Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:45, доклад
Общественный деятель, украинский писатель, первый классик новой украинской драматургии и «отец новой украинской литературы», автор поэмы «Энеида» и пьесы «Наталка-Полтавка», ознаменовавших начало становления украинского литературного языка.
ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ
(1769-1838гг.)
Общественный деятель,
украинский писатель, первый классик
новой украинской драматургии и
«отец новой украинской литературы»,
автор поэмы «Энеида» и пьесы
«Наталка-Полтавка», ознаменовавших начало
становления украинского
В конце XVIII в. в Европе
распространилось новое направление
в литературе и культуре, когда
ученые и филологи стали интересоваться
народным языком и фольклором, исследовать
свое прошлое. Этот литературный Ренессанс
докатился и до Российской империи,
где началась, в частности, эпоха
украинского национального
Иван Петрович Котляревский
родился в Полтаве, в семье мелкого чиновника-канцеляриста,
которому со временем было «пожаловано»
дворянское звание. Детство Ивана проходило
в бедности: нередко приходилось есть
один лишь хлеб и ходить босиком. Но живая
и веселая натура мальчика помогала ему
переносить лишения. С 1780 г. маленький
Иван учился в Полтавской семинарии. Особенно
старательно и упорно он осваивал гуманитарные
дисциплины: стихосложение, риторику,
философию и языки — латынь, греческий,
французский и немецкий. С огромным интересом
знакомился с произведениями античных
авторов — Горация, Овидия, Вергилия, которых
охотно переводил на украинский язык.
Один из его одноклассников вспоминал,
что Котляревский, учась в семинарии, «имел
страсть к стихосложению и умел к любому
слову ловко подобрать рифмы — остроумные
и удачные, за что товарищи прозвали его
рифмачом».
Смолоду Иван интересовался
украинской этнографией — собирал
народные песни, поговорки, сказки. Слушая
фольклорные произведения, он хорошо
освоил родной язык. В 1789 г., после смерти
отца, 20-летним юношей Котляревский на
последнем году обучения оставил семинарию
и начал служить: сначала — чиновником
в полтавских канцеляриях, затем — домашним
учителем в семьях помещиков. Как вспоминали
его друзья, «в этот период своей жизни
он бывал на народных собраниях и играх
и сам, переодевшись в народную одежду,
принимал участие в них; очень внимательно
вслушивался в народный язык, записывал
песни и слова, изучал характер, обычаи,
обряды, верования, предания украинцев,
готовя себя к будущему труду». Именно
во время учительства, с 1794 до 1796 г., протекала
творческая работа писателя над первыми
частями знаменитой «Энеиды».
В 1796-1808 гг. Котляревский
находился на военной службе. В составе
Северского полка, сформированного из
украинских казаков, принимал участие
в русско-турецкой войне, отличившись
под Бендерами и Измаилом. За отвагу и
храбрость Котляревского наградили орденом
Св. Анны IV ст.
В 1808 г. в чине капитана
он ушел в отставку и начал служить
в Петербурге, однако через два
года вернулся на родину. С 1810 г. и до
конца жизни Котляревский жил в Полтаве,
работая надзирателем Дома для воспитания
детей бедных дворян — учебно-воспитательного
учреждения, действующего по программе
гимназии. Во время Отечественной войны
1812 г. он, как отставной офицер, принял
участие в формировании 5-й казачьего конного
полка и добровольных народных дружин.
Однако вскоре любовь
к драматургии и театру победила
и бывший военный и чиновник избрал занятие
по призванию — стал одним из основателей
и директором (в 1818-1821 гг.) Полтавского
театра. Вместе с театром Котляревский
гастролировал в Чернигове и других украинских
городах. В 1819 г. для своей труппы он написал
пьесы «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чародей»
(изданные в 1838 и 1841 гг.), имевшие значительный
успех у публики и ознаменовавшие рождение
новой украинской драматургии.
Общественность высоко
оценила произведения Котляревского,
наиболее известным из которых стала «Энеида».
В 1818 г. его за заслуги в области литературы
избрали членом «Товарищества любителей
изящной словесности», в 1821 г. — почетным
членом «Вольного общества любителей
российской словесности».
С 1827 г. Котляревский
был попечителем «богоугодных заведений»
Полтавы и зарекомендовал себя как талантливый
педагог и организатор образовательного
процесса, внимательно относившийся к
своим подопечным, облегчая их нелегкую
жизнь.
В 1835 г., в почтенном
возрасте, Котляревский вышел в отставку,
однако не порвал с культурной жизнью.
К нему постоянно обращались за поддержкой
и советом представители разных слоев
населения и каждому он пытался помочь.
Поэтому с огромной печалью жители Полтавы
встретили известие о его смерти 10 ноября
1833 г. Похоронен славный украинский поэт
и драматург в родном городе.
Самым известным
произведением и делом всей творческой
жизни Котляревского стала поэма «Энеида».
Вначале он не собирался публиковать её,
текст распространялся среди читателей
в рукописях. В 1798 г. три первые части поэмы
издал в Петербурге один из любителей
украинского слова — богатый конотопский
помещик и столичный издатель М. Парпура.
В 1808 и 1809 гг. «Вергилиеву Энеиду» Котляревского
переиздал россиянин И. Глазунов. Эти публикации,
осуществленные без согласия автора, вышли
со значительными огрехами и не могли
удовлетворить Котляревского. В 1810 г. он
издает в Петербурге собственноручно
отредактированную незавершенную «Энеиду».
