Эпоха романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 09:41, реферат

Описание работы

В переводе romantisme означает римский от Roma- Рим.
Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце 18 века романтическим или «романическим» называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтическое- это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, античному.

Содержание

Введение. 3
Причины возникновения романтизма. 5
Главные идеи романтизма. 7
Отличие русского и европейского романтизма. 10
Заключение. 12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 40.15 Кб (Скачать)

Филиал  НОУ ВПО

МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

в г. Ярославле

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Эпоха романтизма». 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент (ка) группы ЯМ-07

Гречина Елена  Владимировна

Научный руководитель д. фил. н. 

Дадианова Тамара Владимировна 
 
 
 
 

2009

Содержание.

Введение.                                                                                                                 3

  1. Причины возникновения романтизма.                                                       5
  2. Главные идеи романтизма.                                                                           7
  3. Отличие русского и европейского романтизма.                                       10

Заключение.                                                                                                            12

Список литературы                                                                                                14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В переводе romantisme означает римский от Roma- Рим.

 Однако  исторически сложилось, что этим  словом стали называть широкий  круг самых разных явлений.  В конце 18 века романтическим  или «романическим» называли  все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах».  Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтическое- это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, античному. Французское слово «roman» первоначально означало литературные произведения, написанные не на классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством, сначала понимали искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман»-  драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс.

С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание  романтики как свойства человеческой души.  Понятие романтики шире романтизма. Романтические чувства, мечты, романтический поступок- это  всегда нечто возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с  каким расчетом и потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему туманному,  несбыточному идеалу. Хорошо известно следующее  высказывание В.Белинского, который  в слове  «романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм…таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные  устремления к лучшему и возвышенному…Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца… и поэтому почти каждый человек романтик…»1 В этом смысле романтика и романтизм существовали и будут существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконечности мира, времени и пространства. Романтическое сознание - непременное свойство всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъективное, религиозное, интимное переживание непознанного, таинственного. На протяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения в различных действиях.

Актуальность  темы «Романтизм» состоит в том, что все люди в большинстве  своем романтики. Нет человека, который бы не стремился к чему-то прекрасному, вдохновенному! В каком бы столетии не жил! В своей работе я выделила причины возникновения романтизма. Это начало, которое дало ростки для этого направления. Здесь же, я описала некоторые моменты, как  романтизм проявлялся. И с одной стороны быть романтиком в начале 19 века было модно. Это образ нового по тем временам поколения. А с другой, большая трагедия, которая выразилась в творчестве, да и в судьбах людей пушкинского времени. Это крик души, который хочется заметить в моей работе, которая посвящена прекрасному времени романтизма.

Далее идеи. Для того общества это было что-то новое, непознанное. Правительство, а именно государь не понимал и не хотел допускать свободомыслие. Многие деятели, как и большинство романтиков, были гонимы, ибо новое мышление и пессимистический настрой несли революционный дух Запада.

И последние  отличия европейского и русского романтизма. Мы зачастую одеваем европейскую личину, так как думается, что Запад более развит, и не хотим от них отставать. Восприятие мира, и той романтической нотки выражается у нас иначе.

У романтиков разных стран важна была не столько  идея, сколько сила и средства ее выражения. И самое интересное как  это происходило я постаралась  описать в этой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему  западноевропейскому культурному  региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски пред романтических течений.

 Судьба романтизма необычна. Он не сумел осуществить свои устремления  с такой ясностью и полнотой, как это сделал его эстетический предшественник, классицизм, последовательно выполнивший свою программу, разработавший цельную систему взглядов и создавший долговечную школу. Родившийся в переломную  для Франции эпоху, романтизм несет на себе закономерный отпечаток этого  времени со всей его драматической усложненностью: именно отсюда идут его напряженные противоречия, начатые и оборванные линии  несостоявшегося развития, непоследовательность, соединение дерзости и неуверенности,- все, что определило краткость его существования. Романтизм гораздо больше сделал для будущих поколений, чем для самого себя. Мюссе имел право обратиться к «народам грядущих веков»: «…скажите себе, что мы дорогой ценой купили ваш настоящий покой…» Эта роль начинателей, самой историей отведенная романтикам, объясняет и их непризнанность при жизни, и триумф, пришедший к ним через десятилетия после того, как они сошли со сцены. Пережив столько трагических неудач, столько неожиданных переходов от успеха к поражению, романтизм - теперь уже навсегда- становится победителем.2

Непосредственной  причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

До революции  мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал  свое место. Революция перевернула "пирамиду" общества, новое еще  не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой  кому- то повезет, а кому- то нет. В  эту эпоху возникают и приобретают  огромную популярность азартные игры, во всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты.

