Элитарная культура как антипод массовой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

С формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, развитием разделения труда и профессиональной специализации, укреплением идеологии плюрализма совпал рост субкультуры. Теперь субкультура прочитывается как обозначение “подсистемы” культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества. Само явление субкультуры исторически долговременно, но реализуется всякий раз в конкретных условиях в виде локальных групповых культур (молодежных, лагерных, житейски неустроенных и пр.), которые вырабатывают специфические типы общения, языка (языков) и т. п., требуют их жесткого соблюдения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические условия и этапы становления массовой культуры. 4
Глава 2. Экономические предпосылки и социальные функции “массовой” культуры. 5
Глава 3. Элитарная культура как антипод массовой культуре 7
Глава 4. Проблема молодежной субкультуры, рок-культуры………………… 9
Заключение 12
Список использованной литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Культурологии_Культура республики Саха (Якутия)..doc

— 80.50 Кб (Скачать)

      Но  существует и иное понимание субкультуры как локальных групповых культур, возникших в результате социальной дисгармонии, часто как способ защиты от нее. Субкультура стремится к собственным видам культурного сознания и поведения, нередко принимая за них искаженные общекультурные нормы. Само явление субкультуры исторически долговременно, но реализуется всякий раз в конкретных условиях в виде локальных групповых культур (молодежных, лагерных, житейски неустроенных и пр.), которые вырабатывают специфические типы общения, языка (языков) и т. п., требуют их жесткого соблюдения. По отношению к массовой культуре, субкультура настроена критически, либо даже оппозиционно, склонна к изоляции от нее, нередко агрессивна по отношению к общему социальному устройству. Большинство групп субкультуры быстро распадаются с изменением породивших их социальных, возрастных, имущественных и пр. условий. При всей уязвимости основных позиций, функционально субкультура — надежный индикатор общих культурных и социальных несовершенств.

     Проблема  субкультур рассматривается в  культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней — процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

     Типичной  молодёжной субкультурой можно считать  рок-культуру. Рок-культура — явление молодежной субкультуры, возникшей в Великобритании и США в 60-х гг. Ядро рок-культуры составляет контркультура. Поэтому рок — это, прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и образ жизни. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде: пансексуализм — наркотики — музыка. Рок-культура породила несколько феноменов: язык (слэнг) и стиль одежды, рок-периодику ("Роллинг Стоунз", "Метал Хаммер", "Ровесник"), рок-энциклопедию, рок-концерт (сэйшен) и т.п.

     Основу  рока составляет музыка, представляющая собой синтез ориентальной (негритянский ритм-энд-блюз) и западной (кантри) музыкальных  фольклорных традиций. Ритм в рок-культуре приобретает почти религиозное значение. Мы достигаем перевоплощения, когда мы достигаем той тончайшей вибрации, на которой мы становимся едины с богом — из манифеста рок-общины. Другие особенности ритм-энд-блюза в роке — использование непрерывной переклички коротких риффов фраз “зова” и “ответа” певца и сольного инструмента. Кантри же оформил, придал законченность, в какой-то мере упростил импровизационность блюза.

     Началом рока принято считать 1954, когда появился рок-н-ролл (результат вышеупомянутого музыкального синтеза): Билл Хейли спел свою песню “Rock round the clock” в к/ф “Джунгли классных досок”, а у Элвиса Пресли вышла первая коммерческая пластинка. Но только в 60-е гг. формируются и завоевывают массовое признание классические роковые группы и исполнители: “Битлз”, “Роллинг стоунз”, Боб Дилан. В этот период рок-музыка была знаменем протеста против войны во Вьетнаме. Возникают организации “Рок против войны”, “Рок против расизма”. В кон. 60-х гг. развивается т.н. андеграунд-рок или прогрессивный рок.

     Несмотря  на то, что текст (особенно в раннем роке) играет немалое значение, приоритет  на рок-концертах имеют невербальные формы общения. В рок-действе слиты  воедино текст, музыка, свет, танец, костюм. Этот синтетизм направлен  в первую очередь на подсознание, вызов неведомых ощущений и реакций. Синтетизм рока способствует тому, что эмоции моделируются в единстве двух признаков: чувств, окраски и физических ощущений.

     В 70-е гг. возникает панк-рок, сознательно  стремящийся примитивизированными музыкальными средствами и эпатажной практикой выразить протест против коммерциализации рок-музыки (“Секс Пистолз”, “Кисс” и др.).

     С 80-х гг. на Западе рок перестал быть образом жизни и стал восприниматься только как предмет искусства. С  одной стороны, коммерциализация рока приводит к сращиванию с поп-культурой и превращению в моду. С другой стороны, идет эстетизация и элитаризация рок-искусства, выражающаяся в развитии таких жанров, как симфо-рок, рок-опера, арт-рок, рок-авангард, джаз-рок и т.д.

     Значение  рок-культуры сводится к тому, что являясь наследницей контркультуры, она транслирует в буржуазном обществе альтернативную систему ценностей. А также, питаясь мощными фольклорными истоками, оздоравливает и обновляет массовую музыкальную культуру. Традиции рока не угасли и в последние годы, хотя влияние их уменьшилось. 

 

     Заключение 

     Массовая  культура, являясь продуктом своей  эпохи, как и культуры других эпох имеет отрицательные и положительные  стороны. Однако бесконтрольное её развитие и распространение ведет к  неравномерному развитию её сторон, когда всё лучшее отходит на второй план, а худшее гиперболизируется и выпячивается, пытаясь раздавить собой личность.

     И если современное общество провозглашает  основной своей ценностью человеческую личность, а не выгоду отдельных производителей индустрии массовой культуры, то необходимо контролировать проявления массовой культуры и способствовать развитию элитарной, которая должна стать точкой отсчета. В этом случае массовая культура будет положительно влиять на развитие общества в целом и на личность в частности.

     По  мнению многих культурологов, рождаются  определённые культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество  воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи. Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством ухода от "несовершенств" окружающей действительности. Она образует для них "культурную нишу", в которой можно "отсидеться до старости", укрывшись от трудностей быта и проблем повседневной жизни.

     Сегодня мы живем на культурном переломе, на рубеже веков, когда происходит поиск новых форм выражения, новой аутентичности. По моему мнению, решающим обстоятельством в этом отношении является оппозиция форм культуры к формам доминирующего культурного контекста. Сущность поисков состоит в желании обрести какой-либо новый синтез средств выражения в культуре, который неизбежно приведет к возникновению новых языковых и музыкальных форм выражения.

 

       Список использованной литературы

 
  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
  2. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
  3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990.
  4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  5. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  6. Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л., 1989.
  7. Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.
  8. Драч Г.В., Матяш Т.П. Краткий тематический словарь. Ростов Н/Д:

     “Феникс”, 2001

Информация о работе Элитарная культура как антипод массовой культуре