Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:50, реферат
В исследовании истории науки несомненный интерес представляет поиск тех трудов, которые дали первоначальный импульс ее становлению и развитию. Занятие это не только увлекательное, но и спорное. Ведь довольно редко бывало так, чтобы в трудах ученых сразу была бы сформулирована общая концепция науки, употреблялась бы та терминология, которая будет использоваться впоследствии.
Введение 3
Биография И.Г. Гердера 4
Концепция культуры И.Г. Гердера 6
Заключение 17
3.Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-
Факультет Дистанционного обучения
по дисциплине «Культурология»
на тему
«Концепция
культуры И.Г. Гердера»
Вариант
№ 1
Работу
выполнил(а) студент(ка)
Сальникова Е.М. группа 2-5 Мн ЦДО г. Мценск |
Замечания
по работе |
Работу
проверил(а)
Шевченко М.А. |
Отметка о зачете дата «____» _________2011 г.
Подпись преподавателя ________________
г.
Мценск, 2011г.
Введение
Заключение
3.Список литературы
В исследовании истории науки несомненный интерес представляет поиск тех трудов, которые дали первоначальный импульс ее становлению и развитию. Занятие это не только увлекательное, но и спорное. Ведь довольно редко бывало так, чтобы в трудах ученых сразу была бы сформулирована общая концепция науки, употреблялась бы та терминология, которая будет использоваться впоследствии. Иногда то или иное произведение лишь в будущем приобретало особое значение, а современниками отвергалось или даже высмеивалось. И тем меньше было претензий на открытие новой науки у самого автора. Ведь каждый пишет, повинуясь течению собственных мыслей.
Наверное, несправедливо было бы в истории науки пользоваться такими понятиями, как основоположник, первооткрыватель, ибо они герметизируют культурное пространство, плотно закрывая входную дверь. Более тщательный анализ может изменить представления о начале, отодвинуть его в более давние времена, высветить значение других имен и идей. Но если место основателя уже занято, то переместить его с пьедестала весьма трудно.
Поэтому,
начиная историю культурологии, будем
помнить эти предварительные рассуждения
и не закроем дверь входящим, но лишь обозначим
контуром начало науки о культуре. Оно
относится к периоду XVIII века, именуемого
эпохой Просвещения. Идеи веры в человека,
в его разум, развиваемый просвещением
и образованием, в возможность преодоления
невежества и торжества гуманности увлекали
многих мыслителей в разных странах мира.
Эти идеи получили широкое распространение
во Франции в произведениях Ш.Монтескье,
К.Гельвеция, Вольтера, П.Гольбаха, Ж.-Ж.Руссо.
В Германии их развивали Г. Лессинг, И.Кант,
И.Гердер, в России - А.Н.Радищев, Н.И.Новиков,
Я.П.Козельский, в Северной Америке - Б.Франклин,
Т.Купер, Т.Пейн.
1.Биография И.Г. Гердера
Идеи просвещения
витали в воздухе, они наполняли духовную
атмосферу, проникали в искусство и литературу,
психологию и антропологию, педагогику
и этнологию. Просветителей интересовала
историческая эволюция человечества,
взаимосвязь между эпохами, проблемы единства
природы, общества и культуры. Но особые
надежды возлагались на возможности совершенствования
Человека, развития в нем благородства,
милосердия и гуманности. На этом общем
духовном фоне возникает наука о культуре
как философия истории человечества. Именно
эти идеи отражены в творческом наследии
немецкого ученого И.Г.Гердера. Обратимся
к биографии ученого и его взглядам на
развитие культуры.
Иоганн Готфрид
Гердер родился в 1744 г., в Морунгене, небольшом
городке в Восточной Пруссии, в семье школьного
учителя. После получения общего образования,
знакомый русский военный хирург убедил
его заняться медициной и отвез в Кенигсберг.
Но Гердер принял иное решение и в 1762 г.
поступил не на медицинский, а на богословский
факультет Кенигсбергского университета.
Там он слушал лекции магистра философии
Иммануила Канта, в архивах сохранились
его аккуратные и обстоятельные конспекты.
Кант оказал большое влияние на Гердера,
хотя впоследствии Кант подвергал его
сочинения критике, а их взгляды на философию
и культуру не совпадали. Гердера привлекало
в лекциях Канта не только богатство мыслей,
но и приятная речь, сопровождаемая шутками,
юмором и веселостью. Эти черты вносят
новое в портрет великого мыслителя, обычно
изображаемого педантом, по прогулкам
которого кенигсбержцы сверяли часы. Немалое
влияние на мировоззрение Гердера оказал
немецкий философ-иррационалист И.Г.Гаман,
известный под псевдонимом Северный Маг.
