Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:54, контрольная работа
Эпоха Возрождения была едва ли не самым плодотворным периодом в истории и подарила миру целую плеяду гениев. В ту пору тон всем странам Европы задавала Италия, и возобладали верность классическим идеалам и реализм изображения.
Важно рассмотреть творчество Рафаэля Санти(1483 – 1520) и Микеланджело Буонарроти(1475 – 1564), так как они являются яркими представителями эпохи Возрождения. Главное содержание этой эпохи состоит в её переходной культуре.
14
1.Введение
Эпоха Возрождения была едва ли не самым плодотворным периодом в истории и подарила миру целую плеяду гениев. В ту пору тон всем странам Европы задавала Италия, и возобладали верность классическим идеалам и реализм изображения.
Важно рассмотреть творчество Рафаэля Санти(1483 – 1520) и Микеланджело Буонарроти(1475 – 1564), так как они являются яркими представителями эпохи Возрождения. Главное содержание этой эпохи состоит в её переходной культуре. Это был период на переломе двух исторических эпох – Средневековой и Нового времени, двух социально – экономических формаций – феодальной и капиталистической. Средневековый аскетизм, пренебрежение жизненными силами и возможностями человека оказали торможение на пути дальнейшего развития человечества. Нужно было уничтожить, сломать те средневековые устои во всех отраслях общественной жизни, которые сложились, формировались на протяжении столетий.
Необходимо рассмотреть такой момент, что важной чертой эпохи Возрождения в Италии была массовое стремление к знаниям, расширение мировоззрения, представление о мире, природе и самом человеке. Важен тот аспект, что стремительная жажда к знаниям, желание к самоусовершенствованию, которые лежали в основе духовной атмосферы эпохи Возрождения, обусловили многогранность творческой деятельности великих мастеров художественной культуры Возрождения.
Одним из экономически развитых центров художественной культуры и науки эпохи Возрождения была Флоренция – недалеко от которой и родился Микеланджело – один из величайших художников всех времён, чей непревзойденный гений определил свою эпоху, воплотившись в живописи, скульптуре, архитектуре и поэзии. Произведения Микеланджело наполнены особенной привлекающей силой, которая способна вызвать у человека реакцию в ответ.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение – высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов совершенства.
Его творчество отличают качества классики особая ясность, спокойствие, благородная простота и гармония. Оно светло и возвышенно. Считается, что вей своей сутью оно связано с духовной культурой Возрождения. Воплощает идеалы гуманизма, чувства красоты и радости земного бытия.
В эпоху Возрождения творили многие известные личности, поэтому она важна для рассмотрения, для осознания развития мировой культуры, и, конечно, для обогащения своих знаний, развития своей осведомлённости в культуре. Каждый человек, что бы считаться образованным, должен в первую очередь, знать культуру своего народа и мировую вцелом.
2.Сила творчества Микеланджело в наиболее знаменитых произведениях
Уже в раннем произведении семнадцатилетнего Микеланджело – рельефе «Битва кентавров» определился аспект художественной интерпретации человека, который ляжет в основу всего его творчества, достигнет своей кульминации в общепризнанных шедеврах.
В картоне «Битва при Кашине» Микеланджело впервые использовал художественно эффективный приём изображения кульминационного момента сюжета.
На рубеже 15 – 16 столетия, находясь в Риме, Микеланджело выполнил произведение, которое сделало его знаменитым и стало одним из величайших шедевров мировой культуры. Речь идёт о скульптуре «Пиета». Замысел скульптурной группы предусматривает трагическое звучание, тут передан надлом человека, произошедший из – за драматических событий жизни. Нельзя себе представить более трагического сюжета – мать оплакивает своего мёртвого сына. И большинство произведений на эту тему в истории мировой культуры, особенно в период Средневековья, акцентировали внимание на трагическом звучании образа. В своей «Пиете» Микеланджело сумел поднять к идеалу культуры глубоко трагический образ, преодолев разрушительную силу отчаяния и безвыходного горя, которое поглощало жизненные силы человека.
Культура итальянского Возрождения – период грандиозных общественных преобразований, ломки феодальных устоев, откинуло религиозный мистицизм и символику средневекового искусства, но сохранило ещё связь с условной религиозной тематикой.
Когда в 1513 – 1516 годах Микеланджело работал над гробницей папы римского, то в статуе «Моисей»,предназначенной для этой гробнице, его опять охватил образ библейской легенды, переполненной целенаправленной энергией, верности своим принципам и способности отстоять их любой ценой.
Роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане – это результат титанической работы художника, за которую его было названо «героем Сикстины». За четыре года, Микеланджело сам, без чьей – либо помощи совершил роспись общей площадью 600 кв. м., не имея не опыта в отрасли монументальной живописи, не аналогических образцов плафонной росписи в культуре раннего Возрождения. Сюжетные композиции и образы плафона поражают грандиозностью замысла, в основе которого лежат библейские легенды о сотворении мира.
Выполненные мастером скульптурные гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи называют «скорбной историей Флоренции 30-х годов».
Аллегорические статуи «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи», которые украшают саркофаги двух аналогических гробниц, представляют собой яркое свидетельство того душевного надрыва, который пережил художник в период падения республиканских идеалов Флоренции. Таким образом политические события в стране повлияли на становление культуры. Железные мышцы могучего тела в скульптуре «Дня» находятся в вынужденной бездеятельности. Человеку не к чему приложить свои силы. Положение, как и в статуях саркофага Лоренцо Медичи, нестойкое, оно будто сползает с рушимого края крышки саркофага, не создавая сопротивления и не пытаясь удержаться. Подобное композиционное решение нарушало художественно – стилевые признаки культуры Возрождения, которая содержит в себе чувство уверенного спокойствия, гармонического равновесия.
Статуя «Ночи» привлекала особое внимание и современников Микеланджело, и потомков. Этот аллегорический образ наполнен особым символическим смыслом. Изображена женщина, которая будто бы спит. Но положение её тела скорее ассоциируется с состоянием забытья. Человек не может так спать: поднятое колено, притиснута рукой наклонённая голова.
Один из поэтов посвятил статуе «Ночи» сонет, в котором шла речь о том, что в нерушимом образе Ночи есть огонь жизни и он заговорит, стоит только разбудить его.
Микеланджело от имени Ночи откликнулся на эти поэтические строки собственным сонетом, в котором раскрыл глубокую мысль своей скульптуры:
«Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить!».
В этих поэтических словах Микеланджело волнующе передал своё личное отношение к событиям того времени, называя «преступным» и «постыдным» время наступления феодально-католической реакции и кризиса гуманистических идеалов Возрождения.
Сила творений Микеланджело, безусловно, поражает, она даёт энергию, одухотворение другим мастерам. Помогает простому человеку усовершенствовать свои духовные качества, задуматься о смысле бытия – это и есть великий вклад в культуру.
3. Неограниченность творческих возможностей Микеланджело, его видение драматизма эпохи
«Тот не возродится, кто
сначала не сгорит».
Художественный замысел фрески Микеланджело «страшный суд» обусловлен конфликтными перипетиями кризиса итальянского Возрождения и содержит в себе идею гибели человечества.
Композиция фрески построена в соответствии с представлениями, которые сложились в христианских легендах, а так же в мифологии стародавних греков про потусторонний мир. В символике фрески Микеланджело наследует Данте. Но, вместе с этим, это произведение обозначено особенностями своеобразного художественного видения Микеланджело, его развитой, смелой фантазии, остро драматическим характером образных перипетий, титаническим звучанием общего впечатления.
Неограниченность творческих возможностей Микеланджело проявляется в том, что его талант был всесторонне развит. Так поэзия Микеланджело носить только интимный характер. Этого вывод подтверждается тем обстоятельством, что каждый из стихов художника не был издан при его жизни. Он посвящал и дарил их друзьям.
Поэзия Микеланджело, так как и его творчество в отрасли изобразительных искусств и архитектуры, была исключительным явлением в культуре Италии того периода. По своим художественным качествам она стоит значительно выше поэтического творчества знаменитых поэтов того времени. Это говорит о могучем творческом потенциале Микеланджело.
К архитектурному творчеству Микеланджело пришёл уже будучи известным скульптором и живописцем. А поэтому он принёс в культуру архитектуры свою неповторимую творческую манеру, своё острое и точное пластическое художественное видение. В истории культуры сложилась мысль о том, что архитектурное творчество Микеланджело составляет самостоятельное направление в итальянской архитектуре позднего Возрождения.
4. Сравнительная характеристика творчества Рафаэля, его вклад в прикладное мастерство
Творчество Рафаэля Санти отличают качества классики – особая ясность, спокойствие, благородная простота и гармония. Оно светло и возвышенно. Всей своей сутью оно связано с духовной культурой Возрождения. Воплощает идеалы гуманизма, чувства красоты и радости земного бытия. В истоках творчества Рафаэля лежит опыт мастеров кватроченто, достижения Леонарда да Винчи, Микеланджело. Однако если сравнивать Рафаэля с другими мастерами есть определённые весомые отличия. Светлый гений Рафаэля не был склонен к психологической углублённости в постижении внутреннего мира человека, как к этому стремился Леонардо. Ещё более он был чужд духу титанического и одновременно трагического восприятия жизни, столь свойственному Микеланджело.
Эпоха Возрождения явилась необыкновенно ярким периодом в развитии всех видов прикладного искусства. Гуманистический характер ренессансной культуры обусловил неизвестные ранее особенности этой отрасли художественного творчества. Художественное ремесло, по сравнению с средневековым, приобретает светский характер. Основным его назначением является создание вещей , предназначенных для убранства жилых и парадных помещений. Это расширение функций может считаться одной из причин расцвета всех ранее существовавших в то время в Западной Европе видов прикладного искусства, так же как и возобновление производств, забытых и пришедших в упадок в предыдущие столетия.
Рафаэль в соей разносторонней деятельности не оставил без внимания эту область художественного творчества, внеся в неё как прямо, так и косвенно огромный вклад. Особенно ярко и непосредственно это проявилось в шпалерном ткачестве, и хотя ряд итальянских художников уже до Рафаэля принимали участие в создании картонов для стенных ковров, именно картона Рафаэля суждено было дальнейшее развитие этой важнейшей отрасли.
Отход от композиционных принципов был обусловлен появлением серии картонов для шпалер на сюжет «Деяния апостолов». Шпалеры, использованные по этим картонам, предназначались для украшения нижней части стен Сикстинской капеллы.
Картоны Рафаэля коренным образом отличались от современных им шпалер. Мало похожие на традиционный стенной ковёр, они напоминали своей композицией итальянскую фресковую живопись объёмно трактованные фигуры не заполняли свою поверхность ковра, а располагались на фоне пейзажей с прекрасно переданным пространством. Но картоны Рафаэля и вытканные по ним шпалеры не только способствовали увеличению славы брюссельских ткачей и дальнейшему развитию шпалерного производства этого центра. Они направили по иному, совершенно новому пути развитие композиционных и стилистических особенностей культуры тканого стенного ковра. Не выходя из рамок стиля своей эпохи, находились выразительные средства, позволяющие шпалерному искусству сохранить специфику этой отрасли культуры.
5. Достижения Рафаэля в живописи
Живопись Рафаэля в такой же мере больше чем только живопись, в какой поэзия Пушкина больше, чем только поэзия. И в том и в другом случае мы имеем дело с реальной действительностью духовной жизни нации в её предельных, абсолютных формах.
Желая представить явление Богоматери как зримое чудо, Рафаэль смело вводит натуралистический мотив раздвинутого занавеса. В своём бессмертном творении Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках – гордую, недосягаемую, скорбную – спускающуюся навстречу людям. Когда картина находилась в полукруглом хоре монастырской церкви, возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась, как в древних мозаиках, парящей; тёмным и плоским силуэтом она чётко вырисовывалась на светлом фоне. Но чем ближе подходишь к картине, тем сильнее определяется и захватывает нас новое впечатление. Исчезает плоскостная бестелесность, фигуры становятся объёмными, весомыми, живыми. И тогда мы уже видим, что Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идёт навстречу нам. Пространство, расположенное по одну сторону парапета, – то, в котором изображены фигуры, – и реальное пространство по другую сторону его – то, в котором находимся мы, – мыслится некой единой средой. Нет нужды подходить к картине вплотную и прикасаться к ней. Ни на минуту не обманываясь в том, что перед нами только закрашенный холст с фигурами, мы не буквально, но чувствами, помыслами оказываемся в непосредственной близости от Богоматери. И если до этого казалось, что она спускается к нам, то теперь возникает ощущение, что мы поднимаемся к ней. Однако такое противоречие не становится конфликтным, непримиримым, не вызывает горечи и утомления. Едва возникнув, оно успокаивается. Мадонна словно в нерешительности застыла на месте, замкнутая в своём мире. Мы остаёмся у подножия картины. Отдавая себе отчёт в этой сложной метаморфозе чувств, сознаёшь, что она вызвана не игрой воображения, но художественными особенностями картины Рафаэля. Понимая, какой необходимо иметь талант, можно с уверенностью заявить, что Рафаэль Санти, человек с мировой славой, действительно обогатил культуру и сделал её определённо духовной.
Усовершенствуя себя, Рафаэль усовершенствует культуру. Так, эволюция в творчестве Рафаэля, переход от изображения мечтательно-лирических мадонн умбрийского периода к более сложной внутренней трактовке образа легко можно проследить на многочисленных мадоннах флорентийского периода. Наиболее близкой к убрийскому периоду принято считать так называемую «Мадонну Грандука». Однако крупное изображение мадонны, занимающей почти всё пространство картины, и нейтральный, тёмный фон придают образу ту значительность и монументальность, которых на было в работах раннего периода.
Информация о работе Эпоха возраждения: Рафаэль Санти и Микеланджело