Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:17, реферат
Мир чувств, эмоций, настроений, переживаний называют душой. Чувства, эмоции, настроения – это элементы души, то, из чего состоит душа. Подчёркивая их принадлежность душе, чувства и эмоции называют состояниями души, позывами души, порывами души. Переживания называют душевными переживаниями, а настроения – настроениями души.
Мир чувств, эмоций, настроений, переживаний называют душой. Чувства, эмоции, настроения – это элементы души, то, из чего состоит душа. Подчёркивая их принадлежность душе, чувства и эмоции называют состояниями души, позывами души, порывами души. Переживания называют душевными переживаниями, а настроения – настроениями души.
Душа́ (греч. ψυχή, лат. anima) — в религиозной философии нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью. Душа человека отличается от его духа тем, что дух ориентирован на Высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед Высшим, в жажде Бога и устремлении к Нему, тогда как душа определяет внутреннюю жизнь человека, раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир.
Концепт “душа” был рассмотрен с мифологической, философской и психологической точки зрения. Мы исследовали изначальное формирование концепта “душа” и выяснили, что душа является важнейшей частью всего живого на земле. Понятие “душа” восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека. С древнейших времен многие философы, этики и психологи занимались изучением концепта “душа”. Они ставили вопросы о том, где находится душа, какая она, чем она обладает и куда уходит после смерти человека. В настоящее время интерес к понятию “душа” очень возрос, так как в современном беспокойном мире человек стремится к покою, к безопасности и поэтому он все больше и больше обращается к понятию “душа”.
Понятие "душа" с трудом поддается определению, потому что в разных контекстах оно употреблялось по-разному. В сущности, оно обозначает жизненную силу индивида, в отличие от его физического тела. Иногда проводят тройственное различение — тела, души и духа. В этом случае "дух" обозначает жизненную силу, а душа — ядро человеческой личности. Во всех религиозных традициях, за исключением классического буддизма, душа считается бессмертной, хотя в разные жизненные сроки она может соединяться с разными физическими телами.
Буддийское учение об anatta, или "отсутствии души",
говорит о том, что душа является плодом
человеческого воображения, откуда следует,
что она не способна сохраняться после
смерти тела. Перевоплощение является
следствием кармы — суммы всех поступков,
хороших и дурных, — и не включает в себя
передачу сознания или личности от одной
жизни к другой.
Согласно христианству и другим ведущим
религиям Запада, душа индивида творится
Богом в начале каждой новой жизни и вкладывается
Им в тело человека. После смерти тела
душа не умирает, а продолжает существовать
в загробном мире. Христиане верят, что
в конечном итоге индивида ждет телесное
воскресение.
Племенные культуры, например,
культуры аборигенов Америки, Африки или
Австралии, имеют более сложные
верования о душе. В некоторых
обществах существует вера в то,
что тело в каждый момент времени
является домом более чем для
одной души. Согласно некоторым системам
верований, души наследуются от каждого
из родителей и передаются через
представителя соответствующего пола
их детям. В других случаях разные
души несут ответственность за разные
телесные функции — одна может
ассоциироваться с дыханием, другая
— с разумом, третья — с костями
и т.д.
Почти всегда одна из этих душ считается
отделимой от тела в продолжение жизни;
считается также, что странствия этой
души несут ответственность за сны и болезни,
тогда как постоянное отделение души имеет
результатом смерть. После смерти душа
(или дух) может разделяться на две (или
более) части, может стать призраком, родовым
духом или перевоплощающимся духом, так
что противоречие между перевоплощением
и жизнью после смерти не признается. Душа
(или дух) рассматривается как двойник
тела, а иногда отождествляется с тенью
человека.
