Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:47, контрольная работа
Задание1.Какие духовные противоречия были присущи в эпоху Просвещения.
Задание2. Ислам. Особенности мировоззрения и образа жизни.
Задание 3. Славянское язычество и его отличительные особенности.
Задание1. Какие духовные противоречия были присущи в эпоху Просвещения.
Эпоха Просвещения навеяла человечеству о том, что светлый разум, свобода и справедливость должны восторжествовать, если вокруг этой идеи сплотятся люди, открытые знанию о мире и самому миру. Уже в прошлом веке сложился культ разума и в научных построениях, и в искусстве, и в человеческом поведении. Но рядом продолжал существовать религиозный обскурантизм. Просвещение продолжило вечный спор между справедливостью и бесправием всех и каждого, между умом и глупостью, между знанием и невежеством, между чувством и разумом.
Практически везде век начался с усиления королевской и духовной цензуры и — одновременно — с неистребимой жажды свободы духа и личной свободы. Мечта просветителей — создать разумный мир, где у каждого человека всего, что ему необходимо, вдосталь.
XVIII век в европейской культуре принято называть веком Просвещения потому, что здесь сложилась и была сформулирована главная идея времени: разум, просвещенность и воспитание — основа для создания новой жизни, нового строя, новых форм права, которые также должны определяться разумом, а не сословной принадлежностью. Эпоха Просвещения не только провозглашает ценность знания, но и действует, стремясь к просвещению каждого человека.
Сама идея просвещения несла в себе некий парадокс: культура этого времени переплеталась с идеологией, целью которой было ниспровержение всего отжившего, реакционного, такого, как социальное устройство с его крепостничеством, монархическое правление, отсутствие гражданских свобод, устаревшие религиозные или философские доктрины, нравы аристократов, глупость отсталого средневекового сознания обывателей или другие стороны действительности. Критичность мышления была беспощадной, все должно было пересматриваться с позиции разума и быть либо измененным, либо уничтоженным. Можно назвать этот период культуры человечества и порой надежд на то, что разумное и просвещенное общество способно в самом скором будущем создать некую единую общность людей, которую объединят Свобода, Равенство, Братство. Появляется образ “гражданина мира”, естественного человека.
Еще одно явление, значение которого невозможно переоценить, берет свое начало в XVIII веке. Это знаменитый промышленный переворот, определивший развитие человечества на все последующие времена. Как и всякое масштабное явление, он имеет свои истоки в прошлом. Еще в XVII веке были изобретены машины, более производительные, чем ручной труд нескольких рабочих. Но никакое сопротивление людей ни разу в истории человечества еще не смогло остановить процесс развития производства.
В этом случае не произошло облегчения труда людей.
Однако ни одна предыдущая эпоха не смогла преодолеть вассальной зависимости людей в европейском обществе. Краткие периоды борьбы за личную свободу сменялись длительными временами еще большего закабаления, например, крестьян. Ремесленный люд имел другие формы зависимости, но свободен не был никогда. Новое производство требовало личной свободы работника, дававшей ему возможность продавать свою рабочую силу. Парадокс времени заключался и в том, что носителем прогресса выступал чаще всего человек третьего сословия, буржуа, работник же медленно, но верно становился придатком машины, теряя даже те малые крохи самостоятельности, которые ему предлагало его новое положение в обществе. Именно в XVIII веке наметился следующий виток социального противостояния, в котором переплетается прежний антагонизм короля (или другого властителя) со своими подданными, старой и новой аристократии, аристократии и буржуазии, аристократии и крестьян и, наконец, буржуазии и нового социального слоя — рабочих.
Промышленный переворот XVIII века не прибавил оптимизма и не вызвал восторга, т.к. был довольно болезненным процессом. Такова судьба любого технического прогресса. Большая часть работного люда оказалась обездоленной: прежнее ремесло уже не кормило их, они испытали на себе не только новые формы труда, но и новые способы порабощения, при котором работник — не мастер, а часть общего производства. Многообразие этих и иных причин подвигнуло лучшие умы общества к поиску причин и смысла отношений между его членами. Великие философские системы прошлого так или иначе рассматривали проблему человека. Наиболее мощно проблема человека прозвучала именно в эпоху Просвещения.
Главным пафосом времени было стремление к уничтожению феодализма. Но главным героем, центральным звеном философии эпохи Просвещения стал человек.
Особенной была критика государственности, власти и абсолютистской формы правления. Одновременно с представлениями о справедливом государстве, праве и его связи с нравственностью огромное место занимает проблема свободы.
