Клакхон и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:11, реферат

Описание работы

Начиная рецензировать две главы из книги К. К. М. Клакхона «Зеркало для человека: введение в антропологию», хотелось бы немного сказать о самом авторе. Клайд Кей Мейбен Клакхон был известным американским антропологом. Тематикой основной части его исследований было изучение личности и роли ценностей в интеграции культуры, а так же протекания процесса культурных изменений.

Работа содержит 1 файл

Начиная рецензировать две главы из книги 2.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Начиная рецензировать  две главы из книги К. К. М. Клакхона «Зеркало для человека: введение в  антропологию», хотелось бы немного сказать о самом авторе. Клайд Кей Мейбен Клакхон был известным американским антропологом. Тематикой основной части его исследований было изучение личности и роли ценностей в интеграции культуры, а так же  протекания процесса культурных изменений. Клайд Клакхон в своих работах пытался понять и связать между собой разные эмпирические знания, наработанные на тот момент науками о человеке. Он впервые представил индивида в качестве совокупности биологических, исторических, социологических, психологических, физических и лингвистических знаний.

Его работа “Зеркало для человека: введение в антропологию”, которая была написана в 1949 году, по моему мнению, уникальна тем, что в ней сочетаются этнографические описания с теоретическим анализом исследуемых вопросов. Прочитанные мною главы «Странные обычаи» и «Дар языка» были направлены на рассмотрение ряда вопросов, связанных с той сферой гуманитарных знаний, которая получила название антропологии. Само название книги является метафоричным: антропология сравнивается с зеркалом, в котором человек может увидеть себя, понять свою сущность.

В главе «Странные  обычаи» Клайд Клакхон смог под  разными углами рассмотреть культуру. По его мнению, культура – это «целостный образ жизни людей»; «социальное наследство»; «часть окружающего мира, созданная человеком»; «способ мыслить, чувствовать, верить»; «теория», помогающая нам «понять множество фактов, которые без нее оказываются хаотичными»; «абстракция поведения»; «кладовая коллективного знания группы»; «набор приемов приспособления к окружающей среде и к другим людям»; «осадок истории»; «карта» жизни людей и многое другое.

В своей рецензии хотелось бы остановится на некоторых моментах, которые вызывают у меня наибольший интерес. Например, я считаю, что Клакхон был абсолютно прав, когда писал, что «одна из интересных особенностей человеческих существ состоит в том, что они пытаются понять самих себя и свое собственное поведение». Действительно, люди всегда хотели выявить мотивы своих действий, в доказательство этому можно привести многообразные факторы, выдвигаемые исследователями в качестве причин поведения, например, желание удовлетворить свои потребности, религиозные, культурные, экономические, политические, психологические факторы. Однако многие наши поступки ни с чем из выше перечисленного не связаны, так как они, с одной стороны, совершаются инстинктивно, с другой стороны – являются следствием внешних образцов, то есть здесь мотивы возникают под действием социокультурных установок. Мы ходим в обуви, а не босиком, подстригаем волосы и ногти - всё это естественно для большинства людей. Однако культурные убеждения и привычки могут в значительной степени отличаться в разных обществах. И Клакхон приводит яркий пример такого несоответствия, когда «весьма образованная» американская учительница, преподававшая подросткам   из племени навахо, поставила мальчика и девочку из одного клана танцевать вместе.

Клайд Клакхон точно заметил тот факт, что «культура — это способ мыслить, чувствовать, верить». Я считаю, что это тот способ, с помощью которого человек познаёт мир. Именно его он передаёт другим поколениям в виде выражений, действий, книг, рисунков, поэтому я бы ещё назвала культуру средством коммуникации. Кроме того, этот способ люди используют для изготовления орудий труда, приготовления пищи, поиска работы, удовлетворения своих потребностей. Только человек может «пользоваться» культурой и «придавать значение» ей.

Антрополог в этой главе рассуждает на тему взаимосвязи  культуры и человека. С одной стороны, по словам Клакхона, люди познают ценности, нормы, традиции, обычаи культуры только тогда, когда они принадлежат к определённому обществу, поэтому «культура составляет ту часть благоприобретенного поведения, которую человек разделяет с другими». Автор соотносит культуру  с «кладовой коллективного знания группы». Другими словами, культура – это всё, созданное людьми за определённый промежуток времени. Именно культура является одним из самых главных факторов социализации человека. Культура совершенствует и развивает знания человека о самом себе, делая его уверенным в своей культурной среде. По мнению Клакхона, «кладовая» - это «наше социальное наследие». Она помогает нам понимать действия, мысли, чувства других людей. Человек поступает определённым образом в разных ситуациях не только потому, что зависит от своих биологических и физических особенностей, но и потому, что следует культурным традициям, нормам, ценностям, укладам своей группы. Отношения между людьми в большинстве своём строятся на основе ценностей, которые являются общепризнанными в том или ином обществе и глубоко лежащие в подсознании (чувствах) людей. «Кладовая» связывает друг с другом разные поколения. Через неё люди настоящего непрерывно познают мир прошлого. Они закладывают новые мысли, новые идеи, испытанные временем, для последующих поколений, тем самым, способствуя общественному прогрессу или, наоборот, регрессу в зависимости от того, какие в данном обществе приоритеты, что в нём ценится. С другой стороны, автор утверждает, что культура – это постоянный регулятор нашей повседневной жизни. Она формирует, наполняет смыслом, определяет приёмы и навыки практической деятельности человека.