Душа в большинстве религий мира бестелесный, бессмертный элемент, источник жизни физического тела. Идея души существует во всех человеческих культурах, хотя может принимать разные формы и смысловые оттенки. В самом общем смысле душа — принцип жизни; начало, “оживотворяющее” тело. Характер связи души и тела понимается в разных традициях различно, уникальность связи души и тела в христианской культуре противостоит идеям переселения душ в индуизме, буддизме, греческой религии и философии. Соответственно, с разделением души и тела во многих культурах связывается смерть, а также “пограничные” состояния сна, болезни, транса и т.д. Концепция души связана со стихийным гилозоизмом, представлением об одушевленности материи, аналогичным буддийскому учению об атамане — всемирной душой Первичное разделение предметов на “живые” и “мертвые” в первобытных верованиях привело к обозначению термина “душа” в различных языках через “дыхание” (в христианской догматике “душа” и “дух” различаются как личностное и надличностное начала). Традиционно ассоциирование души с разными функциями и органами тела: кровью (иудаизм), носом (индейцы Анд), сердцем (др.-егип), мозгом. Платон и платоники различали “разумную душу”, помещавшуюся в голове, и “неразумную душу”, состоящую из двух частей — “мужества” в груди, “вожделения” в животе. Многим народам мира известно представление о множественности душ; у горноалтайских народов, имевших термин для общего понятия души (сюне), признавалось существование семи видов души: тын — собственно дыхание; кут — жизненная сила человека; джула и сюр — двойник, способная к передвижению отдельно от тела; аруу кёрмёс и джаман кёрмёс — душа или дух покойника (добрая и злая); и соответственно их материализации — джел-салкын (“ветерок”, живет в раю) и юзют (вихрь, обитает в подземном царстве). Несколькими душам наделяли человека эвенки. В отечественной науке явственна тенденция не применять термин души, рассматривая ранние представления о “душах”, характерные, в частности, для культур народов Сибири.
В Древнем Египте признавалось существование разных видов душ (ка и ба). Часто душа ассоциировалась с тенью (в отличие от людей вампиры, упыри не имеют тени), с отражением лица или тела на воде, зеркале, с портретом, что сближает понятия души и двойника. Для ранних этапов развития культуры характерно представление о зооморфной душе; широко распространен в верованиях разных народов образ души-птицы. В поздних религиях душа изображается в виде принадлежащего ей тела, нередко прозрачного, с крыльями и т.д. По В. Вундту, концепция “свободной души” (псюхе) возникла позднее учения о “телесной душе”. Э. Тайлором и Г. Спенсером разработана теория анимизма как формы и даже универсальной стадии религии, не разделяемая в наше время многими специалистами. Дж. Фрезер приводит многочисленные примеры поверий о вселении человеческой души в животных, что послужило выработке им концепции тотемизма.
В разных религиях резко противопоставлены душа и тело. Этот принцип находит крайнее выражение в аскетизме. В католицизме (томизм) идеально полным существование признается только при условии союза души и тела, тем самым обосновывается библейский тезис о телесном воскресении всех умерших на Страшном суде. В индуизме и буддизме бессмертие души видится в метемпсихозе, реинкарнации, сансаре; в иудаизме фарисеи, в частности, считали, что добрая Д. возвращается в человеческое тело для новой жизни, а злая пребывает в вечном изгнании. Согласно представлением, принятым в православии, после смерти человека душа первые три дня обитает в близости от тела, затем предстает перед Богом, который посылает ее до девятого дня осмотреть рай; затем душа идет в ад — увидеть муки грешников, на 40-й же день она опять является к Богу и ее судьба решается окончательно до Страшного суда. Эта концепция — частная разработка общего учения о бессмертии души.
В культурной истории и антропологии исследование представлений о душе, бытующих в различных культурах, выполняют роль своего рода фокуса, отражающего общую картину мира и ментальный склад данной культуры, этноса, группы и т.д.
Существует много выражений о душе, например, выражение: снять груз с души, отдохнуть душой, душа моя, отдать богу душу, душа - девица и другие давно вошли в языковую культуру русского народа.
Выражения о душе в русском языке достаточно многочисленные. Они выражают различные семантические категории, которые можно подразделить на словесные группы. Во-первых, выражения о душе могут выражать определенные ощущения и чувства, которые могут иметь как позитивную, так и негативную окраску.
Общее позитивное представление формулируется при наличии признака “душа” в данных выражениях, например: Радостно на душе; Приходиться по душе; Быть по душе.
Отрицательные представления формируются, когда признак “душа” отсутствует или отрицается, например: Без души (без желания); Мне это не по душе (не нравится); Душа не принимает чего-нибудь (не хочется).
