Классификация исторической динамики культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 05:18, реферат

Описание работы

Каменный век – древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении которого люди научились изготавливать из камня орудия труда, добывать огонь. Этот достаточно длительный этап человеческой эволюции принято в свою очередь подразделять на древнекаменный век (палеолит), когда, собственно, и появился человек разумный; среднекаменный век (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; новокаменный век (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию – земледелию и скотоводству. В каменном веке появились первые зачатки искусства, а также примитивные религиозные культы (тотемизм, фетишизм, анимизм и магия).

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 237.37 Кб (Скачать)

Существует несколько  типов классификации исторической динамики культуры.

Достаточно распространенным является подразделение истории  на каменный, медный, бронзовый и  железный века.

Каменный век – древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении которого люди научились изготавливать из камня орудия труда, добывать огонь. Этот достаточно длительный этап человеческой эволюции принято в свою очередь подразделять на древнекаменный век (палеолит), когда, собственно, и появился человек разумный; среднекаменный век (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; новокаменный век (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию – земледелию и скотоводству. В каменном веке появились первые зачатки искусства, а также примитивные религиозные культы (тотемизм, фетишизм, анимизм и магия).

Традиционным является подразделение  истории на древние века, Средние  века, Новое и Новейшее время.

Долгое время в отечественной  науке господствовала формационная периодизация истории.

Тип культуры в ее рамках совпадал с типом общественно—экономической  формации. В соответствии с этим в истории человечества выделялись первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры.

В рамках данного подхода  формационная типология дополнялась  классовой типологией культур, в  соответствии с которой каждый класс  антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе  анализ любого явления культуры начинался  с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе  ценностей.

История культуры в таком  варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур –  прогрессивной, выражающей интересы трудящегося  класса, и консервативной – защищающей интересы эксплуататорского класса.

Достаточно распространенным ныне является цивилизационный подход к периодизации истории. В его рамках различные культурно—исторические типы жизнедеятельности тех или иных сообществ – это отдельные цивилизации, несводимые к другим и невыводимые из других.

Каждый самобытный тип  культуры эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Основоположниками данной типологии принято считать Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера. Однако более распространенной данная типология стала в трудах А. Тойнби и П. Сорокина.

Во второй половине XX в. популярной стала концепция типологии культур К. Ясперса, основанная на идее «осевого времени». Эта концепция возвращается от циклического толкования истории к идее линеарной истории, имеющей начало и конец, смысл и цель.

 

2Первоначальное латинское  употребление слова «культура»  происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина – возделывание человеческого ума, совершенствование человека.

В нынешнем понимании слово  «культура» стало известно в Европе лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения.

Именно тогда было осознано, что обнаруживаемые в человеке качества не могут быть сведены только к  природному либо к Божественному  началу: есть еще и то, что детерминировано  собственной деятельностью человека.

Так был открыт мир культуры – мир, от начала идо конца создаваемый самим человеком, а тем самым открыта и зависимость человека от самого себя, собственной деятельности, способности преобразовывать окружающую действительность.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений  культуры.

Такое обилие определений  вызвано чрезвычайной сложностью самого феномена культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует свое внимание на каких—то отдельных, существенных его сторонах.

Одни связывают культуру с традициями, рассматривают ее как  социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный характер культуры и трактуют ее как свод правил, определяющих образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму  всех видов деятельности, обычаев, верований.

Современная классификация  определений понятия «культура» позволяет выделить основные подходы.

1. Описательный подход. Культура представляется как результат всей деятельности человека.

2. Оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения с некоторым ценностным эталоном.

3. Деятельностный подход. Культура рассматривается как специфический способ деятельности.

Термин «культура» употребляется  также в широком и узком  значениях.

В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся  в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты.

В узком смысле границы  культуры совпадают с границами  сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Но все определения  культуры практически едины в  одном – это все, созданное  человеком, сотворенный человеком  мир. В своей реальности культура – комплекс достижений человечества.

В определении сущности культуры на первый план выступает философский подход. Он формирует наиболее универсальную трактовку феномена культуры. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неудовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры.

Философия видит в культуре смыслонесущий и смыслопередающий аспекты человеческой практики и ее результатов, символическое измерение реальных событий.

Конкретизацией философского видения культуры может быть взгляд на нее с позиций эстетики, этики  и морали.

