Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:27, реферат
Как поразительна неповторимость биографии каждого творца! Их оригинальность видения мира, их безотчетная преданность своей теме и, главное, их борьба за свои приверженности, с причудами рока каждый раз заставляют изумляться невероятным хитросплетениям бытия, преградам и козням, расставляемым перед художниками, и как вопреки всем этим препонам живописец все же создает свои полотна, в которых с единственной и потрясающей ясностью выражает свою душу, свои привязанности, любовь.
Выполнила студентка РГПУ им. Герцена.
Шпынова Г.А.
Эссе по культурологии на тему:
Картина М. Врубеля «Демон» как художественное событие моей жизни.
2012 г.
Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей (как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.
М. Ю. Лермонтов
Содержание.
Как поразительна неповторимость биографии каждого творца! Их оригинальность видения мира, их безотчетная преданность своей теме и, главное, их борьба за свои приверженности, с причудами рока каждый раз заставляют изумляться невероятным хитросплетениям бытия, преградам и козням, расставляемым перед художниками, и как вопреки всем этим препонам живописец все же создает свои полотна, в которых с единственной и потрясающей ясностью выражает свою душу, свои привязанности, любовь.
Большой художник, как бы преломив сквозь сердце свет своего времени, выражает век, в котором ему довелось родиться и творить. Часто эти связи живописца с окружающей его сферой очень неоднозначны, а характер таланта и картины, создаваемые им, сложны и никак впрямую не выражают будни бытия; но при прохождении достаточного времени, а чаще всего уже после кончины художника, со всей грандиозностью предстают величие его творческого искания, неповторимость и несметное богатство духовного мира, который он оставил людям. И только тогда можно уверенно понять всю силу того страстного влечения к красоте и правде, к раскрытию единственной и никем еще не рассказанной темы, которая владела им всю жизнь, озаряя судьбу. Как бы коротка ни была биография того или иного крупного живописца, но полотна, оставленные им, позволяют как бы знавать его не похожий ни на кого лик. Мы невольно ощущаем скрытую от нас внутреннюю напряженную работу художника, и чем больше талант, чем неповторимей и ярче горит звезда его дара, тем острее и отчетливее мы чувствуем неодолимую, притягательную мощь творческой устремленности живописца, отдавшего всего себя выражению своей мечты о прекрасном. Таким был Михаил Александрович Врубель.
Михаил Александрович Врубель — известнейший русский художник, наиболее самобытный и значительный выразитель тенденций символизма и модернизма в русской живописи и графике. Его произведения отличаются «драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску».
Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, представитель романтического направления русского модерна, М.А. Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Он интересовался творчеством Лермонтова, его духовным миром, выразившимся в лирике поэта. Врубель всю творческую жизнь "решал" трагедию идеального человека, сильной личности, достойной пера классика. Ему были близки идеалы романтиков, поэтому картина "Демон" вместила в себя все символы, всю многозначность и грусть. На полотне выраженная трагедия благородной личности, которая возражает злу, но не в состоянии ему противиться. Если обратиться к Лермонтову, то его Демон скорее – порождение зла, а не его творец, и Врубель хорошо понял эту идею. Картина выстроена на цветовых контрастах, которые персонифицируют добро и зло. В ней выражена борьба света и тьмы.
Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу. Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл».
Центральным произведением,
квинтэссенцией его творчества, стала
трилогия "Демон" - сидящий, летящий
и поверженный. В знаменитой картине
"Демон сидящий" (1890, ГТГ) Врубель
пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру"
среди фантастического лилово-
В 1896 году прошла первая выставка Врубеля. Для нас «популярный». В 1896 году перед этой «широкой публикой» предстал уже крепкий, сложившийся художник и выдающийся мастер. «Демон летящий».
В 1899 году он пишет «Демон летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы. Образ пронизан предчувствие гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный»(1902).
«Демон поверженный».
И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина- «Демон поверженный», над ней Врубель работал напряженно и мучительно.
Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венец Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен.
Демон Врубеля предстает перед нами в облике исскусительно-прекрасного героя. В его лице нет ничего демонического: большие темные глаза смотрят на мир с невыразимой печалью и мудростью, губы сложены в горькую усмешку, черные вьющиеся волосы свободно ниспадают на плечи. Демон изображен полуобнаженным, с развитым торсом и мускулистыми руками. Он сидит, обняв колени, и от его уныло-задумчивой фигуры веет какой-то безысходностью.
Граненые кристаллы, которые представляют полотно, заставляют сверкать одеяние Демона голубыми и синими красками. За фигурой мерцает причудливый пейзаж. Картина наполнена "мозаичными" золотистыми, красными, лилово-синими объемными, гармоничными пятнами. Значимость героя отвечает избранному художником средству выражения, которое подчеркивает символику работы. В Демоне также есть очевидный, демонический налет красивости. Образ Демона символизирует всю сложность реального, "мозаичного" мира, страх за современного человека, в надежде, что он в поисках найдет выход. Грусть почти что граничит с депрессией скорби, в соединении с просветами надежды – вот тема творчества Врубеля. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе:
« Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий
Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом
В «Демоне» нет ни злобы, ни презрения. Создается впечатление, что он весь погружен в свои мысли и осознание его нечеловеческой природы лишь добавляет ему трагизма. Меланхолическое оцепенение Демона столь велико, что он не замечает ни мерцающих самоцветами скал, ни прекрасного заката. Сам М. А. Врубель писал, что отразил на холсте свое видение Демона — «...полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката...». Образы Врубеля всегда зовут вперед, пробуждают потребность в творческом переустройстве мира, поднимают веру в величие человека-
Искусство Врубеля было служением высокой идее, его художественное воображение - настоящим пророческим даром, Верный своему призванию, Врубель оставался верен заветам лучших русских мыслителей, поэтов и художников.
Я считаю, что изображенный на картине Демон — это символ молодости и силы духа, мужской красоты, человечности и нерастраченных пылких чувств. Врубелю чужда была та успокоенность, созерцательность и самовлюбленность, которая наложила отпечаток на произведения многих его современников. Образы Врубеля поднимают человека, зовут его вперед, пробуждают веру в его силы и величие. Искусство Врубеля было служением высокой идее, его художественное воображение — пророческим даром. Верный своему призванию, Врубель оставался верен заветам лучших русских мыслителей, поэтов и художников. Таким образом, Демон в картине Врубеля “Демон поверженный” символизирует Душу художника, творческий гений человечества и “автопортрет души Врубеля”. При таком уровне философской глубины содержания получают художественную оправданность огромные размеры и феерическая красота этой картины. Как бы то ни было, Демон Врубеля, как и Демон Лермонтова, заставляет нас думать о судьбе человеческой души. А еще он приоткрывает нам душу самого художника: всегда мятущегося, неудовлетворенного собой, находящегося в постоянном поиске и обладающего поистине "демоническим" талантом.
Список литературы.
Шедевры русской живописи Виталий Манин ,.Издательство: Белый город ,2000
Великие художники Том 33 «Михаил Александрович Врубель» ,Издательство «Директ-Медиа», 2010.
www.vrubel-lermontov.ru
Информация о работе Картина М. Врубеля «Демон» как художественное событие моей жизни