Вместе с тем культура является «картой». Карта общественных отношений – это область, где существуют свои ценности, нормы, законы, обычаи, традиции, которыми человек руководствуется на протяжении всей своей жизни. Кроме того, не знать карту означает не «знать своё место в жизни социума». Однако познать всю карту нельзя. Можно лишь специализироваться в какой-то определённой области.

Клайд Клакхон упоминает ещё один интересный факт о культуре как об «осадке истории». В течение всего своего существования различные аспекты культуры проходили естественный отбор, в результате которого «выживали» те, которые наиболее полно выражали мысли людей, а так же удовлетворяли их потребности. Например, на Руси было принято, заходя в чужой дом, кланяться в пояс хозяевам и молиться иконам1. Однако в наши дни мы можем наблюдать картину, когда гости просто за руку приветствуют хозяев. Таким образом, мы можем увидеть, что этот обычай стал архаичным: люди перестали молиться иконам, а поклон упростили до кивка головы или пожатием руки.

В этой главе автор  задаётся вопросом: «Какой может быть польза от концепции культуры применительно  к современному миру?» Концепция  культуры помогает людям систематизировать их знания, направленные на изучение самих себя. Она содержит в себе «набор стандартов», с помощью которых люди могут оценить правильность или неправильность своих действий. Кроме того, зная концепцию культуры в современном мире, человек может предсказать действия другого в какой-либо ситуации и даже определить их мотивы.

В конце главы Клайд Клакхон, подводя итоги всему сказанному, говорит, что нам следует научиться понимать свою культуру и толерантно относиться к чужой, чтобы быстро и правильно изменить «политический климат в столь тесном современном обществе». Я полностью согласна с ним. Действительно, высокий уровень осведомленности в сфере культуры убережёт человечество от разногласий и споров.

В главе «Дар языка» американский антрополог рассуждает на тему языка как об исключительном «явлении природы». Ещё в главе «Странные обычаи» он утверждает, что «человеческая культура немыслима» без него. Я, разумеется, полностью согласна с этими утверждениями. Действительно, язык для человека – это уникальное орудие для познания мира. Именно язык составляет общение, которое является главным коммуникационным компонентом во взаимоотношениях между людьми. С помощью него люди обмениваются информацией, выражают свои чувства и эмоции, воздействуют друг на друга, изучают окружающий мир.

Кроме того, Клайд Клакхон  просматривает тесную взаимосвязь между культурой и языком. С одной стороны, культура откладывает свой особенный отпечаток на развитие и содержание языка, с другой стороны, с помощью языка мы передаём из поколения в поколение культурные ценности, устоявшиеся обычаи, традиции. Автор точно замечает, что «внутри культуры группы подчеркивают свое единство посредством особого языка». Каждое общество имеет свои собственные уникальные языковые особенности: фразеологические обороты, акустические приёмы, особенное употребление личного местоимения второго лица и частиц. Эти особенности важно замечать при переводе текстов, так как, по мнению антрополога, «слова не просто обозначают события, но и выражают отношение говорящего к этим событиям».

Мне, как человеку, долгое время изучающему английский и немецкий языки, очень близка мысль автора о том, что «в структуре любого языка кроется целый набор неосознаваемых представлений о мире и о жизни в нем». Язык формирует особый способ мышления у каждого народа. В процессе обучения я узнаю много интересных фактов, которые иногда вызывают недопонимание между людьми из разных культур. Например, в Германии свинья – это символ счастья, успеха. И большая радость для немцев получить на новый год или на день рождение поздравительную открытку с изображением свиньи или шоколадный набор в виде поросят. Кроме того, у немцев есть замечательное выражение “Er hat der Schwein gekauft.” (“Он купил свинью”), означающее, что человеку очень повезло с чем-то. Однако в России это же выражение будет иметь несколько дурное значение. Есть ещё один интересный феномен, но уже в японском языке: маленькие дети, когда только начинают говорить, произносят слово mamma, что значит «еда». В России это же слово понимается как «мама».

Клайд Клакхон в заключение главы «Дар языка» очень точно  приводит слова американского лингвиста и антрополога Эдварда Сэпира о том, что мы живём, подчиняясь власти языка, который в обществе «служит средством выражения». С самого рождения и до самой смерти люди используют этот уникальный и единственный в своём роде инструмент.

Таким образом, прочитав две главы из книги К. К. М. Клакхона «Зеркало для человека: введение в  антропологию», могу сказать, что культура – это уникальный и существенный аспект развития человека и общества. Именно её наличием люди отличаются от животных и растений. В наши дни вопрос культурного развития всё больше интересует обычных людей. У них появляется особый интерес к книгам и журналам, направленных описание современного стиля жизни, обычаев, предпочтений в еде, проведение досуга. Кроме того, многие стали изучать особенности многообразия культур других стран и народов. Очень важно, с одной стороны, сохранить эту заинтересованность, с другой стороны, обеспечить стабильное функционирование каждой культуры в обществе, дать право на её исключительное развитие. А язык  - это неотъемлемая и, по моему мнению, главная часть культуры. Он не может находиться обособленно от неё, так как является средством межличностного общения, передачи культурных ценностей от одного поколения к другому, ограничения одной культуры от другой, конструирования различных взглядов на мир. Именно через культуру и язык человек может познать себя и общество, в котором живёт.

1 http://pro-etiket.ru/poklony.html




Информация о работе Клакхон и культура