Эстетический подход к культуре (по Ф. Шиллеру) предполагает, что путь к высшим ценностям (свободе, добру, справедливости) пролегает через красоту, создаваемую в сфере искусства. С позиций эстетики культура рассматривается как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.

Культура с позиций  морали и этики (по И. Канту, А. Щвейцеру) предстает как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей перед всем сущим в мире, а перед самим человеком ставит задачу гармонизации его физической и нравственной сущности.

Философия отводит культуре место идеального связующего звена  между вечным и преходящим. Это понимание находит точки соприкосновения с религиозным воззрением на нее. Спектр религиозных воззрений на культуру достаточно широк. Главное место в нем отводится пониманию культуры как условия спасения, как деятельной любви к Богу, людям, миру.

В числе собственно культурологических подходов к определению сущности культуры обычно выделяются:

1) аксиологический подход, определяющий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством;

2) психологический подход, характеризующий культуру как набор поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих социальную коммуникацию;

3) этнографический подход, представляющий культуру как сумму знаний, обычаев и верований того или иного этноса;

4) исторический подход, рассматривающий культуру как систему конкретно—исторических типов общественного развития;

5) социологический подход, позволяющий исследовать культуру как часть социальной системы, социальных отношений, определенный социальный институт. Социология культуры исследует роли, которые играет культура в обществе (воспитательную, цен—ностно—ориентирующую, коммуникативную и др.). Но в рамках социологического подхода культура рассматривается прежде всего как способ упорядочивания (регуляции) социальных отношений.

 

3опрос о происхождении,  генезисе КУЛЬТУРЫ - ключевой вопрос  культурологии.  
 
В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632 -1694).  
Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.  
 
В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И.К.Аделунг,выпустивший в 1782 году книгу "Опыт истории культуры человеческого рода".  
 
Латинский корень КУЛЬТ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни.  
 
Мы можем выделить ряд представлений о генезисе культуры.  
Например, для некоторых авторов культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами её выражения.  
Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны.  
Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. 
 
А КУЛЬТУРА - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н.э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль.  
 
"Неолитическая революция" и её культурные последствия.  
 
В развитии человека, общества и его культуры мы выделяем два культурных этапа.  
 
Первый - связан с культурой "присваивающего хозяйства" или культурой присвоения и продолжается до ХI-Х тысячелетия до н. э.  
 
Второй- этап образует культура "производящего хозяйства", культура производства, и именно эта культура определяет общественное развитие вплоть до современности.  
 
Переход от культуры присвоения к культуре производства получил название "неолитическая революция".  
ТЕРМИН был введен В.Г.Чайльдом и сегодня стал общеупотребительным. В.Г.Чайльд считал, что переход от охоты, собирательства и рыболовства, которые характерны для культуры присвоения,к земледелию и скотоводству, - видам деятельности, составляющим культуру производства, происходит относительно быстро.  
Он сопровождается переходом к осёдлости, появлению первых поселений, архитектуры и т.д.,то есть к обогащению культуры на основе регулярно получаемого избыточного продукта.  
 
КУЛЬТУРА как нормы поведения.  
распространённое понимание понятия культуры слагается из 3-х составляющих:  
1.Жизненные ценности  
2.Нормы поведения;  
3.Артефакты (материальные произведения).  
Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.  
Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.  
 
История понятия КУЛЬТУРА  
 
1). Слово «культура» в переводе с латинского означает «возделывание», «взращивание».  
Культура -- это то, что связано с человеческой деятельностью.  
 
2). Цицерон ввёл новый смысл понятия «культура».Культура - возделывание души человека.Из этого формируются определённые качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». 


11).В изображениях отсутствовали  привычные для нас пропорции  - иногда изображался маленький  зверь, но зато большой охотник.  Не было и перспективы.  
12).Переход к культуре производства привёл к изменениям в объекте поклонения, для вербальной культуры стала характерной мифология.В художественной культуре преобладающими стали абстрактные компоненты - рисунок сменяет орнамент, узор,знак развивается в символ. 

4На разных стадиях развития  человечества, например, для архаических  культур, характерна мифологическая КМ. На верхнем ярусе – боги, на среднем – люди и духи природы, на нижнем – царство мертвых.

В эпоху Нового Времени  под влиянием развития естественных наук происходит изменение КМ. Каждый предмет окружающего мира – земля, человек, небесные светила рассматривались как своеобразные механизмы, подчиненные жестким законам, носящие познавательный, разумный характер.

ККМ отражается в искусстве, в языке. Например, у малых народов  севера существует несколько десятков слов, обозначающих оленя, в зависимости  от возраста, окраса и т.д. В то же время у них нет многих образов, характерных для других народов.

5Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия  человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ  века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология».   В частности, он ссылался на высказывания Пуанкаре,    отмечавшего, что до введения термина «температура» (наряду с понятием «теплота») невозможно было полностью понять и осмыслить природу термических явлений.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

6 Одна из главных целей культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Среди основных задач культурологии выделяют следующие:

1) глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

3) определение места и роли человека в культурных процессах;

4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;

7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);

8) исследование проблем социокультурной динамики.

Культурология активно взаимодействует с другими науками. Она представляет собой комплекс антропологических, гуманитарных и социологических знаний.

В культурологии выделяются теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Каждая из них имеет свой объект исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается языком описания, спецификой анализа, методами и практической значимостью для решения конкретных проблем.

Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные (компаративные) исследования. Понимание других культур не только нормализует межкультурное общение, но и помогает лучше осознать собственные культурные ценности.

В настоящее время на фоне данных базовых культурологических направлений развиваются и другие специальные исследования (герменевтика культуры, культурологическая экология идр.). Система культурологических знаний находится в развитии.

 

7

ЛЕКЦИЯ № 3. Методы культурологии

Следует отметить, что в науке  не существует универсального метода, применяемого для решения любых  задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные вопросы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки. Сложность предмета культурологии, а также ее богатые межпредметные связи с другими науками привели к разнообразию методов, используемых в ней для изучения феномена культуры во всех аспектах.

Именно различие методологических основ и обусловливает наличие  разных подходов. Можно выделить следующие  основные группы подходов.

Генетический подход. Здесь культура понимается с точки зрения ее возникновения и развития. Другими словами — это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Этот подход позволяет проследить развитие культуры от момента возникновения и до настоящего времени.

Компаративный подход. С помощью данного подхода можно провести сравнительно-исторический анализ разных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

Согласно отечественной традиции XX в., изучение культуры происходило  в рамках философской мысли, которая  стремилась выработать системный подход к анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества.

Деятельностный подход. В рамках этого подхода в России возникло два направления. Представители первого направления (Н. В. Злобин, П. Д. Коган) считают, что культура является процессом творческой деятельности. В ходе этого процесса происходит духовное обогащение общества и самосознания человека как

21 

 

субъекта культурно-исторического  процесса. Его сторонники говорят, что  культура — это второе, творческое, рождение человека.

Представители второго направления (Э. С. Маркарян, «Сущность культуры», Ю. А. Жданов, В. Е. Давыдович и др.) видят в культуре особый способ деятельности. «Культура есть процесс и результат человеческой деятельности. Он выступает определенной основой для исследования и локальных, и исторических типов культур и для соотношения культуры и цивилизации» (Э. С. Маркарян).

Изучение вопроса «культура  и ценности» требует других методологических основ, и здесь используется аксиологический подход. Культура включает в себя те способы, с помощью которых человек утверждает свое существование в мире. Цель культурной деятельности — сохранение homo sapiens, эта цель определяет и главную ценность — человека.

Таким образом, человек и человеческий род выступают в этом подходе  абсолютной культурной ценностью.

Аксиологический подход обусловлен двумя обстоятельствами:

1)    не все социальные явления входят в мир культуры;

2)    противоположностью культуры и природы.

Бытийный подход. Этот подход понимает культуру как объективное явление, связанное с функционированием социальной системы. Именно культура наделяет общественное объединение системным качеством. Но именно благодаря обществу культура приобретает состояние актуального бытия. Нет общества — нет культуры, нет культуры — нет общества. Культура и общество выступают как тождественные понятия, вследствие чего все подсистемы общества выступают как подсистемы культуры. Именно это обстоятельство и дает основание для разделения культуры на материальную и духовную. Материальная культура представляет технологическую сторону бытия и соответствует экономической подсистеме. Духовная культура соответствует идеологической подсистеме.

Поскольку общество состоит из индивидов, из больших и малых групп, выделяется третья подсистема культуры, которая включает в себя типы индивидуального и коллективного поведения. Этот подход представлен в трудах Л. Уайта.

