Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:39, курсовая работа
В истории французской литературы творчество Золя является важным и содержательным этапом.
Золя - художник больших, необозримых полотен. Ему тесны были масштабы одной книги, одного романа, и потому он объединял свои произведения в огромные циклы и серии.
1. ВВЕДЕНИЕ _______________________________________ 3
2. Эстетика натурализма _______________________________ 5
2.1. Э.Золя как теоретик натурализма ___________________ 5
2.2 Ругон-Маккары ___________________________________10
2.3. Феномен натурализма в романе «Западня» ___________ 14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________ 18
4. Список использованной литературы ____________________20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет философии и культурологии
Кафедра теории культуры, этики и эстетики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Эстетика Э.Золя»
студентка 3 курса очной формы обучения
Басовская М.Т.
г. Ростов-на-Дону
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ВВЕДЕНИЕ ______________________________
2. Эстетика
натурализма ______________________________
2.1.
Э.Золя как теоретик
2.2
Ругон-Маккары ________________
2.3. Феномен натурализма в романе «Западня» ___________ 14
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ______________________________
4.
Список использованной литературы ____________________20
ВВЕДЕНИЕ
В
истории французской
Золя - художник больших, необозримых полотен. Ему тесны были масштабы одной книги, одного романа, и потому он объединял свои произведения в огромные циклы и серии. Золя остро ощущал современную ему действительность, он разглядел в общественной жизни своего времени наиболее существенные противоречия и ненавидел зло, порождаемое буржуазными отношениями. Но, негодуя и ненавидя, Золя верил в будущее, и эта вера основывалась на глубоком и всестороннем знании жизни.
Исторические изменения, происходившие
в судьбах французского общества во
второй половине XIX века,
с большой полнотой отразились
в произведениях Золя. Великий реалист
продолжал дело Стендаля, Бальзака,
Флобера и создал книги, в
которых художественно воплощены
общественные нравы и быт целой эпохи.
В 70-80-х годах Золя оказывается одним из
самых последовательных защитников
реалистических традиций.
Он развенчивает тех писателей и художников,
которые уводили читателя и зрителя от
насущных проблем современности
и искали оригинальность в формалистических
ухищрениях. В молодости Золя горячо
поддерживал художников-импрессионистов.
Ему казалось в ту пору, что
они близки к реализму, они нравились
ему своим новаторством и стремлением
открыть новые художественные приемы
изображения жизни. Но к концу
века, когда импрессионизм стал школой,
официально признанной буржуазией,
когда Парижский салон заполнила бессмысленная
мазня живописцев-декадентов, Золя
писал: "Теперь в Салоне нет ничего,
кроме пятен: портрет - это только пятно;
лица - всего лишь пятна; деревья, дома,
материки, моря - все пятна... Черное на
черном, белое на белом - вот она, современная
оригинальность!" Вместе с тем
Золя считал, что творчество его предшественников-реалистов
не может в полной мере отвечать
требованиям современного искусства.
Он решил обогатить реализм теорией
и создал натуралистическую школу в искусстве.
В основе его теории лежало преклонение
перед фактом, перед документом.
Художник волею Золя превращался в
ученого и экспериментатора. Подобный
взгляд на творчество был отступлением
от принципов реализма, ибо художник в
этом случае должен был идти не
от жизни, а от заранее придуманной формулы.
Золя думал, что он нашел надежный
способ перебросить мост между наукой
и искусством, но на самом
деле он умалял роль искусства,
которое призвано не
только констатировать факты, но и художественно
их обобщать. Однако теория Золя
и особенно его художественная практика
несли в себе много положительного.
Как творчество Бальзака, Флобера,
Гюго, творчество Золя не
укладывалось в прокрустово ложе одной
какой-либо школы. Его индивидуальный
гений разрушал созданные им же самим
узкие концепции и схемы. Порою это давалось
нелегко, и в произведениях Золя ощутима
постоянная борьба писателя с самим
собой, со всем, что было надуманного
и ложного в его теоретических взглядах.
Конечная победа всегда оставалась за
великим художником - реалистом
и социальным романистом.
Эстетика
натурализма
2.1.
Э. Золя как
теоретик натурализма
Основоположником натурализма безусловно является Эмиль Золя. Однако его творчество выходит за рамки узко понимаемой натуралистической доктрины.
Литературная, критическая и общественная деятельность Эмиля Золя сыграла весьма важную роль в духовной жизни и в литературном процессе Франции. Воздействие творчества Золя в значительной степени определяет магистральную линию развития французского романа последней трети XIX в. Все прочие тенденции — и близкие ему и полярные — повествовательной прозы этого времени неизменно взаимодействуют в определенном соотношении — притяжении или отталкивании, с монументальным романическим циклом Золя, с его новаторским видением и отображением мира, с его пониманием задач искусства.
Вместе с тем и сам художественный метод Золя, и его эстетические идеи отнюдь не были застывшей схемой. В творчестве Золя натуралистические принципы сложно взаимодействовали с развитием реалистической бальзаковской традиции.
Это ответвление реализма второй половины XIX в., окрашенное физиологичностью, отяжеленное постулатами детерминизма (которые Золя подчас и сам ощущал как путы для творчества), несомненно, утратило некоторые замечательные возможности предшествовавшего этапа литературного развития. Вместе с тем можно говорить и об обретении новых стимулов и новых горизонтов.
Чуткое внимание Золя к новым явлениям общественной действительности, ощущение моральной ответственности писателя (наперекор объективистским установкам собственной теории), разоблачающий пафос и непримиримая ненависть к злу, пошлости сочетались с неустанными поисками альтернативы буржуазным отношениям. Вера Золя в социальный прогресс основывалась на вере в человека, в духовные ценности, присущие той самой человеческой натуре, в которой писатель как теоретик натурализма склонен был усматривать лишь игру наследственных начал и физиологических инстинктов. Эти противоречия не были изжиты Эмилем Золя до конца жизни. Но как художник он одержал неизмеримо больше реалистических побед, чем испытал натуралистических поражений; как критик не только создал теорию «экспериментального романа», но и громил силой своей воинствующей ненависти идеализирующую фальсификацию буржуазной действительности и буржуазную мораль в искусстве; как общественный деятель боролся за торжество справедливости и человечности.
Долгий путь идейных исканий писателя вплотную подвел его к идеалам социализма. Общеизвестно его высказывание конца 80-х годов: «...всякий раз, когда я берусь за изучение какого-нибудь вопроса, я наталкиваюсь на социализм».
Рассматривая вопрос о теоретических взглядах Золя, важно прежде всего выяснить, в каком отношении находятся эти взгляды к практике как критического реализма, так и натурализма. Для самого Золя «натурализм» и «реализм» — понятия совпадающие. Золя не раз оговаривается, что даже слово «натурализм» — не его изобретение. Отождествляя натурализм как литературное направление с реализмом, Золя исходит из того, что в основе того и другого лежит стремление художника к отображению жизненной правды. Требуя от писателя-натуралиста широкого охвата действительности, призывая к изображению жизни народа, Золя связывал натурализм с возможностями дальнейшей демократизации литературы. Он очень чуток к проявлению антиреалистических тенденций в искусстве этого периода и активно выступает против них. Однако само понимание художественной правды как раз и отличает теории Золя от подлинного реализма.
Высоко ценя наследие великих предшественников, Золя свой оригинальный вклад видит в том, что он обогатил реализм теорией, поставил его на «научные основы» и создал «экспериментальный роман». Известно его утверждение, что романисту достаточно собрать документы для будущего произведения, а дальше «роман напишется сам собой. Романист должен только логично распределить факты... («Экспериментальный роман»). Отождествляя деятельность ученого и художника, писатель в конечном счете приходил к утверждению позитивистского объективизма. В теоретических работах Золя 70—80-х годов преклонение перед документом, фактом приводит его к непониманию природы реалистического понятия типического, к умалению роли художника, призванного творчески обобщить и оценить собранные им факты действительности. По мнению Золя, писатель как бы экспериментирует с «подопытными» персонажами: ставит их в зависимость от среды и наследственности и в пределах заданных условий изучает их поведение. Подобный взгляд на создание литературного персонажа был также отступлением от принципов реализма. Золя полагал, что нашел надежный способ перебросить мост между наукой и искусством, найти для него новые перспективы. Не отрицая значение законов социальной жизни, он уравнял их с законами физиологического бытия человека, преувеличив значение теории наследственности.
Было бы, однако, неправильно думать, что сильные и слабые стороны теории и метода Золя существовали в его художественной практике на равных началах. Реалист и социальный романист почти всегда одерживал победу. Писателю не раз приходилось отступать от принятых решений, от предварительных набросков к романам, от кропотливо собранных материалов. Но жертвы эти окупались приближением к жизненной правде, к реалистическому воспроизведению действительности.
Золя опирается на достижения науки и открытия того времени, требует от художественного произведения точности документа, скрупулезности исследования, базирующегося на достижениях «науки о человеке» — признании решающей роли среды и наследственности. Научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды" - к этим трем пунктам сводились требования натуралистов. «Мы принимаем жизнь такой, какова она в действительности, что мы не хотим ничего приукрашивать, не хотим подменять то, что должно быть. Абсолютной добродетели не существует… мы не идеализируем свои персонажи,» - так пишет Золя в своей статье «Натурализм в театре». «Он (натуралистический роман) безличен. Другими словами - романист всего только регистратор фактов, он остерегается выносить суждения и делать выводы,» - пишет Золя. Он отказывается от прямых авторских оценок и с полным бесстрастием рассказывает о судьбе героев.
Натуралистический
роман — это исследование природы,
людей и среды. Его авторов
больше не привлекает замысловатая интрига,
ловко придуманный и
Таким образом писатель-натуралист, как и ученый, никогда не присутствует в своем творении. Эта нравственная безличность произведений — весьма важная их особенность, именно из-за нее и возникает вопрос о нравственности в романе. Автора неистово упрекают в безнравственности только на том основании, что он выводит на сцену и негодяев и людей порядочных, но не судит ни тех, ни других. В этом сущность спора. Выводить в книгах негодяев дозволено, но только надобно их наказывать в конце или, но крайней мере, выражать по их адресу гнев и отвращение. Что касается людей порядочных, то они, разумеется, заслуживают того, чтобы время от времени их осыпали похвалами и подбадривали. Писателю ставят в вину его бесстрастие, то спокойствие, которое он выказывает перед лицом добра и зла. А когда он, как аналитик, становится чересчур откровенны, его начинают обвинять во лжи. Как! Одни только негодяи, ни одного симпатичного персонажа?! Именно тут и появляется пресловутая теория «симпатичного» персонажа. Нужны симпатичные персонажи, пусть даже для этого приходится искажать истину, натуру. От него требуют, чтобы он не только отдавал предпочтение добродетели: хотят, чтобы он ее приукрашивал и делал привлекательной. Описывая какого-либо человека, он, оказывается, должен совершать отбор, подчеркивать его хорошие черты и обходить молчанием дурные. А если он хочет заслужить похвальные отзывы, то ему следует попросту выдумывать своих героев, создавать их в условных традициях хорошего тона и добропорядочности. На этот случай есть даже готовые образцы, которые без всякого труда можно ввести в действие. Это — симпатичные персонажи, это — идеальные образы мужчин и женщин, они должны смягчить досадное впечатление, которое оставляют персонажи правдивые, списанные с натуры. Как видите, единственная вина автора состоит в том, что он принимает жизнь такой, какова она в действительности, что он не хочет ничего приукрашивать, не хочет подменять то, что есть, тем, что должно быть. Абсолютной добродетели не существует, как не существует и безупречного здоровья. В недрах каждого человека гнездится недуг, в тайниках души любого из нас таится зверь. Вот почему необыкновенно целомудренные девицы и донельзя порядочные юнцы, с которыми мы встречаемся в некоторых романах, как бы витают над землей; для того чтобы они прочно стояли на ней, надо сказать о них все без утайки. Писатель и высказывает все, он больше не отбирает те или иные черты характера, не идеализирует свои персонажи; потому-то его и обвиняют, будто ему нравится копаться во всяческих отбросах. Словом, вопрос о нравственности в современном романе сводится к следующим двум точкам зрения: писатели-идеалисты заявляют, что, если хочешь укрепить нравственность, необходимо лгать; писатели-натуралисты утверждают, что вне правды не существует и нравственности. Итак, нет ничего опаснее вымысла; если в произведении мир представлен в ложном свете, то оно сбивает с толку читателей, погружает их в мир иллюзорного и случайного; я уже не говорю о лицемерных требованиях соблюдать правила светского приличия, согласно которым все отвратительное надобно делать приятным, набрасывая на него ковер из цветов. Благодаря нам такого рода опасность исчезла.