Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:47, доклад
Понятие “цивилизация” происходит от латинского слова civilis, что обозначает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появи¬лось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был упот¬реблен французским экономистом маркизом де Мирабо (1715–1789) в работе «Друг людей или трактат о населении» для показа различий между циви¬лизо¬ванной Европой и варварскими порядками колониальных стран. Цивилизация признава¬лась Мирабо только за Европой.
Понятие “цивилизация” происходит от латинского слова civilis, что обозначает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появилось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был употреблен французским экономистом маркизом де Мирабо (1715–1789) в работе «Друг людей или трактат о населении» для показа различий между цивилизованной Европой и варварскими порядками колониальных стран. Цивилизация признавалась Мирабо только за Европой.
Французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789) связывает цивилизацию с теорией прогресса и рассматривает ее как стадию всемирно-исторического процесса, противопоставленную «варварству». Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости. К концу XVIII в. это понимание претерпело трансформацию благодаря немецким исследователям братьям Александру (1769–1859) и Вильгельму (1767–1835) Гумбольтам, считавшим, что цивилизация не зависит от уровня развития, любой народ является цивилизованным.
В середине XIX в. появляется тенденция, когда термин цивилизация сближается с понятием культура и начинает употребляться по отношению к целым эпохам. Этот подход является заслугой французского историка Франсуа Гизо (1787–1874). Гизо в своей работе «История цивилизации Франции» стремится разрешить противоречие между прогрессом всего человечества и разнообразием историко-этнографического материала. Им закладываются основы «этно-исторической концепции цивилизации». Ученый считал, что существуют одновременные и «локальные» цивилизации и цивилизация как прогресс человеческого общества.
В конец XIX – начале XX в. термины цивилизации и культура начинают выступать как однопорядковые понятия. Вместе с тем возникает вопрос: если понятия цивилизация и культура однопорядковые, то тогда получается, что вместе с возникновением человечества возникла и цивилизация. Л.Г. Морган дает ответ, что цивилизация связана с определенным уровнем развития культуры.
А. Тойнби рассматривает цивилизацию как особый социо-культурный феномен, целостность, ограниченную определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и параметры технического прогресса. М. Вебер также кладет в основу цивилизации религию.
Ф. Конечны в основании цивилизации положил несколько признаков: социальную целостность; внутренний строй цивилизации, основанный на категориях блага, истины, здоровья и благополучия, красоте.
Л.И. Мечников считает, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа.
Л.Н. Гумилев – цивилизация зависит от особенностей этнической истории.
Таким образом,
на протяжении XVIII–XX вв. утверждается
следующее понимание
– цивилизация как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры;
– уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры;
– ступень общественного развития следующая за варварством;
– цивилизация как уникальное этническое или историческое образование.
Современные исследователи считают, что понятия цивилизация и культура близкие. На всемирной конференции ЮНЕСКО (1982), посвященной культурной тематике, было выработана установка, что под культурой следует понимать комплекс материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включая образ жизни и правила человеческого бытия, систему ценностей, традиций, верований. Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации.
В качестве одного из вариантов формулировки предлагают авторы коллективного учебного пособия по методологии истории: Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратифиация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др. (Методологии истории. Уч. пособие. Мн., 1996. С. 235).
В целом, современными
исследователями цивилизация
Цивилизационный подход ориентирован на поиск доминантной формы социальной интеграции. Культурологический подход направлен на изучение культуры как доминанты социальной жизни.