Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:04, реферат
Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в быту.
Чтобы решить поставленные задачи, необходимо:
1. Кратко проанализировать состояние экономической и духовной жизни России накануне царствования Петра I
2. Изучить, как идеологически обосновывали необходимость реформ выдающиеся мыслители и ученые петровского времени.
3. Конкретно показать, что сделано для конкретных преобразований культуры, быта, т.е. показать развитие просвещения, науки, искусства, перемены в укладе жизни различных слоев общества.
4. Проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Моя работа охватывает хронологически 1684-1725 годы.
Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Новая организация просвещения. Развитие науки………………………4
2. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства…9
3. Зарождение новой архитектуры…………………………………………12
4. Ломка старых устоев в быту……………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….22
Развитие театрального искусства.
В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И. Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения. Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир". Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.
Живопись
Петровское время
стало переломным и в развитии
живописи. Евангелистские и библейские
сюжеты в живописи заменяются сюжетами
из реальной жизни. Особенно высокого
уровня достигла портретная живопись.
Портреты Петра I И.Никитина отличаются
глубокой психологической характерностью,
художник выразил глубокую волю и целенаправленность
государственного деятеля. На батальных
полотнах Никитина "Полтавское сражение",
"Куликовская битва с глубоким патриотизмом
изображается героическая борьба русского
народа против иноземных захватчиков.
Петровское время характеризуется значительным
развитием жанра гравюры. Это был жанр
близкий к повседневности и имевший широкий
круг ценителей. Книги украшались гравюрами,
гравюры украшали дома. Техника гравюр
была весьма разнообразна, многие гравюры
посвящены прославлению побед в войнах,
строительству Петербурга.
В начале ХVIII века издаются
специальные указы, касающиеся подготовки
и воспитания художников. Царским указом
большую группу "мастеровых людей разных
художеств" переселили в новую столицу
для росписи церквей, новых дворцов и других
работ. За счет казны посылали наиболее
талантливых заграницу для обучения. Среди
них можно назвать живописцев А.Матвеева,
И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина
других. В Россию приглашали и иностранных
художников, оставивших заметный след
в истории нашего искусства.
3. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.
Новые веяния в архитектуре.
В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб. В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий. Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную храмину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге. В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах. Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений — палат, дворцов.
Санкт-Петербург.
Уникальным по своему
архитектурному облику был Санкт-Петербург,
основанный в 1703г. и ставший столицей
государства в 1712 году. Петербург был
не только любимым детищем царя, но и символом
его царствования, выражением эпохи преобразований.
От старых городов Петербург отличался
строгой планировкой улиц, каменными домами,
уличным освещением, обширными парками,
площадями и бульварами. Основными путями
сообщения была система каналов. Петр
лично вникал во все детали архитектурных
проектов строительства города, утверждал
размещение и ширину улиц, места для скверов
и парков, типы зданий. Были сделаны чертежи
типов домов для "именитых", "зажиточных"
и "подлых людей.
Петербург — это
принципиально новая
4. Ломка старых устоев в быту.
Реформирование дворянского быта.
Петровские реформы
кардинально изменили дворянский, да
и не только дворянский, быт. Царь считал
своим долгом навести "добрый порядок"
в гражданской жизни
Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с учетом положения в обществе.
В такой же ФОРМЕ
Петр I организовал борьбу с долгополым
платьем. 12 февраля 1699 года состоялось
шуточное освящение у Лефортова
дворца. Гости прибыли на пир разряженные
в традиционную русскую одежду — в шелковых
зипунах яркого цвета, поверх которых
были надеты кафтаны с длинными рукавами.
Поверх кафтанов была ферязь — длинное
широкое платье из бархата, затем шуба
и меховая шапка с высокой тульей. Царю
не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая
движения, и мешавшая работе. На пиру Петр
I взял ножницы и принялся укорачивать
рукава. Но у всех руками царя одежду не
укоротишь. Поэтому в январе 1700г. в Москве,
в ряде людных мест были повешены листы
с царским указом: боярам, думным чинам,
служивым, приказным и торговым людям
носить иноземные короткие кафтаны. Были
установлены сроки перехода на новую одежду
для мужчин: конец 1770г. Для женщин — чуть
позже.
Эти перемены повлияли
и на русскую легкую промышленность,
стали развиваться мастерские и
фабрики, производящие новые виды тканей,
кружева, обувь, головные уборы, пряжки,
застежки и другие украшения. Петр и
здесь не остался равнодушным
к происходящему. Производители
предметов обихода для нового
быта, предметов роскоши пользовались
его покровительством и надзором.
Иногда царь специальными указами обязывал
фабрикантов прежде производить
и пускать в продажу предметы
для нового быта, а затем, при выполнении
этих условий они могли производить
и продавать другие промышленные
товары. Продавцам длинного платья и сапог,
лицам, беспошлинно носившим бороды угрожала,
ссылка на каторгу и конфискация имущества.
В 1700 году у ворот Кремля были выставлены
манекены с образцами новой одежды. Жители
сибирских городов выпросили освобождение
от новой одежды "по скудости своей".
В конечном счете, камзолы, галстуки, жабо,
чулки, башмаки и парики вытеснили старую
русскую одежду. Быстрее всего утвердилась
западная одежда среди женщин. Дворянский
быт изменялся и вследствие того, что царь
заставлял дворян учиться, служить в армии
и флоте, в учреждениях гражданского управления.
Указы царя регламентировали правила
поведения в присутствиях, в судах, в церкви.
За нарушение предписаний предусматривался
значительный штраф и другие наказания.
Подданных Петр I снабдил массой распорядительных
и нормативных актов, определяющих их
семейную, хозяйственную и духовную жизнь.
Разительные перемены произошли и в дворцовом
быту. Этому способствовала личность царя.
Упрощались традиции, исчезала скованность.
Ассамблеи.
Внешняя раскованность,
новые формы общения в
Заключение.
В заключение следует отметить, что преобразования в области культуры и быта были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой. Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня. Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день. В ХVIII М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. Для Радищева, декабристов Петр был поистине Великаном с большой буквы. Личность Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэт относился к Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такие произведения, как "Полтава", "Медный всадник", "Арап Петра Великого". Пушкин был намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместе с тем поэт видел и жесткость царя, который "уздой железной Россию поднял на дыбы". Очень высокую оценку деятельности Петра I дал современник Пушкина историк М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти полтора столетия спустя после великих реформ первой четверти ХVIII "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальной фигурой, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее, и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли мы в будущее".
Ф.Энгельс называл
Петра I действительно великим
Литература.
1. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.
2. Всемирная история — М.: 1958г., т. 5
3. В.В. Мавродин (1998) Рождение новой России.
4. Н.Н. Молчанов "Дипломатия Петра I" — М.: 196г.
5. Д.Л. Мордовцев Собрание сочинений., — М.: 1996г. т.т. 10, 11.
6. Н.И. Павленко. Петр Великий. — М.: 1998г.
7. М.И. Пыляев. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С, Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г.
8. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
9. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.
10. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.