Концепция Данелевского

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:39, доклад

Описание работы

Книга «Россия и Европа» была написана в 1868 году. В книге производится мысль о взаимосвязи внешних и внутренних условий развития страны. Поэтому историю России Данилевский рассматривает на протяжении, по крайней мере, двухсот лет. Данилевский ясно видел, что любые социальные преобразования будут безуспешными, разрушительными, если они осуществляются по сомнительным причинам. Отношения России и Европы позволяют ему выявить основные тенденции европейской политики. Данилевский обнаруживает закономерности, объясняющие положение России в системе европейских государств. Отсюда название – «Россия и Европа».

Работа содержит 1 файл

Культурология Концепция Данелевского.docx

— 15.42 Кб (Скачать)

            Концепция Данилевского «Россия и Европа»

Книга «Россия  и Европа» была написана в 1868 году. В книге производится мысль о  взаимосвязи внешних и внутренних условий развития страны. Поэтому  историю России Данилевский рассматривает  на протяжении, по крайней мере, двухсот лет. Данилевский ясно видел, что любые социальные преобразования будут безуспешными, разрушительными, если они осуществляются по сомнительным причинам. Отношения России и Европы позволяют ему выявить основные тенденции европейской политики. Данилевский обнаруживает закономерности, объясняющие положение России в системе европейских государств. Отсюда название – «Россия и Европа».

Циклические концепции  культуры:

Русский философ, Николай Яковлевич Данилевский, был одним из первых кто разработал теорию циклического развития культуры, позднего славянофильства. Он изложил свою концепцию в книге «Россия и Европа», опубликованной в 1871 году. Изучение истории культуры человечества Данилевский начинает с критического анализа принятой в исторической науке периодизации истории, согласно которой она делится на три периода: древний, средний и новый. По его мнению, ошибка в том, что судьба Европы традиционно отождествляется с судьбами всего человечества. Главный тезис его учения состоится в том, что никакой всемирной цивилизации не существует, а есть лишь различные культурно-исторические типы.

  Он разделяет все народы на три основных класса:

  1. Позитивные творцы истории, создавшие великие цивилизации
  2. Негативные творцы истории, которые не создавали великих цивилизаций, но способствовали гибели, умирающих цивилизаций. Таковы гунны, монголы, турки.
  3. Народы, творческий дух которых по какой-то причине задержался на ранней стадии (финны).

    Данилевский называет основные законы возникновения, роста и заката цивилизаций:

    1. Всякое племя или семейство народов, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
    2. Чтобы цивилизации могла зародиться и развиться, необходимо народам, принадлежавший к ней, пользоваться политической независимостью.
    3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя.
    4. Цивилизация тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, составляющие его, когда они составляют федерацию или политическую систему государства.
    5. Ход развития культурно-исторических типов, подобен одноплодным растениям, у которых период роста неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

      Данилевский выделяет понятие культурно-исторических типов, существующих рядом или последовательно, но развивающихся самобытно. Он приводит эти этапы. По его мнению, основы одного культурного типа не передаются другому, т.е. культуры неповторимы, уникальны. Каждая из них только в себе находит источник развития и только из себя создает свое содержание.

      Данилевский считает, что культурно-исторические типы развиваются подобно живому организму, последовательно проходя  стадии рождения, возмужания, дряхления  и гибели. Т.е. согласно логике Данилевского, судьба любой культуры, находящиеся  в состоянии расцвета или всего  лишь в стадии зарождена, предрешена – ее ждет неминуемая смерть.

      Также, отмечает он, помимо этих типов, подобных планетам есть еще и кометы появляющиеся время  от времени и потом надолго  исчезающие (гунны, монголы, турки), и есть комическая материя вроде падающих звезд: племена без всякой роли (финские и многие другие).

      Кроме того, он анализирует отличия  славянских народов от германских по трем разрядам народностей, таким как:

      - психический  строй;

      - религиозность;

      - различия  в историческом  воспитании;

      Таким образом следует сказать что книга Данилевского «Россия и Европа» оказала большое влияние на западную философию культуры и философию историю ХХ века. И он является одним из основоположником теории циклического развития культуры, позднего славянофильства.

Информация о работе Концепция Данелевского