Ю.М. Лотман его вклад в культурологию. Анализ одной из работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 07:10, контрольная работа

Описание работы

Наследие Ю.М. Лотмана, уже получившее в настоящем времени достаточно глубокое и широкое освещение, представляет интерес для современной науки и образования. Его труды в области филологии, семиотики, культурологии ориентированы на будущее науки и практического применения в современных условиях развития среднего и высшего образования.

Содержание

Введение 3
Актуальность темы 3
Исследованность темы 3
Глава 1. Юрий Михайлович Лотман. Вклад в культурологию 4
§1. Юрий Михайлович Лотман. Краткая биография 4
§2. Понятие культуры в структурно-семиотической концепции Ю.М. Лотмана. Тартусско-московская семиотическая школа 6
Глава 2. Анализ статьи Ю.М. Лотмана «Сватовство. Брак. Развод» 15
Заключение 19
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, в статье автор показывает сложную картину домашней жизни  дворянина XVIII века, представляющую собой сочетание народных обычаев, религиозных обрядов и влияния европейской культуры, что имело как положительные, так и отрицательные стороны и последствия.

 

Заключение

    В заключении, считаю необходимым остановиться на ключевых понятиях структурно-семиотической  концепции культуры Лотмана, «семиосферы» и «модели культуры».

    «Семиосфера» - это пространство культуры, внутри которого реализуются коммуникативные процессы, и вырабатывается новая информация. Пространство семиосферы структурировано и имеет вид: «ядро культуры – периферия». Такая структура семиосферы является законом ее внутренней организации. Семиотическое пространство является условием появления новой парадигмы культуры.

    «Модель культуры» - это искусственно схематизированный  облик, возведенный до уровня структурного единства. Будучи наложена на реальность той или иной культуры, модель оказывает  упорядоченное воздействие. Создание новой концепции истории невозможно без осознания предшествующих эпох, т.е. момента самосознания культуры, под которым понимается создание собственной модели культуры. Самосознание культуры, по Лотману, - это способность выделить себя по отношению к другим, отождествление себя с самим собой, становление собственной «чтойности». Модель культуры – это возможность понимания и интерпретации культуры, она конкретизирует понимание специфики культурного типа.

    Появление и развитие нового культурного типа возможно посредством асимметричного диалога, где рождение новой культурной парадигмы происходит на «периферии», а доминирующая сторона культурного типа представлена «ядром культуры». Лотман отмечал, что при всей типологической общности разнообразных диалогов культур каждый из них протекает своеобразно в соответствии с историко-национальными особенностями того или иного культурного типа. В частности, для русской культуры характерно наличие двух диалогов: 1) русско-византийский как религиозно-политическая основа общества; 2) диалог «Россия – Запад» как культурная парадигма. Различие между ними – это различие между религиозной и светской культурами.

    Лотмановские  понятийные пары, такие как «христианство  – язычество», «старое – новое», «русское – европейское», «экстравертный – интровертный», по-моему мнению, представляют собой взаимоальтернативные принципы, создающие основу и образующие пространство русской культуры.

    Развитие  культуры, по мнению Лотмана, диалогично и осуществляется посредством привлечения  и изучения собственных традиций, которые становятся значимыми в контексте иной культуры, подразумевая «другого» как необходимое условие для появления новой культурной парадигмы. Такой процесс называется экстериоризацией.

    Когда же собственному культурному типу дается статус «образа своего мира», то такой процесс называется интериоризацией и означает перевод внешних культурных структур во внутренний мир данной культуры. Примером может являться культурное переживание Россией запредельного культурного контекста (Россия – Запад).

    Таким образом, мы видим, что Лотман, безусловно, открыл еще одну теорию культуры, текста, истории в своих полимировоззренческих изысканиях.

    Уже, будучи всемирно известным ученым (все его основные труды переведены на европейские и иные языки) — вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики, членом корреспондентом Британской академии, действительным членом Норвежской и Шведской академий, почетным доктором множества университетов, Лотман так и не был избран (после неоднократных попыток) ни в АН СССР (впоследствии РАН), ни в АН Эст. ССР (всегда существовавшей достаточно автономно и независимо от Москвы). Лишь под конец жизни он был удостоен Пушкинской премии РАН (за цикл исследований о Пушкине) и стал академиком АН Эстонии (1992). В Германии (г. Бохум) действует научно-исследовательский Институт русской и советской культуры, который носит имя Ю.М. Лотмана. После кончины Лотмана интерес к его наследию не только не угасает, но и усиливается: переиздаются труды ученого (общее их число превышает 800), выходят в свет неопубликованные работы; ретранслируется цикл телевизионных передач «Беседы о русской культуре», которые вел Лотман по Ленинградскому телевидению; в Институте высших гуманитарных исследований (ИВГИ) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в память об ученом проводятся ежегодные Лотмановские чтения. С каждым годом становится яснее выдающийся вклад Лотмана в отечественную и мировую гуманитарную науку, его историческое значение как ученого, мыслителя, педагога и гражданина в истории русской и советской культуры 20 в.

 

Список литературы

    1. Васильева А.В. Ю.М. Лотман. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. – 144 с. (Серия «Философы ХХ века»)
    2. Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 384с.
    3. Егоров Б.Ф. Структурализм. Русская поэзия. Воспоминания. – Томск: Издательство «Водолей», 2001. – 512 с.
    4. Иконникова С.Н. История культорологических теорий. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2005. – 474 с. – (Серия учебное пособие).
    5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – Спб. – Искусство – Спб, 1996. – 5л. ил. – с. 103 – 123.
    6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: «Языки русской культуры», 1999. – 464 с.
    7. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа: [Сборник]. – М.: Гнозис, 1994. – 547с. – (Язык. Семиотика. Культура.)
    8. Лотмановский сборник: [Памяти Ю.М. Лотмана]/ Тарт. Ун-т, Каф. Рус. Лит., Каф. Семиотики, Рос. Гос. Гуманитар. Ун-т, Ин-т высш. Гуманит. Исслед. – т. 1. – 734 с. – М.: ИЦ-Гарант, 1995.
    9. Сердюк Т.Г. Эффект Лотмана – Уайльда как образец вторичного моделирования // Философские дескрипты: сб.статей. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2005. – Вып.4. – с.92-99.

Информация о работе Ю.М. Лотман его вклад в культурологию. Анализ одной из работ