Элитарная культура в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.
В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть, прежде всего, специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………….3
1.Элитарная культура………………………………………………………………4-11
2.Массовая культура………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………………....14

Работа содержит 1 файл

к-р Культорология Элитарная культура в России.docx

— 45.91 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  гуманитарный университет профсоюзов»

Самарский филиал

 

 

 

    Факультет: культуры

 

Заочное отделение

 

Специальность: 071401 Социально-культурная деятельность

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Культурология 

Тема: Элитарная культура в России

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила: Илькина М.В.

                                                                     студентка группы I СКДу-09

 

 

 

 

                                     Проверила

                                                                                 Бурдина Г.Ю.

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

САМАРА

2009/2010

Содержание

 

Введение…………………………………………….……………………………….3

1.Элитарная культура………………………………………………………………4-11

2.Массовая культура………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

Само слово культура вошло  в обиход европейской социальной    мысли со второй половины восемнадцатого века.

Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.

В конце XIX - начале XX века сложившаяся  эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть, прежде всего, специфическую  систему ценностей, размещающихся  по их роли в жизни и организации  общества.

В современных условиях многие западные социологи приходят к выводу о невозможности последовательного  проведения идеи единой культуры. Это  находит отражение в теориях  полицентризма, исконной противоположности  Запада и Востока.

Сегодня многообразие типов  культуры можно рассматривать в  двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

В рамках же отдельного общества можно выделить:

  • элитарную (высокую);
  • народную (фольклорную);
  • массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Рассматривая субкультуры, предварительно необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества.

Цели  и задачи:  рассмотреть элитарную культуру не столько как некое целое, но и отдельные составляющие ее компоненты (типы, виды и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

  1. Элитарная культура

 

Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с точки зрения как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры.

Тем самым утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту  и остальную массу. Определения  элиты в разных социологических  и культурологических теориях неоднозначно.

Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже Конфуций видел общество, состоящим из благородных  мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся  в постоянном моральном воздействии  и руководстве со стороны этих благородных. По сути дела на элитарных  позициях стоял Платон. Римский сенатор  Менений Агриппа большую часть  населения относил к "тягловому  скоту", для которого нужны погонщики, т.е. аристократы.1

Очевидно с глубокой древности, когда в первобытной общине стало  происходить разделение труда, отделение  духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали  выделяться (отчуждаться) не только категории  богатых и бедных, но и людей  наиболее значимых в каком-либо отношении - жрецы (волхвы, шаманы) как носители особого сокровенного знания, организаторы религиозно-ритуальных действ, вожди, родоплеменная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои (классы) освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, (аристократия понимается как высший, привилегированный слой какого-либо класса, группы), высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др.

Группы, сообщества "лучших" избранных выделяются также и  по другим признакам. Элитами считаются  наиболее искусные и талантливые  художники, ученые, философы, литераторы. Таким образом, формируются группы интеллектуально-художественной элиты, которые могут быть относительно автономными от политико-экономических слоев, но могут в определенных ситуациях взаимопроникать друг в друга. 2

С точки зрения Шопенгауэра, изложенной в работе "Мир как  воля и представление", человечество изначально разделено на две группы: высших - людей гения, способных к  эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и низших - людей пользы, уделом которых является чисто практическая, утилитарная деятельность.

Во всех западных теориях  утверждается неизбежность и закономерность элиты как имманентного элемента любой цивилизации, прежде всего  общества, построенного на частной  собственности. Итальянский социолог, рассматривал исторический процесс  в целом как стабилизацию и  деградацию элит, а их круговорот как  движущую силу общественного развития и основу исторических событий. Только правящее меньшинство способно формировать  новые ценности.

В отечественной общественной мысли проблемы элиты и элитарной  культуры наиболее последовательно  представлены, например, в работах  Н.Бердяева, выступившего против идеи социального равенства, которое, по его мнению, ведет к исчезновению элиты, аристократии, а, значит, принципов  организации общества. Поэтому народовластие, демократия воспринимается им как угроза творческой личности, элите, культуре.

Под воздействием современных  экономических, исторических и социо-культурных реалий западные социологи и культурологи с одной стороны чаще всего  подходят к элите с позиции  ее роли в управлении, принадлежности к властным структурам.

Элита - это "люди, обладающие позициями власти", "формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь". С  другой стороны появляется тенденция  расширять понятие элиты и  видеть в ней лучшую часть общества, наиболее способную к духовной деятельности, одаренную высокими нравственными  и эстетическими качествами, не связывая ее с одним, чаще всего господствующим классом. Еще Н.Бердяев высказывал мысль, что "не только существует аристократия как класс, как социальная группа, но и каждый класс, каждая группа выделяет свою аристократию. Выделяется и подбирается  аристократия крестьянская, купеческая, профессорская, литературная, художественная и т.д.".

