Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:28, реферат
Казахская юрта… В современной жизни народа ей отдается дань большого внимания. И не только потому, что в памяти людей сохраняется любовь к традициям, к своей истории. Значение юрты в современной жизни не однозначно.
Казахская юрта… В современной
жизни народа ей отдается дань большого
внимания. И не только потому, что в памяти
людей сохраняется любовь к традициям,
к своей истории. Значение юрты в современной
жизни не однозначно.
Юрта… С затаенным волнением смотрим
мы на эту обитель наших предков, бережно
хранимую и передаваемую из поколения
в поколение. Следуя традициям вежливости,
останавливаемся на расстоянии минутной
ходьбы до юрты. Вокруг тихо, и можно долго
стоять молча, разглядывая ее. В такие
минуты кажется, что прикасаешься к вечности.
Самым уникальным памятником строительной
культуры сакского периода является юрта
– непревзойденный образец мобильной
архитектуры номадов, дошедший до наших
дней. Это легкое переносное жилище зимой
оберегает от холодов и ветров, летом хранит
прохладу. Компактное легкое, уютное жилище
легко ставиться, и разбирается, перевозиться
на лошадях и повозках.
Вещи занимали определенное место в юрте.
Ничего лишнего - каждый предмет выполнял
свою функцию.
Внутренняя часть юрты делится на две
половины. Это гостиная (которую в свою
очередь подразделяют на левую и правую
части) и прихожая. Издавна наш народ старался
как можно наряднее украсить внутренность
юрты. Желбау – узорчатая лента с рассыпчатой
бахромой, которую привязывают к шаныраку
в трех местах и подвешивают к кереге.
Желбау придает юрте своеобразный калорит,
но основное назначение желбау - удержать
шанырак во время сильных бурь.
Каждая семья украшала юрту по своему
вкусу и усмотрению. Во многом красота
и нарядность юрты зависела от самих хозяев
и от их фантазии.
В правую часть юрты ставили деревянную
кровать. Прикроватную стену украшают
тускииз (ковром). Место где установлена
кровать, отделяют шымылдык (ширмой). На
почетное место ставят жукаяк (подставка
для складывания домашних вещей), на него
ставят абдыра (сундук), туда складывают
одеяла и подушки.
В левой части обычно располагали кебеже
– деревянный сундук, куда складывали
всевозможную посуду- саба, торсык, ожау,
кесе, тостак и др. Угол, где располагали
кебеже, отделяли дерновым чием. Это считалось
«ас-су бурышы» - кладовка.
В центре юрты устанавливали таган (очаг)
или железную печь для приготовления пищи.
Вещи занимали определенное место в юрте.
Ничего лишнего- каждый предмет выполнял
свою функцию. В центре юрты – место очага
(ошак), почитаемое место казахами как
святое место своего жилища.
За очагом, напротив входа, - почетное место
(тор), площадь которого застилается наилучшими
войлочными и ткаными коврами. Позади
его, вдоль кереге, на деревянных подставках
(жук аяк) хранятся сундуки (сандык) с одеждой,
поверх которых в виде «горки» раскладываются
ковры, одеяла и подушки. Подставки и сундуки
из дерева украшаются резьбой, красочным
орнаментом, а поверх сундуков нередко
надеваются войлочные или матерчатые
чехлы (сандык кап), орнаментированные
аппликацией, мозаикой, вышивкой или же
узорами ворсового и безворсового качества.
Сундуки также могут быть сделаны из кожи
с тисненым орнаментом (жаглан).
Пространство около двери босага имело
два различных назначения: справа от входа
хранились продукты (мясо и кебеже, кумыс
в кожаном сосуде и т.д.), посуда в подвесных
сумках, шкафчиках и т.д.
И различная кухонная утварь: слева от
входа висели конская сбруя и другие орудия
труда.