Мечта о мгновенном обогащении или жажда острых ощущений, жажда борьбы с Судьбой, две одинаково сильные страсти,- толкали людей к игорному столу. Как заметил Ю.М. Лотман: «…отсутствие свободы в действительности уравновешивается непредсказуемой свободой карточной игры. Не случайно отчаянные вспышки карточной игры неизбежно сопутствовали эпохам реакции». Это была схватка с Судьбой, которая грозит гибелью. Проигрыш приводил в отчаяние,- одни стрелялись, другие сходили с ума. Германн, герой пушкинской «Пиковой дамы», в сумасшедшем доме  все твердил: «Тройка, семерка, туз…»- «верные» карты, названные ему графиней.

В литературе возникают  образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие  произведения европейских писателей, как "Игрок" Гофмана, "Красное и черное" Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это "Пиковая дама" Пушкина, "Игроки" Гоголя, "Маскарад" Лермонтова.

Романтический герой - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.

В разное время  отношение к дуэли менялось. В  середине 18 века такое распоряжение своей жизнью представлялось нерациональным, неразумным; в период романтизма дуэли  случаются очень часто,-  как говорил Пушкин, все,  что грозит гибелью, для человека особенно привлекательно. Главное даже не в лихости дуэлянтов,- это протест против задавленного положения человеческой личности, доказательство, что есть ценности, которые дороже самой жизни и которые неподвластны государству,- честь, человеческое достоинство.

Например, поведение  человека во время дуэли, как и  на поле сражения, создавало ему  репутацию храбреца или труса.  Самым большим шиком почиталась демонстрация равнодушия, даже презрение  к смерти. В пьесе Ростана «Сирано  де Бержерак» герой во время дуэли  сочиняет стихотворение. В повести  Пушкина «Выстрел» граф явился к  барьеру с черешнями, которые  он преспокойно ел под дулом пистолета. Это взбесило противника, отложившего  свой выстрел до случая, когда граф будет больше дорожить своей жизнью. Подобный случай, рассказывали о самом Пушкине:          

«В Кишиневе Пушкин имел две дуэли. Одну из-за карт с каким-то офицером. Дуэль была оригинальная. Пушкин явился с черешнями и, пока офицер целился в него, преспокойно  кушал ягоды. Офицер стрелял первым, но не попал. Наступила очередь Пушкина. Вместо выстрела поэт спросил:

-Довольны ли  вы? И когда дуэлянт бросился  к Пушкину в обьятия, он отстранил его и со словами,-  «это лишнее» спокойно удалился»3 

2.ГЛАВНЫЕ  ИДЕИ РОМАНТИЗМА.

Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении  к человеческой душе, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш.Бодлер в статье «Что такое романтизм?» подчеркивал, что Романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов», и обрести его можно «не на стороне, а только в своем внутреннем мире» и поэтому «романтизм есть искусство современности».4

Идеи романтизма возникают на почве неудовлетворенности  действительностью, кризиса идеалов  Классицизма и рационалистического  мышления, стремления уйти в мир  идеальных представлений, мечтаний о совершенном мире.

Главной идеей  романтического мышления является стремление к иррациональному, не познанному:

В том, что известно, пользы нет

Одно  неведомое нужно.

Так писал Гёте.

В литературе. Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. Возникают образы почтовой кареты, путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает "Лечился, говорят, на кислых он водах...") , а потом вновь куда-то уезжает ("Карету мне, карету!"). Эта идея отражает существование человека в постоянно меняющемся мире.

Основной конфликт Романтизма. Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении "Путешествие Чайльд-Гарольда". Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - "байронизм", и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в "Герое нашего времени" Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной  исключительности. "Я" - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм  романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

Действительность - это мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана "Щелкунчик", или уродливый, как в его сказке "Крошка Цахес". В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной темой лирики романтизма.

Романтик не может обойтись в своих произведениях  без оценки, эмоциональной характеристики окружающей его природной и социальной реальности. Ведь основная задача его  произведений - воссоздание не объективной, практически достоверной действительности, а реальности, чувственно предполагаемой, идеальной, «истинной» с точки зрения никогда не удовлетворяющегося окружающим бытием романтика. А эта «действительность» создается в том числе и эмоциональной окраской, «красками души» оценивающего и изображающего окружающий мир человека.5

Например, - священный, прекрасный, волшебный, незабвенный, чудесный, бесценный, дивный, вдохновенный.  Эти оценивающие эпитеты пестрят в стихотворениях Жуковского. И они раскрывают состояние души самого автора.

Информация о работе Эпоха романтизма