Он настаивал, на преимуществах веры и
интуиции перед разумом, тем самым способствуя
преодолению рационализма. После Кенигсберга
Гердер переезжает в Ригу, сочетая деятельность
священника с педагогической работой
и литературными занятиями. Спустя пять
лет он покидает Ригу и переезжает в Париж,
где знакомится с идеями Монтескье, Да-ламбера
и Дидро. В 70-е годы он возвращается в Германию,
создает трактат "О происхождении языка",
получает премию в Берлинской Академии
наук. В эти годы происходит его знакомство
с Гете, который очень высоко оценивает
философские идеи Гердера, откликается
на движение "Бури и натиска", столь
популярного в Германии. По протекции
Гете он занимает должность генерал-суперинтенданта
и первого проповедника в Веймаре. Совместно
с Гете он издает сборник "О немецком
характере и искусстве", а котором их
взгляды во многом совпадают, а вокруг
Гете и Гердера складывается кружок вольнодумцев,
С
1784 по 1791 г. Гердер издает свой основной
труд по культурологии - "Идеи к философии
истории человечества", принесший ему
всемирную известность, В Германии опубликовано
полное собрание сочинений Гердера в 45
томах. 8 России читателями Гердера были
Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин,
В.А.Жуковский. В "Арабесках" Н.В.Гоголь
назвал его величайшим зодчим мировой
истории. В "Войне и мире" Л.Толстого
Пьер Безухов в беседе с Андреем Болконским
излагает идеи Гердера о беспредельном
совершенствовании человека. Творчеству
Гердера посвящали свои исследования
российские ученые В.Ф.Асмус, В.М.Жирмунский,
А.В.Гулыга. Его имя вошло в энциклопедии,
учебники по истории философии. Но отношение
к Гердеру и при жизни, и а последующие
годы не было однозначным. Многие относились
к нему скептически, корили за эмпиризм,
эмоциональность, непрочность теоретических
построений, описа-тельность, чрезмерную
приближенность к реальности.
В русских переводах "Идеи" частично издавались в 1829 г. и в 1959 г. Наиболее полное издание вышло в 1977 г. в серии "Памятники исторической мысли". Умер Гердер в 1803 г., в Веймаре.
2. Концепция культуры И.Г. Гердера
Теперь
обратимся к более подробному описанию
культурологической концепции Гердера,
изложенной в труде "Идеи к философии
истории человечества". Это произведение
состоит из 4 частей и 20 книг, в каждой из
которых рассматривается "местожительство"
Человека и его культуры на планете Земля.
Гердер ставит задачу проследить историческую
судьбу человечества как части Вселенной,
понять смысл его существования на Землей.
Философия истории человеческого рода
должна начаться "с небес", поскольку
Дом наш - Земля, которая не сама по себе
наделена способностью создавать и сохранять
органические существа, а получает их
от сил, пронизывающих нашу Вселенную.
Поэтому и Землю нельзя рассматривать
отдельно, а лишь в хоре миров, куда она
помещена. Незримые, вечные узы привязывают
ее к Солнцу, от которого на Земле свет,
тепло, жизнь и цветение. Таково начало
культурологической концепции Гердера.
Он не противопоставляет культуру и природу,
но видит их единство и взаимозависимость.
Путь
метафизических рассуждений короче, но
если они отвлечены от опыта, от аналогии
в природе, то это - плавание по воздуху
без опоры, и оно редко приводит к цели.
Этот космологический подход был близок
идеям Канта, изложенным во "Всеобщей
естественной истории и теории неба"
в 1755 г., и впоследствии нашел подтверждение
и развитие в концепциях русских космистов
- В.И.Вернадского, АЛ.Чижсвского, К.Э.Циолковского,
Н.Ф.Федорова. Гердер допускает возможность
существования Сестер Земли, населенных,
возможно, куда более великолепными существами;
но на Земле живут те, кто может жить на
ней, и этого довольно. Все наши чувства
созданы этим строением Земли, соответственно
действуют и все душевные силы. "Мироздание
строем своим во веки веков бережет внутреннее
мое существо, внутреннюю жизнь".