Заметив
противоположность “
Выполнение долга определяет свободу человека, делая его независимым, оно является условием личного достоинства человека.
Мечты о свободном и счастливом человеке, воспитание разумного, совершенного, гуманного и достойного человека — ведущая тема не только философии, но и искусства.
В итоге гордые призывы просветителей к свободе, равенству и братству как к естественному состоянию человека натыкались на прямое противостояние реакционного мышления.
Вопрос 2. Ислам. Особенности мировоззрения и образа жизни.
Ислам - последняя из ниспосланных откровением божественных религий. Его отличает простота и доступность разуму любого человека. Это огромный мир со своими законами, моралью, эстетическими и нравственными нормами. Сотни миллионов людей поклоняются Аллаху, чтут его пророка Мухаммада, живут по законам ислама.
В отличие от многих других верований, Ислам в своем названии и в сути своего учения не имеет связи с какой-либо отдельной личностью, народом или же страной, а также не является плодом простого человеческого воображения. Он представляет собой цельное мировоззрение, основанное на Божественных откровениях Всевышнего Аллаха с универсальным содержанием духовно- нравственного, научно-философского, общественно-политического и экономического порядка, знает все пути ведущие к счастью и процветанию, а также дает человеку глубочайшие разъяснения о любых предметах его любознательности. Стержнем всего Исламского учения является вера в единство и могущество Всевышнего Аллаха, сотворившего бескрайнюю Вселенную, в безграничном пространстве которой человек подобен маленькой песчинке и создавшего прекрасный мир Земли на благо всего человечества. Мировоззренческая сердцевина этой культуры - положения о человеке. Владения Всевышнего его безграничны. Несмотря на то, что мы лишены возможности воочию увидеть в этой жизни своего Творца, мусульмане ведают о том, что вся Вселенная наполнена высшим разумом Всевышнего Аллаха, находят бесчисленные проявления Его Божественной мудрости, как в окружающем мире, так и в самих себе. Характерной чертой Ислама является то обстоятельство, что мусульмане в своем учении о Боге поступают намного честнее, открыто признавая недоступным для человеческого разума то, что находится за гранью понимания и, не пытаясь затуманить людям головы, чтобы перетянуть их на свою сторону. Должна заметить, что Ислам вообще далек от любых теоретических спекуляций, в отличие от псевдонаучной демагогии тех, кто все еще смотрит на упразднение религии как на необходимое условие дальнейшего развития человеческого общества. Первопричиной всего сущего во Вселенной является только лишь Высшая Сущность, по своему разуму, могуществу и силе стоящая превыше верхнего предела высоты, поклонение которой есть ни что иное, как выражение признательности за радости земного бытия, способности разума, а также за возможность достижения райского блаженства при условии исполнения предписанных религиозных обрядов и соблюдения нравственных норм. При этом мусульмане полагаются на сведения, которые Всевышний Сам пожелал сообщить о Себе в Благородном Коране, этом фундаментальном источнике Исламского мировоззрения, правдивыми устами своего Посланника -- Пророка Мухаммада, решив что этих знаний для людей будет вполне достаточно на весь оставшийся период их существования. В то же время из Корана доподлинно известно, что Всевышний - это Единая и Всемогущая Сущность, бытность которой не ограничена во времени и пространстве, что Он - единственный, кто полностью осведомлен как о внутренней, так и о внешней стороне всего сущего во Вселенной, а также и ее самой. Всевышний Аллах из милости подарил нам мудрое учение Ислама, возложив великую пророческую миссию на благороднейшего и правдивейшего из сынов Адама - Пророка Мухаммада, одновременно строго всех предупредив, что этот шанс у человечества последний. Исламское мировоззрение является монотеистическим, а сам монотеизм выражен в исламе в самом чистом и незамутненном виде. С точки зрения ислама, нет ничего и никого, подобного Богу, и ничто нельзя уподобить Ему.
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена.
Известно
Следующая - ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями.
Кроме ограничений,
связанных с постом, в исламе существует
большое количество запретов, регулирующих
различные стороны жизни
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама.
Хаджж завершается праздником. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником.
Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.
Мужчина становится
мусульманином после того, как
над ним в раннем возрасте совершается
обряд обрезания. Заключение брака
совершается в присутствии
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире.
Наиболее
Вывод: неоднозначное понимание особенностей специфики мусульманской культуры обусловливает острую полемику вокруг этой проблемы, столкновение различных социально-политических сил.
Задание 3. Славянское язычество и его отличительные особенности.
На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории.
С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока.
Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI—VIII веков говорят о двух ветвях славян — антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время. И с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян.
Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Во второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.