Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:38, доклад
В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались
Итальянская культура
Высокое Возрождение
в Италии
Термин "возрождение"
(перевод французского термина "ренессанс")
указывает на связь новой культуры
с античностью.
В результате
знакомства с Востоком, в частности
с Византией, в эпоху крестовых
походов и последовавших за ними
регулярных сношений с Левантом итальянцы
ознакомились с древними гуманистическими
рукописями, различными памятниками античного
изобразительного искусства и архитектуры.
Все эти древности начали частично перевозиться
в Италию, где они коллекционировались
и изучались. Но и в самой Италии было немало
античных римских памятников, которые
также стали тщательно изучаться представителями
итальянской городской интеллигенции.
В итальянском обществе пробудился глубокий
интерес к классическим древним языкам,
древней философии, истории и литературе.
Особенно большую роль в этом движении
сыграл город Флоренция. Из Флоренции
вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры.
XVI в. (Чинквеченто)
- последнее столетие в истории
итальянского Ренессанса. Оно включает
пору его ярчайшего расцвета, так называемое
Высокое Возрождение (конец XV - 30-е годы
XVI в.), время Позднего Возрождения (40 - 80-е
годы) и период его постепенного угасания
в условиях ужесточившейся католической
реакции. В эпоху Чинквеченто, как и прежде,
светская гуманистическая культура Возрождения
существовала и в той или иной мере взаимодействовала
с народной, аристократической и церковно-католической
культурами Италии. Общий процесс культурного
развития страны в XVI в. дает пеструю картину
также и стилистической неоднородности,
сочетания Ренессанса с возникшим в 20-е
годы маньеризмом и зародившимися в последние
десятилетия этого столетия академизмом
и барокко.
Основные
этапы политического и
Определенную
трансформацию претерпели и гуманистические
идеалы. Это отразилось в кризисных
явлениях, ряд которых наметился
в ренессансной культуре уже в
эпоху Высокого Возрождения. Учение
о человеке, его месте в природе
и обществе получило развитие теперь не
столько в сфере традиционных гуманистических
дисциплин, сколько в натурфилософии и
естествознании, политической и исторической
мысли, в литературе и искусстве. Но, пожалуй,
главное отличие Чинквеченто от предшествующих
этапов Возрождения - в широком проникновении
Ренессанса во все сферы культуры: от науки
и философии до архитектуры и музыки. Равномерности
развития не знает и XVI в., но зато уже нет
такой области культуры Италии, которая
не была бы затронута воздействием Ренессанса.
Ренессансная культура, ее гуманистическое
мировоззрение и художественные идеалы
широко воздействовали на жизнь итальянского
общества. Хотя нельзя отождествлять представления
творцов новой культуры и тех, кто ее воспринимал
в меру своей образованности. Светские
начала активно утверждались в идеологии
и менталитете, в образе жизни и повседневном
быте разных социальных слоев. Этому способствовала
сама разносторонность культуры Возрождения,
многообразие сфер ее проявления и воздействия
- от философии до литературы и искусства.
Ренессанс, таким образом, дал импульс
усилению процессов секуляризации общественной
жизни Италии, повышению роли индивидуального
и национального самосознания, выработке
новых массовых художественных вкусов.
Плеяда выдающихся
поэтов и писателей, ученых и деятелей
различных видов искусства
Первые три
десятилетия культурного
К ценностям
Ренессанса активно приобщались
не только придворно-аристократические
круги, но и часть духовенства
католической церкви. Меценатство стало
весьма заметным социально-культурным
явлением в Италии. В стране, где
сохранялся государственный полицентризм,
дворы правителей, привлекавших к себе
на службу художников и архитекторов,
литераторов и историков, политических
мыслителей и философов, оказывались главнейшими
средоточиями ренессансной культуры.
В щедром меценатстве от правителей Милана
и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини
не отставал и папский двор. В республиках
Флоренции и Венеции развивалась традиция
государственных заказов и частного покровительства
деятелям культуры. В то же время система
меценатства, ставшая для многих из них
основным источником средств существования,
налагала определенную печать на их творчество,
заставляя учитывать интересы и вкусы
заказчика.
Достигшая
в пору Высокого Возрождения вершин
своего развития, ренессансная культура
не избежала кризисных явлений. Они
очевидны в зарождающейся драматической
напряженности художественных образов,
позже дошедшей до трагизма, в горьком
стремлении показать бесплодность даже
героических усилий человека в борьбе
с роковыми силами, противостоящими ему.
Признаки наметившихся кризисных явлений
складываются и в резко проявившихся в
ту пору контрастах общественной мысли:
рационализм и трезвый взгляд на действительность
сочетаются с напряженными утопическими
поисками идеального земного града.
Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма - нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на "подражание" натуре, а на "преображение" ее. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе - прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление - барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.