Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа
Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века.
Классицисты требовали от
Однако в целом классицисты были против изображения в искусстве предметов низких и безобразных, прописывая одну из наиболее аристократических страниц в истории эстетики. Развивая антропоцентризм Возрождения, эстетика классицизма утверждала идеал «свободного, гармонически развитого человека».
Теоретической
основой классицизма явилась
философия Рене Декарта (1596 – 1650), во главу угла
которой был поставлен разум. В ряде своих
произведений («Начала философии», «Рассуждения
о методе») Декарт развивает мысль о том,
что человек воспринимает вещи при помощи
разума, но не чувства. Разум, по его мнению,
служит высшим критерием прекрасного.
Этот тезис, по сути, послужил отправной
точкой в формировании эстетики классицизма.
Идеи строгой симметрии, гармонии и единства
стали восприниматься представителями
классицизма как основные принципы прекрасного.
В самом деле, прекрасное связано с представлением
о гармоническом. Разумеется, такая схематизация
бытия, оторванная от человеческих чувств,
не может быть названа подлинной гармонией.
[2, с.40-41]
Декарт усомнился во всем
[6, с.275]
Среди представителей раннего французского классицизма выделяется Ф. Малерб (1555 – 1628). Он явился зачинателем классической поэзии и поэтики. Малерб предписывал строгие правила французскому стихосложению и опасался чрезмерной эмоциональности поэзии, добиваясь логической стройности и ясности стиха. Регламентированная эстетика Малерба получила негативную суровую оценку со стороны многих писателей, в том числе Пушкина. [2, с. 41]
Подлинным теоретиком
Дух регламентации,
1) нахождение нужных мыслей;
2) их художественное оформление.
Согласно Буало принцип следования разуму
охватывает и композицию произведения:
Поэт обдуманно все должен
разместить.
Начало и конец в поток единый слить
И, подчинив слова своей бесспорной власти,
Искусно сочетать разорванные части.
Буало считает (трактат «Размышления
о Лонгине»), что древние поэты-классики
(Гомер, Софокл, Вергилий) воплощают вечные
вненациональные нормы искусства; поэт,
особенно трагический, должен черпать
сюжеты и героев в мифологии и истории
древнего мира.
Для классицизма
трагедия — высокий жанр, отражающий несчастья
великих личностей. Комедию, предмет которой,
— повседневная жизнь и пороки людей,
Буало считает низким жанром. Сатира —
по Буало (а он и сам сатирик!), — смех, бичующий
«льстецов» и «ленивых бездельников»
и оказывающий морально-этическое воздействие;
сатира значимее оды.
Теория жанров Буало
отрицает важность лирики, ибо последняя
интересуется индивидуальным, а задача
поэзии — общее. По Буало, поэтический
стиль речи различен в идиллии, элегии,
оде, мадригале,
эпиграмме, рондо, сонете.
Буало формулирует концепцию
художественной правды:
Невероятное растрогать не
способно.
Пусть правда выглядит всегда правдоподобно.
[6, с.275-276]
Важнейшим
принципом эстетики Буало было требование
во всем следовать античности. При этом
под античностью он в основном понимал
римское искусство: «Энеиду» Вергиния,
комедии Теренция, сатиры Горация, трагедии
Сенеки. Буало считал античность хорошим
орудием в борьбе «своевольного», «недисциплинированного»
барокко.
Художник должен быть логичным
и последовательным и
Обдумать надо мысль и лишь потом писать,
Пока неясно вам, что вы сказать хотите,
Простых и ясных слов напрасно не ищите…
Таким образом, сначала должно
быть содержание, «мысль», а затем
ее художественное оформление. [5, с.74-75]
Свою
доктрину Буало изложил в трактате «Поэтическое
искусство»(1674). В первой части трактата
он говорит о предназначении поэта и его
нравственной ответственности. Во второй
части философ анализирует такие жанры
творчества, как ода, элегия, баллада, эпиграмма.
Элегия сильна лишь чувством непритворным,
Трагедия в слезах рисует скорбь и страх,
И, развлекая нас, рыданья исторгает,
[11, с.57]
В третьей части Буало дает свое видение комедии и трагедии. В заключение он обращается к поэту, призывая во всем следовать античности.
Считалось, что правила и
Поэтика
Буало оказала влияние на
Рассвет и расцвет классицизма связан
с эстетикой Буало, закат — с идеями Баттё. И. Кронберг замечает, что
теория Баттё употребляет эстетические
понятия, не вникая в их сущность, — отсюда
сбивчивость его рассуждений.
По Баттё,
сущность искусства определяется сущностью
гения-творца и подражанием по законам
вкуса. Для Баттё искусство есть прекрасное
изображение прекрасного, возникшее от
скуки. Художественное творчество рождается
потому, что человек, пресытившись природой,
вбирает в себя лучшие ее части и составляет
из них «вторую действительность», новое
натуральное целое, превосходящее реальную
природу. Гений подражает природе, списывает
с образцов, вымысел ему не нужен. По Баттё,
у природы четыре сферы:
1) современный физический, нравственный и политический мир;
2) мир исторический, наполненный великими именами и подвигами;
3) мир, населенный богами и героями;
4) мир идеальный или возможный, где находится общее (родовое).
Эти четыре сферы природы — предмет искусства. Гений изящно подражает не всякой, а лишь изящной природе, творит и оценивает изящное. Творчество требует особого состояния духа — энтузиазма. Изящная природа делится на подлежащую чувству зрения (на этой основе рождаются скульптура, живопись, танец) и подлежащую чувству слуха (на этой основе — музыка и поэзия). Гений формирует вкус. По Баттё, вкус — способность различать хорошее, дурное и посредственное. Хороший вкус — один, частных — много. [6, с.276]
Одним из самых крупных классиков своего времени стал Пьер Корнель (1606 – 1684) после представления трагикомедии «Сид» в 1637 г. Его творчество – это художественная практика классицизма, в оценку которой история привнесла много идеологии. [5, с.75]
Для Корнеля долг — категория разума,
любовь — категория чувства. В их столкновении
победа на стороне разума, именно он в
картезианский век — высшая общественная
ценность. Разум — представитель общества
и государства в характере героя, чувство
— представитель личного начала. Таким
образом, Корнель выразил рационалистический
дух своего века и стал связующим звеном
между гуманизмом Возрождения и Просвещением.
В «Сиде» ренессансные традиции сказываются
в силе и величии чувств героев. Ромео
и Джульетта далеки от рассудочных в чувствах
и регламентированных в поступках Родриго
и Химены. И все же кое-что сближает пьесы
Шекспира и Корнеля. И там и здесь персонажи,
окружающие влюбленных (Меркуцио, Бенволио,
Кормилица, Лоренцо, Джованни в «Ромео
и Джульетте», Дон Фернандо, Инфанта, Дон
Дьего, Эльвира в «Сиде»), находятся на
стороне их любви, несмотря ни на какие
условности. И, несмотря на регламент,
Корнель в духе традиций Возрождения не
губит чувства своих героев во имя долга.
[6, с.279]
Французская революция 1789—1794 гг. вызвала к жизни революционные формы классицизма (в литературе — М.Ж. Шенье, в живописи — Давид). Французский классицизм повлиял на рождение и развитие национальных форм классицизма в европейских странах.
В Англии последователи классицизма: Бэн Джонсон, Дж. Драйден. Переходными фигурами от классицизма к Просвещению были Дж. Аддисон и Р. Стил.
В Италии
классицизм (конец XVIII — начало XIX в.) создал
героическую трагедию, проникнутую
пафосом национально-освободительной
борьбы (В. Альфиери).
Русский классицизм
(возник в 30—50-е гг. XVIII в.) социально опирался
на петровские реформы и растущую государственность
России и был проникнут национально-патриотическим
пафосом. Основоположник русского классицизма
в драматургии — А.П. Сумароков. Это художественное
направление развивали в драматургии
Я.Б. Княжнин (в трагедии «Вадим» осуждает
антигуманные проявления абсолютизма)
и В.А. Озерова, в сценическом творчестве
трагические актеры А.С. Яковлев, Е.С. Семенова.
В трактате Сумарокова «Эпистола о стихотворстве»
(1747) в духе классицизма строго разграничиваются
жанры драматургии, подчеркивается, что
трагедия не терпит низменных сюжетов,
а комедия — слез. Русский классицизм
ориентирован не на античные сюжеты, а
на сюжеты из русских летописей («Димитрий
Самозванец» Сумарокова).
Русская классицистская комедия отличалась
сатирической остротой (таков "Недоросль"
Фонвизина). Имена ее персонажей нарицательны
и обозначают особенности характеров.
Язык комедии включает в себя народные
словечки, выражения и интонации. Гражданственность,
героическое начало, идейность классицизма
утверждали в своих художественных произведениях
и теоретических идеях декабристы. Характер
в искусстве классицизма изолирован от
условий места и времени. Проблемы своего
времени классицизм обычно решал на материале
древнегреческом, римском, испанском или
настолько абстрактном, что ни место, ни
эпоха не ясны.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ КЛАССИЦИЗМА
Эстетика классицизма – образец рафинированной сознательно заостренной акцентации внимания на эстетической сущности искусства, доведенной до строгой нормативизации системы художественных правил. Начала складываться в Италии в 16 в. и достигла своего апогея в 17 в. во Франции в русле картезианского рационализма.
Главные из классицистских
Одна из характерных черт
Основной эстетический принцип классицизма – верность природе, логически организованной и творчески облагороженной разумом. По мнению теоретиков классицизма, объективно присущая миру красота – симметрия, пропорция, мера, гармония и т.п. – должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде, по античным образцам.
Эстетика классицизма, создаваемая в основном самими деятелями искусства, носит нормативный характер. Это объясняется задачей осмыслить и возродить художественные идеалы античности, а также свойственным эпохе метафизическим и механистическим характером взглядов. [7, с.149]
Классицизм — стиль и
направление в искусстве и
литературе XVII — начала XIX в., ознаменовавшие
возвращение к античному
Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» — времени, места и действия — в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т.п.