Справа от входа в юрту, между босага и
тор,- место хозяев. Здесь помещалась деревянная
кровать, лицевая часть которой украшалась
расписным, резным орнаментом, инкрустировалась
серебром и костью. Она вместе с постельным
убранством отделялась пологом (шымылдык),
на кереге вдоль кровати навешивали какой-либо
войлочный ковер (сырмак, тускииз), вышивной
тускииз или же тканный ковер.
Слева от входа в юрту между босага и тор
– места для сна младших членов семьи.
Площадь этой ячейки юрты застилается
войлочными и тканными коврами.
IV. По форме назначению
и конструкции юрты
Богатые скотовладельцы имели несколько
юрт. Большая (улкен уй), как правило, принадлежала
родоначальнику или главе кочевой общины,
справа от нее стояли юрты сыновей, слева
–гостевая. Недалеко от них находилась
юрта для приготовления пищи (асхана уй).
Считался среди родственников большим
домом (улкен уй); домом черного закоптелого
шанырака (кара шанырак), действительно
становившемся таким от векового дыма.
Дети одного отца, выделившиеся в самостоятельные
хозяйства, приносили в большой дом хозяина
юрты часть из своего приданного, несмотря
на то, что владельцем юрты был младший
брат мужа.
Особое внимание уделяли свадебной юрте
(отау). По словам Ш.Уалиханова, «такие
чиcтые юрты обыкновенно изготовляютя
в приданое дочери, их не выставляют зимой,
чтобы не задымить, а можно видеть только
летом, и то (ставят их только) для дорогих
гостей. Средняя цена юрты такого достоинства
от 200 до 400 баранов».
Интересен обычай отау котеру (создание
нового очага, новой семьи).
По обычаю родители как для сына, так и
для дочери готовят дом. В приданое девушки
(жасау) входить отау (юрта).
По поверью отау должна принести счастье
молодой семье, и поэтому ее украшали,
старались, чтобы в ней было уютно. В этом
принимали участие родные и близкие, родственники
со стороны матери (нагашы), соседи.
Аульчане принимают активное участие
в интересном, захватывающем, обязательном
обряде отау котеру для новой молодой
семьи.
Шанырак (купол юрты) поднимают, обвязав
шест (бакан) белой тканью.
Поручают поднимать шанырак уважаемому
человеку, мужчине, нередко это право предоставляется
старому зятю.
Писатель-этнограф Ахмет Жунысов писал
об этой традиции так: «… у казахов шанырак
молодой семьи поднимает только старый,
многодетный зять. Для большой юрты (отау)
шанырак поднимает на шесте сидящий на
лошади зять. За поднятие шанырака он получает
лошадь или верблюда. Подарок дает сторона,
поднимающая «шанырак».
V. Первый казахский
ученный – просветитель Чокан Валиханов
писал: «После утомительного жаркого дня,
полного труда, как особенно приятно в
прохладный вечер лежать в юрте и , и подняв
вокруг юрты войлок для свободного течения
воздуха, отдыхать.» Знаменитый китайский
поэт Бо Цзюй-и (VI-VII вв.) восторженно воспевал
достоинства тюркской юрты.
Юрта - это малый космос, своей конструкцией
она повторяет
конструкцией Вселенной. Юрта - уникальный
памятник материальной и духовной культуры
народа. Интерьер юрты демонстрирует также
и произведения прикладного искусства.
Список используемой литературы
1. М. С. Муканов.
Казахская юрта. Алма-Ата «Кайнар» 1981 г.
2. Казахское народное жилище. В В Востров,
И В Захарова
Алма-Ата «Наука» Казахской ССР 1989 г.
3. Юрта. Сен білесің бе? Издательство «Аруна»
4. Казахстан. Автор текста Клара Серикбаева.
5. Эхо. У.Джанибеков Алма-Ата «Өнер» 1990 г.
6. Е. Джелбулдин.Традиции и обычаи. Петропавловск.
«Масс-Медиа» 2001 г