Качество и разнообразие речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

Содержание

Введение
1. Основные качества речи
2. Богатство и разнообразие речи
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Качество и разнообразие речи.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Д. Карнеги в книге "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" дает сравнения, например, к слову холодный: холодный, как … лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний дождь, глина, ледяная вершина

Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее.

Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками).

Главное условие правильности речи – употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом они ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние  слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо также смешение фразеологизмов, например: 3десь собрался узкий круг ограниченных людей (правильно: узкий круг или ограниченный круг людей).

Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым  активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Явления, засоряющие речь

У косноязычного человека речевая бедность, неумение выразить мысль часто соседствуют с  негативными явлениями, "засоряющими" речь. В их  числе4:

1) "заезженные" формулировки: более-менее, нормально, ничего;

2) слова-паразиты: так-сказать, типа, типа того, чисто конкретно, как бы;

3) сленговые формы: отпад! круто! классно! прикол! тащусь!

4) сокращения слов: коммуналка, Б МБ-ушка, видак, телик;

5) фонетические стяжения: тыща, щас, воще, чё?

6) иноязычные "вкрапления": о'кей, ноу-проблем, вау!

7) орфоэпические ошибки: *катлог, инциндент.

Названные явления недопустимы  в речи оратора.

 

Заключение

 

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может  говорить человек соответствующий  следующим условиям: самостоятельность  мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков5.

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные  слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами  экспрессивного синтаксиса. Ведь слова  надо уметь выстроить из них такие  предложения, которые позволяли  бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

 

Список литературы

 

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 2004
  2. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001
  3. Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004
  4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 2001
  5. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. – М., 2006
  6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М., 1998
  7. Клюев Е.В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 2002
  8. Леонтьев А.Л. Психология общения. М., 2004.
  9. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
  10. Сопер П. – Основы искусства речи. – М., 2002
  11. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 2003.



Информация о работе Качество и разнообразие речи