Наши
мысли, силы и способности коренятся в
строении нашей Земли, мы должны пользоваться
созидательными силами Природы. Но при
этом в далеком будущем, пишет Гердер,
мы сможем путешествовать не по одной
звезде, общаться со всеми достигшими
зрелости живыми творениями многочисленных
братских миров, и тогда откроется небывалая
перспектива - идти вместе, по пути добра
и красоты, сообщая друг другу свои чувства
и жизненный опыт. А пока мы должны помнить,
что наш рассудок - земной, и он постепенно
сложился на основе чувственных впечатпений
от нашего земного окружения. Если Вселенную
можно сравнить с радугой, то в этом многоцветьи
Земля -лишь один цвет, один звук в гармонии
звезд.
Человек
- это микрокосм, он сын всех стихий и веществ,
последнее любимое дитя, рожденное в лоне
природы. В природе совершались различные
катаклизмы - наводнения, извержения -
и древнейшая письменная и устная традиция
народов сохранила воспоминания в своей
культуре об этих потрясениях и бедствиях.
Но из всех катастроф Земля выходила обновленной,
словно Феникс, восставая из пепла. Среди
всех существ - Человек самое восприимчивое,
вся Земля создана для него, он для всей
Земли. Он может приспособиться и жить
на Земле в самых различных условиях. Это
происходит потому, что его главной собственностью
является Земля. Так же как сила тяжести
обеспечивает нам устойчивость, так и
жизненная привычка дает постоянство.
"Всякий человек любит свою страну,
свои нравы, свой язык, свою жену, детей
не потому, что они лучше всех на свете,
а потому что они показали, что принадлежат
ему, потому что в них он любит себя самого
и свой труд" . И перелетные птицы гнездятся
там, где родились, и самое неблагодарное
и суровое отечество обладает притягательной
силой для племени людского, привыкшего
к своей стране. Итак, если мы спросим:
"Где отечество людей?", то повсюду
нам ответ: "Здесь!" Везде, где могут
жить люди, они и живут, а жить они могут
почти повсюду. От Природы зависит и длительность
человеческой жизни, и мера наших сил,
и смена возрастов, и перемены занятий
и мыслей. Земля - это сцена, на которой
разворачивается человеческая История
и Культура. Человек должен научиться
пользоваться Домом, в котором он живет,
с благоговением относиться к Природе.
Человеческая
жизнь в той мере, в какой она растительна,
разделяет судьбу флоры. Человек рождается
из семени, нуждается в теплой материнской
оболочке, растет, цветет, отцветает, умирает.
Человек не только подобен растению, но
и нуждается в нем. Пища, целебные средства,
одежда, жилище, посуда и многое другое
тесно связаны с растительным миром.
История
человечества будет неполной, если ее
рассматривать вне связи с миром животных.
История культуры наполнена различными
сюжетами приручения животных, близости
с ними, использования для своей жизни.
Человек
является высшим творением, он замкнул
цепь земных созданий. Он - первый "вольноотпущенник",
наделенный разумом, гуманным духом и
особым образом жизни. Призвание человека
заключается в-том, чтобы учиться всему.
В зависимости от этого разум человека
может быть скуден или изобилен, здрав
или болезнен, уродлив или строен. Его
высокое предназначение состоит в том,
чтобы развивать свой разум, действующую
в нем "богоподобную силу". Результатом
всего земного творения, - пишет Гердер,
- и было это подобие Богу. "Бог уже не
мог подняться выше, действуя на этой жизненной
сцене, но он и не остановился прежде, чем
поднялся до высшей точки". Интересно,
что в русской культурологии XIX - XX вв. эти
идеи "богоподобия" человека развивались
В.Соловьевым, Н.Бердяевым. На Земле человек
не может перейти ни в какой иной органический
строй, на в его существовании обнаруживается
противоречие. Как животное он служит
Земле и привязан к ней, как к своему родному
жилищу, Но человек заключает в себе семена
-бессмертия и потому "должен расти
в другом саду". Он одновременно представляет
два мира, и отсюда явная двойственность
его существа. В нем заложена лишь способность
человечности, но ее нужно воспитывать
усердием и трудами. Животное в человеке
всю жизнь жаждет управлять им, тянет его
к земле и только дух возносит его, но этот
венец трудно завоевать. Потому человек
представляет собой "cреднюю породу"
переход от одной стихии к другой. Удержаться
в равновесии - немалый труд -и именно эта
цель возложена на культуру. "Исследовать
дух гуманности - вот подлинная задача
человеческой философии, она являет себя
и в общении людей, и б государственных
делах, и в науках, и в искусствах.