Изобразительное искусство первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Но сила и значение изобразительных искусств состоят отнюдь не в том, что они зримо изображают жизнь. Зримость и непосредственность изображения присущи и некоторым другим видам искусства, как, например, кинематографии, которую, однако, мы не относим к искусствам изобразительным. Важнейшая особенность изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной способности передавать все многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность через изображение одного события или момента.

Содержание

Введение
1. Изобразительное искусство 4
2. Первобытное искусство 9
2.1 Искусство эпохи палеолита 13
2.2 Искусство эпохи мезолита 14
2.3 Искусство эпохи неолита…………………………………………………………………..15
3. Жанры и особенности первобытного искусства 16
3.1 Исчезнувший мир Сахары 18
3.2 Пещера Альтамира 20
Заключение 22
Список литературы: 23

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.  В  дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

 

 

 

2.2      Искусство эпохи мезолита

 

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегy посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного.

Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных.

Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного , что мешало бы передавать и воспринимать  сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.

 

2.3 Искусство эпохи неолита

 

 

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее багоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищенных от внезапного нападения.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и  т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       Жанры и особенности первобытного искусства

 

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: каменная культура, наскальная живопись, глиняная посуда.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал применять её для изготовления посуды и скульптуры.

Ориньякская культура (поздний палеолит). Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет тому назад.

К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см. обычно подчёркнуто массивных форм. Женские скульптурки учёные считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

Склонность первобытного человека изображать именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. И зоологические и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия и искусство возникли практически одновременно. Наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракционного орнамента, нанесённого на глиняную посуду. Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над собирательством, осёдлого образа жизни – над кочевым, патриархата – над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникли государства, городские цивилизации и архитектура, письменности; разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

Погребение следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями и групповые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. В 1879 году в горах Кантабрии, на севере Испании, была впервые открыта палеолитическая пещерная живопись. Осветив своды пещеры, работавший здесь археолог увидел нанесённые красно-коричневой краской силуэты животных: оленей, коз, кабанов, ланей, полихромные изображения бизонов. Живопись была настолько совершенна, что учёные долго не решались поверить в её древность.

Через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. Женщины — первые представители человеческого рода, кото­рых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.

Памятники древнего искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

3.1 Исчезнувший мир Сахары

 

Миллионы километров раскаленного песка, камни, скудная растительность, безлюдье. Трудно вообразить, что в глубокой древности эта пустыня представляла собой цветущий край, населенный людьми. В 1850г. в Сахаре обнаружили наскальную живопись эпохи неолита – петроглифы (рисунки, выбитые, высеченные или процарапанные на каменной поверхности) и цветные росписи по стенам ниш и пещер.

Ранние петроглифы – это, в основном, одиночные изображения крупных животных: бегемотов, носорогов, жирафов, слонов и т.д. Наиболее древние петроглифы (из местечка Феццана) по праву считаются вершиной первобытного искусства Африки.

Росписи сосредоточены, в основном, в трех работах: Эннели, Тибести и Гассилин – Аджер. Они выполнены с помощью красок, полученных из глины различного цвета, а также с применением органических красителей.

Наскальную живопись Северной Африки разделяют не только по технике исполнения, но и по сюжету.

Наиболее древний период – период древнего буйвола (VIII -VI тыс. до н.э.) – эпоха охотников. Чаще всего изображались крупные животные, гораздо реже – люди.

Второй период – период домашнего быка (примерно с V по II тыс. до н.э.) – эпоха пастухов или скотоводов. Главными персонажами рисунков становятся бык и человек. На наскальных картинах можно увидеть и разнообразные жанровые сцены: например, женщин, работающих с зернотерками, дойку коров, перегон скота и уход за ними, сбор злаков. Помимо сцен из мирной жизни, встречаются композиции и на военные темы.

Третий период – период лошади или колесницы (около 500г. до н.э. – II в. н.э.). Название говорит само за себя: в этот период человек, и она стала главным персонажем наскальной живописи. Часто ее изображали запряженной в колесницу.

Четвертый период – период верблюда – наступил примерно в II в. н.э. На рисунках появляется верблюд – основное домашнее животное Северной Африки.

Позже изображения резко уменьшаются в размере, все более примитивной становится техника их выполнения: фигуры постепенно превращаются в малопонятные геометрические знаки.

Стоунхендж в Англии до сих пор считался древнейшим сохранившимся на земле мегалитическим сооружением ритуально – астрономического предназначения. Теперь этот памятник потерял свою уникальность. Сходный комплекс обнаружен в пустыне Сахара на Юге Египта. Только он по меньшей мере на тысячу лет старше Стоунхенджа. Работы по его расчистке и описанию завершены в конце минувшего года. Специалисты предполагают, что достаточно сложная конструкция из каменных глыб до трех метров высотой – дело рук скотоводов – кочевников, живших семь тысячелетий назад. В отличие от Стоунхенджа, где каменные глыбы располагаются по окружности, памятник ''продолговат'' и занимает куда большую площадь – около трех километров в длину и чуть больше километра в поперечнике. Учитывая наличие жертвенников, это скорее святилище, но в скопище каменных глыб просматриваются ''комендарный круг'' и группа камней, указывающих направление летнего солнцестояния, разумеется, все это лишь первые предположения специалистов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении.

Австралия – колыбель искусства.

На севере Австралии, обнаружены необычные узоры из тысяч округлых ямочек выбитых на скалах. Самым древним из этих рисунков – 75 тыс. лет (до сих пор в Австралии встречались наскальные изображения не старше 60 тыс. лет). При том они старше европейских образцов не менее чем в два раза. Покопавшись у подножия скалы, украшенной доисторическими рисунками, археологи нашли каменные орудия возрастом 16 – 17в. тыс. лет. До сих пор считалось, что первобытный человек прибыл в Австралию из Африки только 60 тыс. лет назад, так что находку можно считать настоящей археологической сенсацией.

Информация о работе Изобразительное искусство первобытного общества