Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:35, реферат
Эпоха европейского Возрождения получает постоянно высокий статус в большинстве работ по истории мировой культуры. Можно считать устоявшимся и широко распространенным суждение об этой эпохе как о «величайшем перевороте» в развитии мировой культуры, с которого и начинается переход к гуманистической культуре, в центре которой стоит человек, несущий в себе способность к самостоятельной, разумной и целеустремленной деятельности, направленной на осуществление идеалов красоты, гармонии и всестороннего развития своих сил. Основные достижения Возрождения были реализованы прежде всего в художественной культуре, а также в философии.
8. Обращение
к раннему и более богатому
периоду культурной жизни
Эпоха европейского Возрождения получает постоянно высокий статус в большинстве работ по истории мировой культуры. Можно считать устоявшимся и широко распространенным суждение об этой эпохе как о «величайшем перевороте» в развитии мировой культуры, с которого и начинается переход к гуманистической культуре, в центре которой стоит человек, несущий в себе способность к самостоятельной, разумной и целеустремленной деятельности, направленной на осуществление идеалов красоты, гармонии и всестороннего развития своих сил. Основные достижения Возрождения были реализованы прежде всего в художественной культуре, а также в философии. В духовном плане Возрождение принесло с собой раскрепощение сознания от богословско-схоластического образа мышления и раскрыло перед человеческим разумом возможность познания реального мира, который доселе присутствовал лишь как низменная дей-ствительность, несоизмеримая с божественным началом. В живописи, скульптуре, литературе, архитектуре и музыке получило воплощение культивирование гармонической индивидуальности и чувственности, воплощением которой может служить и человеческое тело, и природа, и произведения человеческих рук. Однако уже в рамках самой ренессансной культуры в полной мере проявилось осознание противоречий, возникающих в силу индивидуализма, приводящего к разгулу своеволия и гедонизма, к бесцельному расточительству человеческих сил и средств. Одним из проявлений высокого Возрождения считаются трагедии Шекспира, который показал на изломе этой эпохи, как индивидуализм обнаруживает свою недостаточность и свою собственную обреченность, чреватую безысходным трагизмом.
Вот как пишет об этом А.Ф. Лосев в книге «Эстетика Возрождения», в получившей большую известность главе «Обратная сторона титанизма»: «Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и всякого разгула страстей... Здесь сказался стихийный индивидуализм эпохи, эта уже обнаженная от всяких теорий человеческая личность, в основе своей аморальная, но зато в своем бесконечном самоутверждении и в своей ничем не сдерживаемой стихийности любых страстей, любых аффектов и любых капризов доходившая до какого-то самолюбования и до какой-то дикой и звериной эстетики»*. А.Ф. Лосев приводит множество фактов и имен, свидетельств страстей и по-роков и совершенно беззастенчивых преступлений, выявляющих антитезу тому образу возвышенного гуманизма и эстетизма, с которым обычно связывают период Ренессанса.
В самой Италии широкое недовольство разладом в обществе содействовало большому успеху Савонаролы, настоятеля монастыря и проповедника, беспощадно обличавшего язвы аристок-ратической и клерикальной верхушки. Но его противники, возглавляемые развращенным и преступным папой Александром VI (из семейства Борджиа), добились его ареста, после жестоких пыток он был повешен, а затем сожжен в 1498 г. «Это было символом назревающей и уже назревшей гибели всего возрожденческого понимания человеческих идеалов. Титанизм превращается здесь в зверство и самую гнусную кастовую или лично-кастовую обособленность; высокое и благородное понимание человеческого самоутверждения переходит в малую, но кровавую склоку, месть и интригу в борьбе за ничтожную, но злую и беспощадно жестокую самозащиту и самообслугу», — отмечает А.Ф. Лосев. В художественном плане Ренессанс в XVI в. вырождается в маньеризм, как подражание прежним чтимым образцам, но уже лишенное былой творческой силы.
Ренессансные тенденции не были преданы забвению и постоянно питали существенную часть высокой художественной культуры Запада и тех стран, где эта культура принималась за воплощение эстетических идеалов. Однако противоречия и ограничен-ность культуры этого направления привели к последующей острой реакции и обращению к религиозным принципам устроения общества. Во многих странах Запада и Востока возвращение к ранним образцам самобытной культуры принимало скорее консервативный характер и было связано с принципами религиозного фундаментализма.
9. Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том случае, если новое состояние возникает в результате изменения прежнего достояния под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, создающему достаточно целостный органичный синтез.
Проявлением трансформации обычно становится реформация религии или формирование национальной культуры. Почти каждое общество в той или иной степени проходит через религиоз-ную перестройку и процесс формирования нации, сопровождающиеся интенсивным утверждением обновленной культуры, сохраняющей преемственность с предшествующим достоянием. Хотя идеологическим оправданием такого рода процессов большей частью является обращение к первоначальным заветам или историческим корням, новое состояние общества сильно отличается от того, что ему предшествовало, придает ему динамичный и обновленный облик.