Антропологический подход. Его формирование началось в трудах ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор «Первобыт-

22 

 

ная культура»). Для эволюционистов характерна абсолютизация непрерывности процессов.

В рамках антропологического подхода  сформировался культурно-антропологический подход. Он представлен трудами Б. К. Малиновского, К. Леви-Стросса, Э. Фромма. В рамках культурно-антропологического подхода сформировался ряд направлений: структурализм, функционализм и некоторые другие. Малиновский изложил следующие положения функционализма:

1)    каждая культура представляет собой целостность;

2)    каждое общество, обычай или обряд, поклонение или верование выполняют важную функцию для культуры;

3)   для сохранения культуры каждый ее элемент является

незаменимым.

В современной западной культурологии получил распространение социологический подход (П. А. Сорокин). Цель данного подхода — применение системного анализа культуры путем сопоставления ее с другими социальными явлениями. Здесь понятие культуры охватывает не всю жизнь общества.

Структуралистский подход. Его представители: К. Леви-Стросс, М. Фуко. Согласно данному подходу главный вопрос культурологии — изучение перехода от природы к культуре и использование теории структурной лингвистики.

Игровой подход. Представители: Й. Хейзинга, С. Лем и многие другие. Согласно этому подходу культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. И даже те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, такие как охота, в архаическом обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекается в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Все это не следует понимать так, что игра становится (оборачивается) культурой, но скорее так, что культура в ее изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в формах игры и проникнута ее настроением.

Й. Хейзинга отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории. Игровая природа культуры проявляется во многих стадиях культуры: в поэзии, мифах, обрядах. В более развитых культурах дольше сохраняются архаические представления, в силу которых поэтическая форма вовсе не воспринимается как эстети-

23 

 

ческая потребность. В этой концепции Й. Хейзинга придает большое значение игровой стороне культуры в самых различных цивилизациях.

Мнение Й. Хейзинги о культуре как игре оказало влияние на культурологию. С. Лем выдвинул модель культуры-игры. С его точки зрения, культура имеет свободное пространство в отношении природы. Согласно ему различие цивилизаций обусловлено тем, что культура и природа «играют». Кроме того, следует учитывать, что природа выступает как «арена возмущения». Именно игровой характер культуры позволяет человеку выработать модели своего поведения, чтобы выжить.

Регулятивный подход в интерпретации культуры рассматривает культуру как совокупность социальных институтов, связующих ценностную систему. При этом подходе остается неразрешимой проблема личности. Личность существует внутри социальной системы, которая поглощает ее свободу, регулирует право выбора ценностных ориентиров.

Семиотический или знаковый подход. Его представители — Э. Кассирер, Ю. М. Лотман («Культура и взрыв»). Культура рассматривается как символическая система. В трудах представителей этого подхода делается акцент на знаковое толкование культуры.

Биосферный подход. Если рассматривать нашу планету как целостную систему, то правомерна попытка понять культуру с биосферной точки зрения. Конрад Лоренц в своей книге «По ту сторону зеркала» заявляет, что субъектом эволюции является целостная система. Более сложные системы обладают свойствами, несводимыми со свойствами систем, из которых они состоят.

Говоря о подходах к культуре и методах культурологических исследований, нельзя не заметить еще два метода.

Диалоговый метод. Этот метод берет свое начало от Сократа. Сторонники его утверждают идею не только уникальности культур, но и принципа их взаимодействия. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных (прошлых, настоящих и будущих) культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур. В. С. Библер считал, что время общения культур — это настоящее, конкретная форма такого общения — это произведение. «Произведение — это форма общения индивидов в горизонте общения личностей, форма общения личностей как различных культур».

24 

 

«Культура в своих произведениях  позволяет нам — автору и читателю — как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, свое собственное  бытие из плоскости полотна, хаоса  красок, ритмов стиха, философских начал, мгновений нравственного катарсиса».

В. С. Библер понимает произведение как феномен культуры и культуру как сферу произведения.

Синергетический подход. Суть его  в возможности понять единство современного мира. Основные понятия синергетики — неустойчивость, линейность и нелинейность, хаос и детерминированный хаос. Эти понятия лежат в основе синергетической парадигмы.

Информация о работе Классификация исторической динамики культуры