой. Обучение в школе является обязательным для возрастной категории детей от 6 до 12 лет. Высшее образование на уровне университета остается свободным. Образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней:            - дошкольные;  
- общеобразовательные;  
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  
- профессиональные;  
- учреждения дополнительного образования;  
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Демократизация в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования. Сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.
Культура Корни зарождения относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы. Уникальна, история письменности Китая. Значительное развитие получила медицина.

Особое  место в культуре Китая занимает Конфуций. Основное учение Конфуция - сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях.

За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в  любой другой стране.

Историческое  сочетание  многих культур, ведь после эпохи фараонов Египет был под властью нескольких империй: греческой, римской, арабской и оттоманской, а еще французской и британской. Россия является многонациональным государством. В  Российской федерации помимо русских, составляющих 79,83 %, проживает свыше 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке и православии.

Современная история культуры в России связана  с восстановлением элементов  культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР.  В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран.

Отношение к знаниям Китай является нацией с древней традицией почтения к образованию, в частности к  высшему. В древние времена хорошее  образование вдобавок к высокому баллу за императорский экзамен открывали ворота к высшим ступеням иерархической лестницы.

У большинства  китайцев на подсознательном уровне до сих пор существует такое отношение  и уважение к интеллекту и знаниям, так что они направляют своих детей усердно учиться .

Переход от мифологического к научному познанию был сложным, многообразным, противоречивым процессом, растянувшимся на многие тысячелетия.  В настоящее время  отношение к знаниям начинает меняться, в связи с развитием  цивилизации, но люди не забывают своих старых традиций и знаний, полученных от своих предков. В России люди относятся  с уважением к знаниям и  стремятся получить качественное высшее образование.
Менталитет Зеркальное  отражение менталитета европейцев. «Система программного обеспечения» в голове китайца работает как бы наоборот. Поведение китайца также является практически полной противоположностью поведению европейца. Китайская вежливость — это в нашем понимании «антивежливость». То, что европеец воспринимает как галантность, для большинства китайцев простой расчет. Рациональное  противоречивое восприятие мира –  «Фаустовско-гамлетовское».

Семья - центр общественной жизни.

Религиозность и связанное с ней искание  абсолютного добра.  Для русского человека важнее абсолютные ценности - нравственное добро, красота, истина. Это повлияло также на специфическое отношение русского народа к государству и власти, отношение к своей стране как к Святой Руси в первую очередь. С другой стороны, это отразилось в стремлении русского человека к аскетизму, его непритязательности.

Еще одна важная черта - свободолюбие, в высшей степени - свобода духа.

Религия Традиционно в китайской религии и философии  сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. Они благополучно существуют, причем зачастую — в пределах одного храма. Большинство населения  в стране исповедует ислам. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Особое  место занимает православие.

 

Выводы 

В процессе выполнения работы и культурологического  исследования различных цивилизаций, мы выяснили, что несмотря на разницу в менталитете, религии и системе образования, проблема сохранения знаний играет очень важную роль. Страны проявляют уважительное отношение к знаниям и стремятся передавать их из поколения в поколение , посредством создания научных центров, библиотек и применения инновационных технологий доступа к информации.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Культурология