Поэма была дописана в 1821 г., однако её
полный текст был напечатан уже после
смерти Котляревского — в 1842 г,
Создание «Энеиды»
стало эпохальным явлением украинской
культуры и значительным событием в
духовной жизни украинского народа.
Это юмористический перевод одноименной
героической поэмы
Свое произведение,
в котором продолжились традиции
старинного украинского бурлеска, Котляревский
написал на украинском народном языке.
Используя сюжетную мифологическую канву
поэмы Вергилия и имена главных героев,
он «вывернул наизнанку» патетическую
поэму и гротескно изобразил картину жизни
и быта украинского общества XVIII в. Величественная
вергилиева эпопея под пером Котляревского
превратилась в веселый рассказ и стала
первой энциклопедией украинской этнографии,
в которой подробно описаны развлечения,
бытовые предметы, блюда национальной
кухни, одежда, народные обычаи.
В поэме Вергилия
все решают боги, которым подвластны
судьбы героев — пассивных, безвольных
«игрушек» в их руках. У Котляревского
в образах троянцев, латинян, карфагенян,
сицилианцев и «вершителей судеб» богов
— представители разных слоев украинского
общества. В поле зрения писателя и помещики
с их презрением к простому крестьянству;
продажное, бюрократичное и взяточническое
чиновничество; судьи-хапуги, попы и купцы,
которые «тільки грошики лупили і одбирали
хабарі». По мнению автора поэмы, их место
— в аду, где черти их «залізним пруттям
підганяли».
Олимп у Котляревского
напоминает департаменты и министерства
с их чванливыми начальниками, самодурством
и безразличием к жизни простых людей.
Вместе со своими героями поэт насмехается
над такими «богами», развенчивая их «святость».
Автор «Энеиды» любит
и уважает свой народ, гордится его
героическим прошлым. Троянцы —
веселые и остроумные люди, способные
преодолеть любые трудности ради
своей Отчизны: «Там лицар всякий парубійко».
Этим они напоминают запорожцев, образы
которых еще были свежи в народной памяти.
В условиях самодержавного строя такая
авторская концепция звучала слишком
смело.
«Энеида»
стала трудом всей жизни Котляревского,
который начал писать её в молодости и
завершил на склоне лет. Это отразилось
и на звучании сатиры в поэме: от грубоватого
шаржа-бурлеска в первых частях до спокойных
романтических тонов в конце.
Поэма, над которой
Котляревский работал почти три десятилетия,
стала эпохальным по своему общественному
и художественному значению явлением
в духовной жизни украинского народа,
определила смысловое направление и форму
нашей литературы. Из сравнительно небольшого
по объему творческого наследия Котляревского
развилось мощное движение украинского
национального возрождения.
Писатель В. Короленко
так характеризировал творчество Котляревского:
«Он сделал украинский язык, до этого считавшийся
местным диалектом, литературным. С его
легкой руки он зазвучал так громко, что
звуки его разнеслись по всей России».
И действительно, Котляревский
отважно встал на защиту «подлого языка»
(как называли украинский язык русские
чиновники), надев на него венец «высокого
стиля» и нарушив указ Петра I от 1720 г. о
запрете печатать книги на украинском
языке как «холопском» и «мужицком». До
Котляревского большинство украинской
интеллигенции считало, что украинский
язык, как «высокий,» язык литературы и
науки, умер вместе с казачеством, а простой
народ с его языком во внимание не принимался.
Неудивительно, что большинство украинских
писательских сил ушло в русскую литературу:
В. Рубан, Богданович, В. Капнист, В. Нарижный,
Н. Гоголь. Некоторые писатели становились
«двуязычными» и выпускали целые тома
произведений на русском языке: Г. Квитка,
Е. Гребинка, Т. Шевченко.
В те времена высмеивать
украинцев и рассказывать «хохлацкие»
анекдоты об украинской неуклюжести
и галушках с варениками было модно.
Живой отголосок этого
Котляревский не остановился
на поэме и в 1805 г. написал на украинском
языке уже произведение «серьезного»
содержания — «Оду на Новый год к князю
Куракину». А в пьесах «Наталка-Полтавка»
и «Москаль-чародей» автор высмеял господствовавший
в те времена суржик, на котором в Украине
говорили средние и высшие слои населения,
постепенно русифицируясь. Вот почему
1798 г., год появления «Энеиды», считается
поворотной исторической датой в истории
развития украинского литературного языка,
как бы её «краеугольным камнем».
Огромной заслугой
Котляревского стало обращение к неисчерпаемым
сокровищам народного фольклора. Он первым
из писателей «дошевченковского периода»
в украинской литературе объединил народный
язык с эпическим жанром поэмы. Осуждение
и высмеивание жестокости помещиков-крепостников,
их паразитизма, провозглашение идеи равенства
сословий, умственного и морального преимущества
простых людей над панством имело не только
литературное и культурное значение. Эти
авторские мысли подталкивали читателей
к размышлениям, вселяли веру в лучшее
будущее, способствовали новому национальному
подъему.
Творчество Котляревского
стало образцом для многих украинских
поэтов и писателей. Образы его произведений
живут в графике, живописи, музыке, мультипликации.
На сцене Национального украинского академического
драматического театра им. И. Франко уже
много лет с неизменным успехом идет бурлеск-опера
«Энеида».
Уважая вклад Ивана Котляревского в украинскую культуру, в 1903 г. в Полтаве ему установили памятник, а в 1952 г. там был основан литературно-мемориальный музей.