Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:10, доклад
Сущность элитарной культуры связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется массовой культуре. Элита рассматривается, как производитель и потребитель этого типа культуры, по отношению к обществу представляет собой высшие, привилегированные слои группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым, утверждается разделение общественной структуры на элиту и остальную массу.
Сущность элитарной культуры связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется массовой культуре. Элита рассматривается, как производитель и потребитель этого типа культуры, по отношению к обществу представляет собой высшие, привилегированные слои группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым, утверждается разделение общественной структуры на элиту и остальную массу.
Выделение элитарного
слоя имеет немалую историю. Уже
Конфуций видел общество, состоящим
из благородных мужей, т.е. меньшинства,
и народ, нуждающийся в постоянном
моральном воздействии и
Очевидно с глубокой древности, когда в первобытной общине стало происходить разделение труда, отделение духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали выделяться не только категории богатых и бедных, но и людей наиболее значимых в каком-либо отношении - жрецы, вожди, родоплеменная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др.
Группы, сообщества "лучших" избранных выделяются также и по другим признакам. Элитами считаются наиболее искусные и талантливые художники, ученые, философы, литераторы. Таким образом, формируются группы интеллектуально-художественной элиты, которые могут быть относительно автономными от политико-экономических слоев, но могут в определенных ситуациях взаимопроникать друг в друга.
Усиление социально-
С точки зрения Шопенгауэра, изложенной в работе "Мир как воля и представление", человечество изначально разделено на две группы: высших - людей гения, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и низших - уделом которых является чисто практическая деятельность. В своих трудах "Человеческое, слишком человеческое Ф.Ницше также утверждает, что высокая культура возможна там, где существует каста принудительного труда и каста свободного труда, противостоящая его "омассовлению", прежде всего в художественной деятельности, в искусстве. Ортега-и-Гассет видит общество как "орден людей выдающихся и орден людей заурядных" . Народ же - это только один из элементов социальной структуры, второстепенный компонент бытия.
В отечественной общественной мысли проблемы элиты и элитарной культуры наиболее последовательно представлены, например, в работах Н.Бердяева. По его мнению "всякое государство основано на неравенствах … Непосредственного управления, властвования человеческой массы быть не может… С сотворения мира всегда будет править меньшинство, а не большинство" . Поэтому народовластие, демократия воспринимается им как угроза творческой личности, элите, культуре.
Еще Н.Бердяев высказывал мысль, что "не только существует аристократия как класс, как социальная группа, но и каждый класс, каждая группа выделяет свою аристократию. Выделяется и подбирается аристократия крестьянская, купеческая, профессорская, литературная, художественная и т.д."
Элитарна и русская
дворянская культура петровского времени.
Она - дитя культурного раскола, результат
насаждения сверху иноземных эталонов,
норм поведения, обычаев. Эта культура
оказалась отчужденной и
Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервация, сохранение уже известного, привычного.