Среди позитивных чувств выявляются:
1) радость: За душу берет (очень волнует); Душа поет (радуется);
2) любовь: Души не чаять в ком-л. (сильно любить кого-н.);
3) вдохновение: Предан душой и телом своему делу; Вложить душу в дело (отдаться целиком делу); Душа взыграла.
4) восхищение: За душу берет (восхищает);
Негативные чувства:
1) беспокойства: Душа не на месте (беспокойно); Душа болит; Проситься из души.
2) испуг: Душа в пятки ушла (испугался); Без души (вне себя, без памяти от страха); Душа перевернулась.
3) горе: Душа надрывается; Душа ноет.
Во-вторых, выражения о душе гласят о негативных и позитивных поступках личности.
Позитивные поступки: Вдохнуть душу (оживить, возродить что-л.); Положить душу за кого-то (отдать жизнь); Жить душа в душу; Читать в душе; Снять груз с души.
Негативные поступки: Вымотать всю душу; Стоять над душой (неотступно находиться около кого-н., надоедая); Тянуть душу (из кого-то).
Само понятие “душа” имеет значение “жизнь”, “человек”, поэтому в выражениях с концептом “душа” часто описываются определенные характеристики человека. И они тоже могут распределяться по шкале “хороший” – “плохой”.
Хороший |
Плохой |
Душа моя! (в обращении: милый(ая)); Душа-человек (очень хороший, отзывчивый человек); Душа-девица-красавица; Душа беседы, душа всей компании; Родные души (близкие люди); Живая душа (кто-то, но с позитивным смыслом); Нет ни единой живой души (никого нет) – часто употребляется “ни души”, в позитивном смысле, если надо выполнить какое-то действие или сохранить тайну, секрет. |
Бумажная душа (о бюрократе); Заячья душа (о трусливом, робком человеке); Чернильная душа (о канцелярском чиновнике); Мертвая душа (никто), преимущественно встречается в художественной литературе (например, у Гоголя Н.В. в поэме “Мертвые души”, где “душа” становится нарицательным отражением обмана, аферы). |
Выражения о душе раскрывают характеристики личности:
а) здоровье: В чем душа держится (о хилом, больном человеке);
б) открытость, искренность: По душам говорить (откровенно) Излить душу – высказать откровенно.
в) материальное обеспечение: За душой нет (ничего, ни копейки) – у кого нет ничего.
г) пьянство: На пропой души.
д) природные склонности: Поэт в душе.
В связи с тем, что концепт “душа” связан с концептом “человек”, а люди умирают, то существуют и выражения связанные со смертью “души” и “человека”: Душа с телом расстается (смерть пришла); Душа улетела.
Помимо выражений о душе, существуют различные пословицы и поговорки о душе.
Пословицы и поговорки могут показывать различные качества и чувства, которые могут быть как позитивными так и негативными:
Позитивные: Сухая душа - мудрейшая и наилучшая; Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы; Душа Божья, голова царская, спина барская.
Также к
позитивным качествам можно отнести необхо
Искренность: От души, душою рад.
Стремление: Душу вложишь — все сможешь; Не пожалей души своей; К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Негативные: Грешное тело и душу съело; Душа кривая всё принимает; Одна душа, и та нехороша.
Испуг: Душа в пятки вошла.
Боль: Душевная боль хуже физической.
Встречаются противоречия души и тела: Душа не принимает, а тело просит; Ни душе поминовенья, ни телу погребенья.
Души и голоса: Душа — что в венике, а голос — что в тереме.
Души и сердца: Душа не стерпит, так сердце возьмет.
Души и совести: Душа христианская, да совесть цыганская.
Часто встречаются пословицы о своей душе и о чужой душе.
Своя душа: Своя душа всего дороже; Своя душа не холоп.
Чужая душа: В чужой душе - не вода в ковше: не разглядишь сразу; В чужую душу не влезешь.
Русский народ всегда был очень религиозным, и это не могло не отразиться на русском фольклоре: Жив Бог – жива душа моя; Отпусти душу на покаяние; Как Бог на душу положит.
Встречаются пословицы и поговорки, посвященные семье:
Муж голова, жена душа; Вся семья вместе, так и душа на месте.
Пословицы, поговорки и выражения о душе - это элемент русской устной речи, которые делают ее красочной и образной.
Использованная литература: