Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:00, лекция

Описание работы

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

Работа содержит 1 файл

cult (1).doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Эпоха Возрождения, как социокультурный  переход, переворот средневековых  традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры.

 

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия , чему в немалой степени способствовали : высокий  уровень урбанизации , подчинение деревни городу , широкий размах ремесленного производства , финансового дела ,  ориентированных не только на внутренний , но и на внешний рынок .

Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных  социальных слоев ранней буржуазии . Аскетизм церковной морали в эпоху  активного торгово-промышленного  и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам , накопительству , тягой богатству . В психологии купечества,  ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма , расчетливости , смелости в деловых начинаниях , осознания личных  способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни , венцом успеха которой считались престиж семьи , уважение сограждан , слава в памяти потомков .

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке.  Это  понятие возникло на основе широко распространенной в то  время  исторической концепции,  согласно  которой  Эпоха Средневековья  представляла собой период беспросветного варварства и невежества,  историки того времени  полагали,  что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.  Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века.  Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху,  когда в Италии,  а затем и  в  других странах сформировалась  и  расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный  переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике,  политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли,  вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий  конца  XV  и  начала XVI века,  преобразили облик средневековой Европы.  Почти повсеместно теперь выдвигаются на  первый план города.  Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис.  В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской  нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания.  Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и  эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким  обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук,  литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в  городах  Италии  это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений,  а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские корабли  достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент  с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI  в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII  в. была открыта Австралия. нализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об  отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным  интересом к реальному миру,  к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой  поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины.  Подчеркивая интерес к человеческому в  противовес божественному,  представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его  духовным  миром.

 

При  всей сложности  и  неоднозначности эстетики возрождения  в качестве ее одного из основных принципов  можно выделить абсолютизации  человеческой  личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о  человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался  у  теоретиков  Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы.  Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную  картину  мира.  Здесь бросается в  глаза  также  субъективистски -индивидуалистическая  жажда жизненных ощущений,  независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа,  сколько художник,  который в своей творческой деятельности уподобляется Богу.  В постепенно освобождающемся от церковной идеологии  создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес  морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий.  Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида  в  противовес  надмировой  божественной личности в средние века,  но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. обенностей культуры Возрождения.  Правдивое изображение  мира  и  человека должно было  опираться  на их познание,  поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную  роль.  Естественно,  что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,  среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Постижение человеком  мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих  задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом.  Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования.


Информация о работе Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв