Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:15, реферат
Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы предложил Лев Гумилев. Он уделил много внимания этому историческому явлению. Ему посвящена заключительная глава основного трактата Гумилева "Этногенез и биосфера Земли", значительная часть главы "Этногенез и культурогенез" работы "География этноса в исторический период".
В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а любая культура - это средство подавления и порабощения человека (Ницше)
Модернизм- это общее название для различных течений в современном искусстве, которое характеризуется ориентацией на создание абсолютно новых форм, демонстративным разрывом с национальными традициями, принимающим бунтарский, даже скандальный характер. Протест против всего "консервативного", обывательского, выливается в уход от реального мира с его предметностью, погружение в глубины подсознания, тайны духовности, создание странных, алогичных, иногда завораживающих культурных текстов (произведений) явилось реакцией на невиданный ранее глобальный культурно-цивилизационный перелом. Представим только некоторые из них.
Абстрактное искусство провозглашает освобождение живописцев от форм видимого мира во имя наиболее полного выражения духовности. Оно развивалось по двум основным направлениям:
1. Гармонизация "бесформенных" цветовых сочетаний (В.Кандинский, Кубка и др.). Цель его - освобождение цвета от реальных форм, поэтому главным является самостоятельная выразительная ценность цветового пятна, его колористического богатства, музыкальные ассоциации цветовых сочетаний.
2. Создание геометрических абстракций. В произведениях художников на первый выходит создание нового типа художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Таковы:кубизм(наиболее яркий представитель- П.Пикассо), лучизм М.Ларионова, супрематизм (господство, превосходство) К. Малевича, голландская группа "Стиль» (П.Мондриан, Т.ван Дусбюрг ).
Сюрреализм еще одно протестное направление в литературе и изобразительном искусстве Франции, ориентированное на поиск пути выхода из одиночества, возможности активной деятельности вне связи с революционностью и империалистической действительностью. К нему принадлежали А.Бретон, Л.Арагон, П.Элюар, П.Клее, С.Дали, Р.Варо и мн др. Сюрреалисты стремились соединить в своем творчестве элементов реальности и алогичной фантастики, чтобы создать мир новой реальности, где самые неправдоподобные события кажутся нормальными.
Футуризм - искусство будущего,
отвергая человеческие чувства, идеалы
как слабости, провозглашал силу, энергию,
скорость. Основатель движения Т.Маринетти
(итальянский поэт) провозглашал главными
- дерзость, бунт, агрессивность. В России
к этому течению принадлежали В.Хлебников,
В.Маяковский, А.Крученых, Д.Бурлюк и др.
"Долой слово-средство. Да здравствует
самовитое, самоценное Слово!" - лозунг
футуристов. Художники-
При всем разнообразии и различии модернистских направлений сугубо элитарного характера они имеют нечто общее искусство должно отчуждать людей от реальной жизни и оно не будет общепонятным, общечеловеческим, но обращенным к элите.
Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервацию, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности.
Взаимосвязи между массовой и элитарной культурой
Заурядные произведения массовой литературы восемнадцатого века, вырванные из контекста, превращаются в произведения высокой культуры, будучи правильно введенными в контекст современного сознания. То же происходит и с вполне утилитарными произведениями советского авангарда двадцатых годов.
Элитарная культура, вернее, ее образы легко превращаются в образы масс-культа, так происходит с героями классической литературы, становящимися героями самого народного жанра — анекдотов. Так происходит и с литературными сюжетами. Или например словарь- это есть пересказ окружающего мира, сведение беспорядка и разнообразия к алфавитному порядку. Словарь есть структурирование мира, формализация восприятия. Именно массовая, но не элитарная культура стремится к формализации отражаемого, упрощению технологии высказывания.
Повторяемость — это свойство мифа - в этом глубинное родство массовая и элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.
Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино — «Чапаев», «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны» — провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры. формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может.
Случается правда, какой-либо
модернистский или
Понятие Автора — одно из ключевых понятий культуры. Здесь оно означает нечто иное, чем, скажем, “писатель” в традиционном понимании. В силу того, что к массовому искусству причисляют литературу и кинематограф, драматург попадает в эту интуитивно создаваемую обойму, если по его пьесе ставится фильм, причем роль Автора от драматурга, превратившегося в сценариста, переходит к режиссеру. Мало кто знает сценаристов знаменитых “Титаника” и “Терминатора”. Зритель массового или — еще интереснее — массово-культового фильма запоминает актеров и режиссеров. Сценарист буквально остается за кадром.
В литературе ситуация упрощена. Существует Автор книги. Автор массовой книги — это тот, кем эта книга подписана, а вовсе не тот, кем эта книга написана. Еще во времена Дюма обсуждался институт литературных негров. Имена их безвестны. Имена их нанимателей сохранила история литературы.
Автор в массовой литературе — прежде всего торговая марка. Иногда это коллективный псевдоним, что случается сплошь и рядом, а иногда — организатор производства валовой печатной продукции.В массовой культуре псевдоним, как нигде, заменяет реальное имя Автора.
Заключение
Можно сказать, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное —в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так. Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры.
Под словом элитарная обычно
подразумевают особенную
Массовая культура формирует элитарную культуру. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.
Массовая и элитарная культура взаимосвязаны между собой-это часть общей культуры, отделенная лишь разным количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.
Список используемой литературы:
3)Хоруженко, К.М. Культурологический энциклопедический
словарь. – Ростов на/Д. : Феникс, 1997. – 640 с.
4) Культура "массовая" и "элитарная"
http://www.gc.spb.ru/Russian/
Содержание
Введение………………………………………………………
1. Массовая культура…………………………………………………………
2. Элитарная культура……………… ………………………………………
3. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурой………………11
Заключение…………………………………………………
Литература…………………………………………………