Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:44, реферат
Письменность – совокупность письменных, литературных памятников какой-либо эпохи, какого-либо народа.
Письмо – это показатель культурного развития человечества, развития его разума и интересов.
Письменность – совокупность письменных, литературных памятников какой-либо эпохи, какого-либо народа.
Письмо – это показатель культурного развития человечества, развития его разума и интересов.
История зарождения письма уходит глубоко в древность, когда еще пещерные люди, не умеющие даже говорить, а только мыслить, хотели хотя бы зарисовать то, как они жили, что с ними происходило, как они охотились. Они хотели оставить след после себя. В дальнейшем, когда человек освоил речь, ему тем более было необходимо научиться записывать свои мысли, идеи, открытия, интересные истории, передавать чувства, описывать других людей, оставлять все увиденное и услышанное на бумаге. И это очень помогло нам, современным людям. Ведь благодаря этим записям мы смогли узнать о существовании людей, живших задолго до нас, мы можем изучать историю развития стран, знакомиться с работами древних философов, ученых, восхищаться стихами и произведениями великих поэтов и писателей. Мы можем использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего. Письмо все время развивается, поэтому его необходимо изучать.
Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Оно помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. В то время как большинство средств сообщения, включая речь, носят моментальный характер, ограничены во времени и пространстве, так как предполагают пространственную близость говорящего и слушающего и исчезают непосредственно в процессе реализации, написанное слово может преодолеть время и пространство, обладает, следовательно, некоторой временной протяженностью.
Письмо – это важнейшее средство передачи речи на расстояние или закрепления ее во времени. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников.
Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культуры. Поэтому, изучая историю письма, мы имеем возможность ознакомиться с когда-то существовавшими, а ныне мертвыми языками, установить причины, обусловившие возникновение письменности, проследить процесс становления различных типов письма и соотношение их с живыми языками.
Цель моей работы: рассмотреть основные этапы эволюции письма от его зарождения до современного состояния. При написании реферата были поставлены следующие задачи: описать предысторию письма, как оно появилось и для чего; рассмотреть основные этапы развития письма.
Письмо имеет долгую и сложную историю своего развития, которая охватывает период в несколько тысяч лет. Письмо, которым мы пользуемся в настоящее время, уже давно потеряло свою первоначальную форму и прошло всевозможные ступени развития на пути к достижению совершенства. Возникновение и развитие письма неразделимо связано с историей народа, развитием языковой культуры. Чем выше уровень материальной и духовной культуры того или иного народа, тем совершеннее система его письма.
До того как возникло письмо, люди общались на расстоянии и во времени весьма разнообразными доступными им способами и средствами. Для того, чтобы передать сообщение, они использовали «послания», содержащие в себе различные предметы, такие как палки, стрелы, камни и т.д. Также люди оставляли следы на песке или мягкой земле, пепел от костра или остатки пищи для того, чтобы известить других людей, о том, что здесь ступала нога человека. Такие способы "оповещения" носили непреднамеренный характер. Подобные ситуации могли неоднократно повторяться. На основе этого со временем складывалось и преднамеренное использование указанных сигналов в качестве средств общения. То есть появились попытки фиксации отдельных сообщений. Таким образом, начиная с конца каменного века, на этапе развитого первобытнообщинного строя у большинства племен уже имелись зачатки письменности. До того, как люди стали жить большими группами, у них не было необходимости в фиксации сообщений. Но со временем образовывались устойчивые родовые и племенные общины, вследствие чего возникла необходимость передавать мысль на расстояние и закреплять ее во времени. Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений.
Для передачи мысли на расстояние и закрепления ее во времени служили различные предметы, которым придавалось условно-смысловое значение. Наибольшего развития получили так называемые вампумы – у североамериканских индейцев, а также кипу – у перуанцев.
"Письмо" вампум представляет
собой нити с нанизанными на
них кружочками из раковин
разного цвета и размера.
Обычно представитель
индейского племени, заключая договор,
приносил с собой пояс – вампум
и в течение своей речи старался
закрепить в сознании слушателей
связь между выраженными
Перуанское письмо древних инков кипу представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами, каждый из которых имел определенное значение. Нередко шнуры навязывали на палочку, которую посылали с гонцом.
В науке нет единства мнений относительно назначения "письма" кипу. Одни считают, что оно служило только для статистических целей. Другие полагают, что "письмами" кипу, кроме этого, записывали собрания законов, историю жизни, правления инков, хроники важных событий и даже стихотворения.
Кроме кипу и вампум у народов первобытной культуры были распространены также бирки с зарубками, которые использовались, по мнению ученых, как для счета, так и для закрепления разного рода отношений (торговых, финансовых и т.п.). При торговых сделках и финансово-кредитных операциях бирки расщеплялись на две половины: одна вручалась должнику, а вторая оставалась у кредитора. По мере выплаты долга зарубки на каждой половинке бирки срезались. Такая система использования бирок была широко распространена у многих народов.
Древние греки, скандинавы, славяне выражали свои мысли при помощи разных зарубок и нарезов, которые они делали на деревянных палочках, дощечках.
Такие способы общения появились у людей задолго до возникновения письма. Они были необходимы людям для коммуникации, поддержки связи друг с другом. Но их никак нельзя назвать письмом в подлинном смысле этого слова.
Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – письменный, начертательный) знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.
В развитии начертательного
письма исторически сменилось нескольк
Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое (фонемографическое). Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в "чистом" виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма. Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.
Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:
1) фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;
2) логография - последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова;
3) морфемография - тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова - морфем;
4) силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги;
5) фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки.
В соответствии с другой классификацией эволюция письма представлена в виде следующей схемы:
1) предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;
2) собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: а) словесно-слоговое письмо; б) слоговое письмо; в) буквенное письмо.
Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.
Пиктографическое письмо — исторически самый первоначальный тип письма. Сначала человек учился передавать свои мысли и чувства при помощи рисунков. Смысл пиктограммы расшифровывался независимо от передачи его звуковым языком, поэтому они могли быть понятны людям, говорящим на разных языках. В этом плане пиктография представляет собой международное письмо. Пиктограммы всегда понятны даже для относительно неграмотного читателя, и легки для изображения.
Пиктограммы выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных. Начертания пиктограмм различны, отображая этим разнообразие человеческой жизни. В пиктографическом письме передавалось высказывание в целом, не было ни членения на слова, ни порядка слов.
Появление пиктографического письма связано с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, то есть как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя.
Периодом окончательного сформирования пиктографии считают эпоху, когда рисунки начинают использоваться не только в дополнение к рассказу, но и для самостоятельной передачи сообщений, в частности, для передачи их адресатам, отсутствующим в момент создания пиктограмм, отделённым от их создателя большим расстоянием или временем.
Уже в ранних пиктограммах имелись предпосылки для превращения рисунков в условные знаки. Люди упрощали и схематизировали изображения. Это вело к постепенному превращению рисунка в символ.
То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось, несомненно, положительным фактом. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Из-за своего несовершенного, примитивного и неупорядоченного вида, пиктография допускала разные толкования сообщений и не давала возможности передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (например, такие понятия, как бодрость, храбрость, зоркость, сон и т.д.). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое.
Важнейшим отличием идеографии от пиктографии следует считать не форму знаков, а их значение. Идеографический знак обозначает, как правило, или отдельное слово, или его знаменательную часть. Такой вид письма отражает речь более точно, чем пиктография. Более того, идеографическое письмо передает также членение речи на слова, синтаксический порядок слов, а иногда и фонетическую сторону речи.
Идеография имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков. Пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берет их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы).