Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:50, реферат
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
1. Введениe 2
2. Понятие массовая и элитарная культурa 3
3. Основные проявления и направления массовой культуры
нашего времени 6
4. Жанры массовой культуры 9
5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам 10
5.1 Влияние времени 10
5.2 Лексикон или словарь 11
5.3 Авторство 11
6. Заключение 14
7. Литература 15
Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры стали называть социальными субкультурами.
Нам достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).
Прежде всего, речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт).
Несколько иные функции имеет субкультура городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой.
Третья социальная
субкультура – элитарная.
Под этим словом обычно подразумевают
особенную утонченность, сложность и высокую
качественность культурной продукции.
Но это не самая важная черта элитарной
субкультуры. Ее главная функция – производство
социального порядка (в виде права, власти,
структур социальной организации общества
и легитимного насилия в интересах поддержания
этой организации), а также обосновывающей
этот порядок идеологии (в формах религии,
социальной философии и политической
мысли). Элитарную субкультуру отличает
очень высокий уровень специализации
(подготовка священнослужителей – шаманов,
жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшим
специальным профессиональным образованием);
высочайший уровень социальных притязаний
личности (любовь к власти, богатству и
славе считается "нормальной" психологией
любой элиты). Разрыв между обыденной и
специализированной составляющими этой
социальной субкультуры так же, как и в
буржуазной субкультуре, до недавнего
времени был не очень велик. Усвоенные
с детства знания и навыки аристократического
воспитания, как правило, позволяли без
дополнительного обучения исполнять обязанности
рыцаря, офицера, придворного, чиновника
любого ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь
функции священнослужителей требовали
специальной подготовки. Такая ситуация
продержалась в Европе до XVIII-XIX веков,
когда элитарная субкультура начала сливаться
с буржуазной, превращаясь в высший слой
последней. Одновременно существенно
возросли требования к профессиональной
подготовленности исполнителей элитарных
функций, что привело к возникновению
соответствующих учебных заведений (военных,
дипломатических, политико-административных).
3. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
(Источник: А.Я.Флиер МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ)
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
4.Жанры массовой культуры
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной — только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех.. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, — отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или как его называют последнее время, «чиллер» (от англ. chill — дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.
Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом — внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.
В ХХ в. массовая
культура заменила фольклор, который
тоже в синтаксическом плане построен
чрезвычайно жестко. Наиболее ясно
это показал в 1920-х гг. В. Я. Пропп,
проанализировавший волшебную сказку
и показавший, что в ней всегда присутствует
одна и та же синтаксическая структурная
схема, которую можно формализовать и
представить в логических символах .
Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются.
Повторяемость — это свойство мифа - в этом глубинное родство массовая и элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.
Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты , но не в себе самих, а в окружающей реальности . Так, наиболее известные культовые тексты советского кино — «Чапаев», «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны» — провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры. формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может.
Случается правда,
какой-либо модернистский или
5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами
(Источник: А.Я.Флиер МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ)
Я полагаю, что традиционное противопоставление
народной и элитарной субкультур с точки
зрения осмысления их социальных функций
является совершенно неубедительным.
Оппозицией народной (крестьянской) субкультуре
представляется городская (буржуазная),
а контркультурой по отношению к элитарной
(культуре эталонов социального порядка)
видится криминальная (культура социального
беспорядка). Разумеется, невозможно население
какой-либо страны полностью "расписать"
по тем или иным социальным субкультурам.
Определенный процент людей по разным
причинам всегда находится в промежуточном
состоянии либо социального роста (перехода
из сельской субкультуры в городскую или
из буржуазной в элитарную), либо социальной
деградации ("опускаясь" из буржуазной
или элитарной "на дно" в криминальную).
5.1. Влияние времени
Первый из них связан с течением времени. Джером Джером в своей книге “Трое в лодке, не считая собаки” писал: “Ведь все теперешние сокровища искусства три-четыре века тому назад были банальными предметами повседневного обихода. Я часто спрашиваю себя, действительно ли красивы старинные суповые тарелки, пивные кружки и щипцы для снимания нагара со свечей, которые мы так высоко ценим, или только ореол древности придает им прелесть в наших глазах. Старинные синие тарелки, украшающие теперь стены наших комнат, несколько столетий тому назад были самой обычной домашней утварью, а розовые пастушки и желтенькие пастушки, которыми с понимающим видом восторгаются все наши знакомые, в восемнадцатом веке скромно стояли на камине, никем не замечаемые, и матери давали их пососать своим плачущим младенцам”.
Заурядные произведения массовой литературы восемнадцатого века, вырванные из контекста, превращаются в произведения высокой культуры, будучи правильно введенными в контекст современного сознания. То же происходит и с вполне утилитарными произведениями советского авангарда двадцатых годов.
И второе: во многих школах “Преступление и наказание” подается как детектив — элитарная культура, вернее, ее образы легко превращаются в образы масс-культа, так происходит с героями классической литературы, становящимися героями самого народного жанра — анекдотов. Так происходит и с литературными сюжетами — например, с историей про то, “как один студент двух бабок замочил”.
Рубрика предполагает
публикацию ряда статей, которым можно
было бы дать общий заголовок —
“Лексикон массовой культуры”, и
начнем мы с понятия “лексикон”.
5.2. Лексикон или словарь
"Слов модных полный лексикон"
А. С. Пушкин
Лексикон, словарь — вот то, что объединяет людей и мнения. Более того, именно Лексикон определяет суть высказывания. Иногда даже понятие “дискурс”, то есть, по Ж.-К. Коке, “сцепление структур значения, обладающих собственными правилами комбинации и трансформации”*, используется не в качестве понятия “стиль”, а в качестве понятия “словарь”.
Один из самых успешных романов последнего времени называется “Хазарский словарь”. Он успешен не только потому, что Милорад Павич предложил новый метод чтения, не только потому, что роман набит под завязку парадоксальными метафорами и оснащен детективной интригой и мистикой. Он популярен еще и потому, что автор угадал тягу современного читателя к словарю.