Композиция драма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:12, статья

Описание работы

Понятие «композиция» (от лат.componere – складывать, строить) относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетической природой.
Реал

Работа содержит 1 файл

kompozitsiia_drammy.doc

— 29.50 Кб (Скачать)


Основы драматургии театрализованных представлений

А.И.Чечетин

 

КОМПОЗИЦИЯ ДРАМЫ

 

Понятие «композиция» (от лат.componere – складывать, строить) относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетической природой.

              Реальная жизненная модель, как правило, служит лишь первоначальной наметкой плана любого художественного произведения, окончательное же его оформление зависит от художника.

              Драму можно понять как систему действий, которые в своем единстве образуют процесс становления. Внутри этой сложной системы одно действие вытекает из другого и ведет к третьему, отличному от него действию. Но при этом надо помнить, что последовательность в развитии действия в драме может не соответствовать временной последовательности и другим чертам реально развивающегося жизненного явления.

              Таким образом, и Аристотель и Гегель определили возможность подхода к проблеме композиции драмы через особенность драматического действия.

              Экспозиция и завязка. Одной из первоначальных задач драматурга является задача верно определить исходную ситуацию – как первооснову коллизии, из которой должен развернуться драматический конфликт.

              Воспроизводя исходную ситуацию, драматург тем самым экспонирует (буквально – выставляет напоказ, показывает) начало пьесы

              Способы экспонирования многообразные. Но в конечном счете все они могут быть подразделены на два основных вида – прямую и косвенную экспозиции.

              В первом случае задача ввести зрителя в курс ранее совершавшихся событий, познакомить с действующими лицами выражена с полной откровенностью, решает прямолинейно.

              Прибегая к косвенной экспозиции, драматург вводит необходимые экспозиционные данные по ходу действия, включает их в разговоры персонажей. Экспозиция слагается из множества постепенно накапливающих сведений. Зритель получает их в завуалированном виде, они даются как бы случайно, непреднамеренно – в ходе обмена репликами между персонажами.

              Экспозиция действенно готовит завязку. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и более или менее ощутимо развитые в экспозиции. Следовательно, экспозиция и завязка представляют собой неразрывно слитые элементы единого начального этапа драмы, образуют исток драматического действия.

              Развитие действия, кульминация, развязка. Развитие действия – это самый сложный этап в построении драмы. Он охватывает основной массив действия. Одна схватка ведет за собой другую, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону, вводятся в бой новые силы, возникают неопределимые преграды. Динамику драмы порождает переменчивость успеха, неопределенность результата частного драматического столкновения. Но каждый из этих «циклов действия», которые могут быть выделены с разной мерой отчетливости в произведениях любого драматурга, должен знаменовать собой более высокий этап развертывания конфликта по сравнению с предыдущим этапом, обострять противоречия вплоть до последнего этапа – развязки. Следовательно, конструктивно единой действие в драме строится из совокупности «циклов дейтсвий», обладающих всеми признаками драматической композиции: в каждом из них есть экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В развитии единого действия каждой пьесы есть рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменяется характер борьбы и неудержимо надвигается развязка. Этот рубеж называется кульминацией.

              Проблема композиционного завершения драмы, проблема развязки теснейшим образом связана с требуемым от нее нравственным эффектом. Впервые на это обратил внимание Аристотель, выдвинувший понятие катарсис – трагическое очищение.

              Развязка восстанавливает равновесие, нарушенное в завязке: конфликт исчерпан, противодействие одной из борющихся сторон сломлено, одержана победа. Для данного драматического действие значение этой победы абсолютно, хотя по своему реальному жизненному содержанию она может быть преходящей, временной.



Информация о работе Композиция драма