Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 09:41, реферат
В переводе romantisme означает римский от Roma- Рим.
Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце 18 века романтическим или «романическим» называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтическое- это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, античному.
Введение. 3
Причины возникновения романтизма. 5
Главные идеи романтизма. 7
Отличие русского и европейского романтизма. 10
Заключение. 12
Список литературы
Филиал НОУ ВПО
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
в г. Ярославле
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Культурология»
На тему:
«Эпоха романтизма».
Выполнил:
Студент (ка) группы ЯМ-07
Гречина Елена Владимировна
Научный руководитель д. фил. н.
Дадианова Тамара
Владимировна
2009
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список литературы
Введение.
В переводе romantisme означает римский от Roma- Рим.
Однако
исторически сложилось, что
С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики как свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма. Романтические чувства, мечты, романтический поступок- это всегда нечто возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему туманному, несбыточному идеалу. Хорошо известно следующее высказывание В.Белинского, который в слове «романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм…таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления к лучшему и возвышенному…Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца… и поэтому почти каждый человек романтик…»1 В этом смысле романтика и романтизм существовали и будут существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконечности мира, времени и пространства. Романтическое сознание - непременное свойство всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъективное, религиозное, интимное переживание непознанного, таинственного. На протяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения в различных действиях.
Актуальность темы «Романтизм» состоит в том, что все люди в большинстве своем романтики. Нет человека, который бы не стремился к чему-то прекрасному, вдохновенному! В каком бы столетии не жил! В своей работе я выделила причины возникновения романтизма. Это начало, которое дало ростки для этого направления. Здесь же, я описала некоторые моменты, как романтизм проявлялся. И с одной стороны быть романтиком в начале 19 века было модно. Это образ нового по тем временам поколения. А с другой, большая трагедия, которая выразилась в творчестве, да и в судьбах людей пушкинского времени. Это крик души, который хочется заметить в моей работе, которая посвящена прекрасному времени романтизма.
Далее идеи. Для того общества это было что-то новое, непознанное. Правительство, а именно государь не понимал и не хотел допускать свободомыслие. Многие деятели, как и большинство романтиков, были гонимы, ибо новое мышление и пессимистический настрой несли революционный дух Запада.
И последние отличия европейского и русского романтизма. Мы зачастую одеваем европейскую личину, так как думается, что Запад более развит, и не хотим от них отставать. Восприятие мира, и той романтической нотки выражается у нас иначе.
У романтиков
разных стран важна была не столько
идея, сколько сила и средства ее
выражения. И самое интересное как
это происходило я постаралась
описать в этой работе.
1.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.
Романтизм
возник в 1790-е гг. сначала в Германии,
а затем распространился по всему
западноевропейскому
Судьба романтизма необычна. Он не сумел осуществить свои устремления с такой ясностью и полнотой, как это сделал его эстетический предшественник, классицизм, последовательно выполнивший свою программу, разработавший цельную систему взглядов и создавший долговечную школу. Родившийся в переломную для Франции эпоху, романтизм несет на себе закономерный отпечаток этого времени со всей его драматической усложненностью: именно отсюда идут его напряженные противоречия, начатые и оборванные линии несостоявшегося развития, непоследовательность, соединение дерзости и неуверенности,- все, что определило краткость его существования. Романтизм гораздо больше сделал для будущих поколений, чем для самого себя. Мюссе имел право обратиться к «народам грядущих веков»: «…скажите себе, что мы дорогой ценой купили ваш настоящий покой…» Эта роль начинателей, самой историей отведенная романтикам, объясняет и их непризнанность при жизни, и триумф, пришедший к ним через десятилетия после того, как они сошли со сцены. Пережив столько трагических неудач, столько неожиданных переходов от успеха к поражению, романтизм - теперь уже навсегда- становится победителем.2
Непосредственной
причиной, вызвавшей появление
До революции
мир был упорядочен, в нем существовала
четкая иерархия, каждый человек занимал
свое место. Революция перевернула
"пирамиду" общества, новое еще
не было создано, поэтому у отдельного
человека возникло чувство одиночества.
Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой
кому- то повезет, а кому- то нет. В
эту эпоху возникают и
Мечта о мгновенном обогащении или жажда острых ощущений, жажда борьбы с Судьбой, две одинаково сильные страсти,- толкали людей к игорному столу. Как заметил Ю.М. Лотман: «…отсутствие свободы в действительности уравновешивается непредсказуемой свободой карточной игры. Не случайно отчаянные вспышки карточной игры неизбежно сопутствовали эпохам реакции». Это была схватка с Судьбой, которая грозит гибелью. Проигрыш приводил в отчаяние,- одни стрелялись, другие сходили с ума. Германн, герой пушкинской «Пиковой дамы», в сумасшедшем доме все твердил: «Тройка, семерка, туз…»- «верные» карты, названные ему графиней.
В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как "Игрок" Гофмана, "Красное и черное" Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это "Пиковая дама" Пушкина, "Игроки" Гоголя, "Маскарад" Лермонтова.
Романтический герой - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.
В разное время отношение к дуэли менялось. В середине 18 века такое распоряжение своей жизнью представлялось нерациональным, неразумным; в период романтизма дуэли случаются очень часто,- как говорил Пушкин, все, что грозит гибелью, для человека особенно привлекательно. Главное даже не в лихости дуэлянтов,- это протест против задавленного положения человеческой личности, доказательство, что есть ценности, которые дороже самой жизни и которые неподвластны государству,- честь, человеческое достоинство.
Например, поведение человека во время дуэли, как и на поле сражения, создавало ему репутацию храбреца или труса. Самым большим шиком почиталась демонстрация равнодушия, даже презрение к смерти. В пьесе Ростана «Сирано де Бержерак» герой во время дуэли сочиняет стихотворение. В повести Пушкина «Выстрел» граф явился к барьеру с черешнями, которые он преспокойно ел под дулом пистолета. Это взбесило противника, отложившего свой выстрел до случая, когда граф будет больше дорожить своей жизнью. Подобный случай, рассказывали о самом Пушкине:
«В Кишиневе Пушкин имел две дуэли. Одну из-за карт с каким-то офицером. Дуэль была оригинальная. Пушкин явился с черешнями и, пока офицер целился в него, преспокойно кушал ягоды. Офицер стрелял первым, но не попал. Наступила очередь Пушкина. Вместо выстрела поэт спросил:
-Довольны ли
вы? И когда дуэлянт бросился
к Пушкину в обьятия, он отстранил
его и со словами,- «это лишнее» спокойно
удалился»3
2.ГЛАВНЫЕ ИДЕИ РОМАНТИЗМА.
Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой душе, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш.Бодлер в статье «Что такое романтизм?» подчеркивал, что Романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов», и обрести его можно «не на стороне, а только в своем внутреннем мире» и поэтому «романтизм есть искусство современности».4
Идеи романтизма
возникают на почве неудовлетворенности
действительностью, кризиса идеалов
Классицизма и
Главной идеей романтического мышления является стремление к иррациональному, не познанному:
В том, что известно, пользы нет
Одно неведомое нужно.
Так писал Гёте.
В литературе. Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. Возникают образы почтовой кареты, путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает "Лечился, говорят, на кислых он водах...") , а потом вновь куда-то уезжает ("Карету мне, карету!"). Эта идея отражает существование человека в постоянно меняющемся мире.
Основной конфликт Романтизма. Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении "Путешествие Чайльд-Гарольда". Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - "байронизм", и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в "Герое нашего времени" Лермонтова).
Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. "Я" - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.
Действительность - это мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана "Щелкунчик", или уродливый, как в его сказке "Крошка Цахес". В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной темой лирики романтизма.
Романтик не может обойтись в своих произведениях без оценки, эмоциональной характеристики окружающей его природной и социальной реальности. Ведь основная задача его произведений - воссоздание не объективной, практически достоверной действительности, а реальности, чувственно предполагаемой, идеальной, «истинной» с точки зрения никогда не удовлетворяющегося окружающим бытием романтика. А эта «действительность» создается в том числе и эмоциональной окраской, «красками души» оценивающего и изображающего окружающий мир человека.5
Например, - священный, прекрасный, волшебный, незабвенный, чудесный, бесценный, дивный, вдохновенный. Эти оценивающие эпитеты пестрят в стихотворениях Жуковского. И они раскрывают состояние души самого автора.