Современный французский  философ Э.Мунье предлагает "…выделять  в наиболее здоровых зонах каждой человеческой группы рабочие, крестьянские, университетские и т.д. элиты и  поддерживать их разнообразие".

В современной отечественной  культурологии (и социологии) элиту в целом понимают как высший привилегированный слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющие важные социальные и культурные функции, прежде всего функции управления.

При этом выделяются элиты  политические, технологические, социально-культурные и пр.; с точки зрения направлений - элиты демократические, антидемократические, либеральные и т.д.

В энциклопедическом словаре "Русская цивилизация" элита  понимается как социальная общность, объединенная близостью установок, стереотипов, норм поведения, разделяемых  ею ценностей. Важнейшей ее функцией считается принятие стратегических решений, а такая социальная общность может охватывать не весь, а определенную часть какого-либо социально-культурного  слоя, класса. Именно с этой точки  зрения говорится о финансовой элите, художественной и пр. 3

Элитарная культура формируется в рамках привилегированных  в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни и т. д. в знаково-символическом и материальном их выражении, а также способы практического их использования (см. Народная культура). Эта культура охватывает разные сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную и др. области общественной жизни. Ее можно рассматривать в разных масштабах.

В широком смысле элитарная культура может быть представлена достаточно обширной частью общенародной (общенациональной) культуры. В этом случае она имеет в ней глубинные корни, включая и народную культуру

В узком смысле элитарная культура выступает как субкультура и заявляет о себе как о "суверенной", подчас противостоящей общенациональной культуре, в определенной мере изолированной от нее.

Некоторые исследователи  вообще склонны видеть в элитарной  культуре только субкультуру "привилегированных  групп общества, отличающуюся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом  и ценностно-смысловой самодостаточностью". Такая субкультура складывается в религиозно-философских собраниях, масонских ложах, аристократических  салонах, при дворах государей, литературно-художественных, интеллектуальных кружках, научных  обществах и т.д. Высокая степень  разделения труда и расслоения общества способствует формированию многообразных  групп (половозрастных, социально-статусных, профессиональных и пр.). В результате формируется множество различных  субкультур, образующих современное  поликультурное пространство.  

Элитарная культура запечатлела себя в разных сферах общественного бытия, особенно значителен ее след в области интеллектуальной и художественной. Например, эпоху итальянского Возрождения прославили не столько знатные правители (семейство Борджиа, Медичи), удачливые предприниматели, богатые купцы, но сравнительно узкая когорта гуманистов - мыслителей, художников, поэтов, бывших людьми разносторонне одаренными. Как то: Леонардо да Винчи, Петрарка, Рафаэль, Д.Бруно, Н.Кузанский, Т.Мор и др.

Наиболее яркие примеры элитарных субкультур, носящих особенно закрытый, (эзотерический) характер в рамках одного или разных социальных слоев можно обнаружить в художественной культуре. Это различные, весьма специфические, направления в искусстве, зарубежном и отечественном конца Х1Х и ХХ вв. Таковы, сообщество художников " Мир искусства", объединения символистов, авангардистские направления , где создаются свои типы культурных текстов, свой язык, специфические средства выражения, способы их (текстов) бытования.  

В культурных текстах элитарных культур, в т.ч. субкультурных, являющихся специализированными, профессиональными, на первый план выходит не следование традициям, традиционным образцам, канонам, как в народной культуре, а нарушение их, поиск новых идей, образов, смыслов - в науке, в технике, в искусстве, Здесь главное - установка на самовыражение, самореализацию в творчестве, следовательно, на уникальность, неповторимость творческого результата, новых научных теорий, манеры художественного высказывания, поиск новых технологий, нового видения и даже сознательное нарушение устоявшихся ранее норм, правил, эталонов. Поэтому, когда говорится, например, о традициях применительно к профессиональному, особенно элитарному искусству, то речь идет о следовании и сохранении наиболее общим принципов: общих технологических, структурно-композиционных норм, образно-семантического "словаря", подходов к материалу, его обобщению, художественному переосмыслению. Наличие у профессиональных авторов устойчивых повторяющихся стереотипов (образно-семантических, содержательно-тематических и др.), стандартов получает отрицательную оценку. Это оценивается чаще всего как заштампованность, однообразие, бедность фантазии. А сходство с творениями других авторов, тем более заимствования (явные или скрытые) объявляется эпигонством и даже плагиатом.

Информация о работе Элитарная культура в России