Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:57, реферат
Цель массовой культуры. Основные социально-классовых (сословных) субкультуры, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека. Традиционное противопоставление народной и элитарной субкультур с точки зрения осмысления их социальных функций.
Введение 3
1. Понятие массовая и элитарная культура 5
2.Основные проявления и направления
массовой культуры нашего времени 10
3. Жанры массовой культуры 14
4. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами 17
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Содержание
Введение
1. Понятие массовая
и элитарная культура
2.Основные проявления и направления
массовой культуры
нашего времени
3. Жанры массовой
культуры
4. Взаимосвязи
между массовой и элитарной культурами
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).
Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума.
Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.
В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.
В начале XX века широкую известность получила концепция "локальных" цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.
В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а любая культура - это средство подавления и порабощения человека (Ницше).
Мертон использовал понятие культуры для обозначения системы ценностей как органичной части социальной системы, определяющей степень ее упорядоченности и управляемости (структурно-функциональный анализ).
Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.
В рамках же отдельного общества можно выделить:
-высокую (элитарную)
-народную (фольклорную)
культуру, в их основе - различный
уровень образованности
-массовую культуру,
к формированию которой
1. Понятие массовая и элитарная культура
Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.
Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.
Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой.
Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую (см.: массовая культура). При этом народная культура находится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес.
Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства.
Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимо-соединения и комбинации.
Массовая культура
Специфической чертой ХХ в. было распространение
массовой культуры, в основном благодаря
развивающимся средствам массовой коммуникации.
В этом смысле массовой культуры в ХIХ
в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк,
балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот
все, чем располагали город и деревня.
Вспомним, как важна была газета для творческой
лаборатории Достоевского. Интересно,
как бы изменилось его творчество, живи
он в середине ХХ в. — в эпоху радио, кино
и телевидения с их разветвленной системой
жанров и новостей через каждые полчаса,
бесчисленных газет и журналов, видео,
компьютером и Интернетом, телефоном,
рекламой, авторской песней, блатным фольклором,
детскими страшилками, анекдотом, комиксами,
джазом, роком, поп-музыкой, матрешками,
лозунгами, троллейбусами, самолетами
и спутниками.
Цель массовой культуры
Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности , когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.
Именно таким образом массовая культура противопоставляется фундаментальной культуре.
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное — в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры стали называть социальными субкультурами.
Нам достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).
Прежде всего, речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт).
Несколько иные функции имеет субкультура городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой.
Третья социальная субкультура – элитарная.
Под этим словом обычно подразумевают
особенную утонченность, сложность и высокую
качественность культурной продукции.
Но это не самая важная черта элитарной
субкультуры. Ее главная функция – производство
социального порядка (в виде права, власти,
структур социальной организации общества
и легитимного насилия в интересах поддержания
этой организации), а также обосновывающей
этот порядок идеологии (в формах религии,
социальной философии и политической
мысли). Элитарную субкультуру отличает
очень высокий уровень специализации
(подготовка священнослужителей – шаманов,
жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшим
специальным профессиональным образованием);
высочайший уровень социальных притязаний
личности (любовь к власти, богатству и
славе считается "нормальной" психологией
любой элиты). Разрыв между обыденной и
специализированной составляющими этой
социальной субкультуры так же, как и в
буржуазной субкультуре, до недавнего
времени был не очень велик. Усвоенные
с детства знания и навыки аристократического
воспитания, как правило, позволяли без
дополнительного обучения исполнять обязанности
рыцаря, офицера, придворного, чиновника
любого ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь
функции священнослужителей требовали
специальной подготовки. Такая ситуация
продержалась в Европе до XVIII-XIX веков,
когда элитарная субкультура начала сливаться
с буржуазной, превращаясь в высший слой
последней. Одновременно существенно
возросли требования к профессиональной
подготовленности исполнителей элитарных
функций, что привело к возникновению
соответствующих учебных заведений (военных,
дипломатических, политико-административных).
2. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
- индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;