Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:46, контрольная работа
Цель моей работы - рассмотреть основные этапы научной деятельности Эдварда Тайлора.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
изучение концепций Тайлора о «Первобытной культуре»
оценка вклада его деятельности в мировую культуру
Введение
Первобытная культура Э.Б.Тайлора……...…………………………………4
Значение трудов Э.Б.Тайлора……….……………………………………..12
Заключение
Список литературы
Справедливо надо сказать, что пережитки в культуре были уже за десятилетие до выхода в свет «Первобытной культуры», они были выделены русским ученым К. Д. Кавелиным. Но его идея не получила широкой известности и не оказала влияния на европейскую этнографию. С Тайлором дело обстояло иначе: его книга была переведена на многие языки. Пережитком Тайлор назвал «живое свидетельство или памятник прошлого», которые были свойственны более ранней стадии культуры и в силу привычки перенесены в другую, более позднюю стадию. В «Первобытной культуре» приведено много примеров пережитков, в том числе такие, как ручная прокидка челнока во времена уже механизированного ткачества, пожелание здоровья при чиханье — остаток веры в то, что через отверстия в голове могут войти или выйти духи.
Верный своему естественно - научному подходу, Тайлор сравнивал пережиток с рудиментом в живом организме, но тут же, выходя за рамки этого подхода, говорил о видоизмененных и о вновь оживших пережитках. Вскоре после смерти Тайлора вокруг понятия «пережиток» завязались острые теоретические споры, отголоски которых сохранились до нашего времени.
В «Первобытной
культуре» Тайлор сожалел, что данные
этнографии недостаточны для обращения
к статистике. Однако позднее в своей последней
значительной работе «О методе исследования
развития учреждений» он положил начало
еще одному исследовательскому приему
в этнографии -использованию количественных,
статистических данных для подсчета совпадений
в распространении явлений культуры и
суждения об их закономерной связи. Это
был только первый и недавший признанных
результатов подступ к новой методике,
но в последние десятилетия, когда количественные
приемы стали широко применяться, о нем
подчас говорят как о наиболее заметном
вкладе Тайлора в разработку методики
науки.
Сделав больше всех других для создания концепции и методики эволюционизма в этнографии, Тайлор в «Первобытной культуре» заметно меньше сделал для непосредственного изучения этнографических объектов. Здесь значение его работы ограничилось в основном анализом первобытной мифологии и религии. Однако именно в этой последней области он оставил очень заметный след, создав первую развернутую теорию происхождения и развития религии, теорию, которая надолго утвердилась в науке.
Тайлор ввел в этнографию понятие «первобытный анимизм». Анимизмом (от латинских слов «анима» - душа или «анимус» - дух) он назвал веру в духовные существа, составившую первоначальный «минимум религи».
По его мнению, первобытные люди, задумываясь о таких явлениях, как сновидения или смерть, заключили, что в каждом человеке имеется некая особая субстанция, душа, которая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку.
Из представлений о связанной с человеком душе развились представления об отдельно существующих духах, ставших олицетворением природных стихий, растений и животных. Отсюда идет прямая линия к политеистическим представлениям о пантеоне богов, олицетворяющих силы природы, и, наконец, к монотеистической вере в единого бога.
Свою анимистическую теорию происхождения религии Тайлор проиллюстрировал впечатляющим сравнительным этнографическим и историческим материалом, призванным показать распространение анимизма на земном шаре и его эволюцию во времени. Он привел также немало фактов, свидетельствующих о связи анимизма с другими религиозными представлениями первобытности - фетишизмом (верой в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов) и тотемизмом (верой в тесную связь людей с их «родственником», которым может быть какой-нибудь вид животных, растений или даже неодушевленных предметов). Тем самым он правильно указал на то, что различные виды первобытных религиозных представлений не изолированы, а тесно переплетаются между собой. Заслуга анимистической теории состоит в том, что она показала несостоятельность нередких в те времена поисков изначальной веры в единого бога, древнейшего монотеистического пласта религии.
Особая, очень важная сторона анимистической теории заключается в ее проекции на позднейшие и прежде всего современные Тайлору развитые религиозные верования и культы. Тайлор не был атеистом. Как сын своего времени, как респектабельный профессор консервативной викторианской Англии, он никогда не выступал прямо против религии, хотя и решительно возражал против перенесения религиозных догм в область науки. Однако собранные им обильные факты и прослеженные на их основе линии преемственной связи христианства с анимистическими верованиями дикарей нанесли и продолжают наносить немалый ущерб христианскому вероучению. В не меньшей степени разоблачают они пережитки, модификации и рецидивы первобытного анимизма в различных неформальных религиозных течениях, нередких во времена Тайлора и пышным цветом расцветших в современном мире в связи с наблюдаемым в нем всплеском иррационализма и мистицизма. А. Н. Максимов писал в 1920-х годах, что для устранения разного рода предрассудков «Первобытная культура» сделала больше, чем вся специально посвященная этому литература.
Заметим кстати, что Тайлор был первым этнографом, привлекшим внимание к практическому значению первобытной истории для понимания всего последующего в жизни человечества. «Изучение истоков и первоначального развития цивилизации заслуживает ревностной работы не только как предмет любопытства, но и как весьма важное практическое руководство для понимания настоящего и заключения о будущем».
Все это говорит о непреходящем значении исследования Тайлора о первобытном анимизме и его исторической эволюции. Другое дело, что сама анимистическая теория, явившись крупным шагом вперед в истории религии и надолго снискав себе многочисленных приверженцев, теперь уже в значительной мере не отвечает современным религиоведческим взглядам. Анимизм, хотя не исключено, что какие - то его зачатки с самого начала переплетались с другими религиозными верованиями, не мог быть первоначальной формой религии, так как представления о душе и духах предполагают известный уровень абстрактного мышления. Такого мышления еще не было не только у древнейших людей (архантропов) и древних людей (палеоантропов), но и у людей современного вида (неоантропов) на начальной стадии их интеллектуального развития. Первоначальный дикарь, как показывают данные этнографии, еще не был «философствующим дикарем». Значит, анимизму должны были предшествовать какие-то другие формы религиозных верований.
Уже при жизни Тайлора другой эволюционист – религиовед - Роберт Маретт
попытался
усовершенствовать его
Как свидетельствуют современные данные этнографии, представления наименее развитых племен были предметны и конкретны и в лучшем случае не шли дальше абстракций среднего уровня. Они являлись реальным (полезные знания) или превратным (религиозные верования) отражением жизненной практики первобытных людей. Поэтому в наше время преобладает мнение, что первоначальным пластом религиозных верований скорее всего был тотемизм, в котором люди в единственно возможной для них тогда форме осознавали свою неразрывную родственную связь с непосредственным природным окружением.
Заключение
Итак,
мною в работе рассмотрены
основные этапы научной
Цель работы достигнута на столько, на сколько позволяли это сделать существующие известные источники. Надо отметить, что несмотря на множество концепций Тайлора о «первобытной культуре» и новаторских точек зрения на те или иные вопросы, касающиеся «первобытной культуры», я старалась хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения проблемы. Теперь же, на основе сформулированных в начале работы задач можно сделать следующие выводы:
Литература
1. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. - М., 1998.
2. Куббель Л. Е. Становление первобытной истории как науки. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропосоциогенеза.-
М., 1993.
3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. /Пер. Д.А. Коропчевского. М.: Издательство политической литературы,1999.
4. Тайлор Э.Б. Антропология (введение к изучению человека и цивилизации). /Пер. И.С. Ивина. СПб.,1998.
5. Шендрин
А.И. Теория культуры.- М.: Единство, 2002.