Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:40, реферат
Стиль барокко составил целую эпоху в истории искусств. Ранее этот стиль трактовался как отступление от этических норм. Бытовало введена в обращение теоретиками классицизма мнение, будто сутки барокко - это недоразумение в искусстве, полтора столетней господства безвкусицы; вроде барокко подточили и в конце концов разрушило культуру Возрождения. Французские энциклопедисты, немецкие и другие европейские философы классической ориентации отмахивались от анализа искусства XVII - первой половины XVIII в. как от такого, что бы испорчено различными излишествами.
Введение
1. Характерные особенности стиля барокко
2. Архитектура периода украинский или "казацкого" барокко
3. Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Выводы
Литература
План
Введение
Выводы
Литература
Введение
Стиль барокко составил целую
эпоху в истории искусств.
Переосмыслению роли барокко в мировой культуре способствовало применение в конце XIX - начале ХХ в. отдельных барочных элементов в живописи, архитектуре, журнальной и книжной графике, в декоративном искусстве. Заклеймены и осмиюванни ранее выкрутасы, химеры и избыточности барокко нашли понимание новых поколений художников.В якобы нелепым накоплении украшений, аллегорий и эмблем ученые и художники разных стран разглядели стройную систему понятий и значений, созвучным общественным настроениям и замыслам художников того времени.
1. Характерные особенности стиля барокко
Барокко - стиль в искусстве конца 16 - середины 18 в. Проявился в архитектуре, живописи, литературе и музыке Характерной особенностью барокко является проникновение светского мировоззрения во все сферы художественной деятельности.Монументальность форм, экспрессивность, введение аллегорий и символов, пышная декоративность орнаментики, парадность и торжественность, присущие барокко, нашли воссоздания в искусстве этого периода. Слияние принципов барокко с национальной народной традиции определило своеобразие его вариантов. Специфически черты барокко, которые оказались во всех видах искусства - архитектуре, живописи и графике, скульптуре, художественном металле шитьем. Развитию искусства способствовало подъема философской мысли, науки, литературы. Придя на смену художественной культуре Возрождения и маньеризма, барокко открыло новые возможности для искусства, что особенно ярко проявилось в синтезе искусств, в создании грандиозных городских и парковых ансамблей.
Для барокко характерны торжественность и впечатляющие эффекты, динамичность композиции и декоративная пышность. В архитектуре это выразилось в капризных планах, больших контрастах объемов, перегруженных скульптурных украшениях, светотеневых и цветовых эффектах. Живопись и скульптура барокко отмечаются декоративно-театральными композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещения.
Теоретическую основу под украинское литературное барокко подводили курсы риторики и поэтики, которые читались в тогдашних школах, прежде всего в Киевской академии.Писатели, в творчестве которых отчетливо проявились черты барокко были преподавателями или воспитанниками этой академии. Первые его проявления заметны на Украине на рубеже 16 и 17 веков.
Для стиля барокко в музыке характерные величество, пышность, декоративность, драматизм, углубления во внутренний мир человеческих чувств, синтез искусств (в жанрах оперы, оратории, кантаты) и одновременно стремление к отделению музыки от слова (развитие инструментальной музыки).
Отойдя от присущих ренессансной культуре представлений о четкой гармонии и закономерности бытия и безграничные возможности человека, эстетика барокко строилась на коллизии между человеком и внешним миром, между идеологическими и чувственными потребностями, умом и природными силами, которые олицетворяли теперь враждебные человеку стихии.
Вместе с тем культура
барокко далека от сентиментальной
слезливости или пассивной
В барочном искусстве чувствуется болезненное переживание личной одиночества, "покинутости" человека судьбы в сочетании с постоянным поиском "потерянного рая". В этих поисках художники барокко постоянно колеблются между аскетизмом и гедонизмом, небом и землей, Богом и дьяволом. В изобразительном искусстве для барочных произведений характерно обращение к религиозным сюжетам, где художников, прежде всего, интересуют сюжеты чудес и мученичества, где ярко проявились присущие барочной стилистике гиперболичность, афектованисть, патетика.
Барокко - это искусство, построенное на контрастах, асимметрии.
Одной из основных черт барочной
культуры, не только аристократической,
но и городских низов и
2. Архитектура периода украинский или "казацкого" барокко
Период второй половины 17 - 18 века называют эпохой староукраинской культуры, т.е. той, которая предшествовала новой, созданной за последние два века. Искусство того времени развивается в стиле барокко, который проникает во все культурные сферы и приобретает своего расцвета в 18 веке как известно всему миру "украинского барокко".
Новый стиль проявляется в жилой, общественной, культовой застройках, которым присуще органичное сочетание черт профессиональной и народной архитектуры.Сооружения привлекают своими пышными формами, сложными конструкциями, отличаются богатством декора. Результатом развития собственно украинские традиции становятся крещатые в плане храмы, есть такие здания в плане представляли собой крест, между концами которого встраивались квадратные выступления. Такие крещатые в плане церкви родились с деревянной архитектуры, принципы которой были стилистически близкими западном барокко.
В этот период новый вид приобретает Киев, создается современный образ старого города. Идет интенсивное строительство северного Левобережья, в частности Чернигова.Типично барочные сооружения строятся на западноукраинских землях, особенно во Львове. Рождается украинская национальная архитектурная школа, давшая миру таких известных мастеров как И. Григорович-Барский, С. Ковнир, И. Зарудный.
Украинское барокко 17 в. нередко называют "казацким". Это, конечно, преувеличение, но какая-то часть истины в таком определении есть, ибо именно оно, казачество, было носителем нового художественного вкуса. Известно немало известных произведений архитектуры и живописи, созданных на заказ казацкой старшины. Но казачество не только потребляло ценности, выступая в роли богатого заказчика. Будучи прежде всего огромной военной и значительной общественно-политической силой, оно оказалось также способным создать собственное творческое среду и выступать на сцене духовной жизни народа еще и как создатель самобытных художественных ценностей.Казацкие думы, казацкие песни, казацкие танцы, казацкие летописи, иконы, казацкие соборы - все это не пустые слова. За ними - огромный духовный опыт 17 - 18 веков, значительную часть которого удалось воплотить в своей художественной деятельности именно казачеству. Все это оставило в культурном сознании народа глубокий след. А красота казацкого искусства породила легенду о золотом жизни под булавой гетмана, о казацкой страну, страну тихих вод и светлых зрение.
Стиль барокко отчетливо проявился в каменном строительстве. Характерно, что именно в автономной Гетманщине и связанной с ней Слободской Украины производился оригинальный вариант барочной архитектуры, который называют украинской, или "казацким" барокко. Положительное значение имела построение в Украине храмов по проектам Бартоломео Растрелли (Андреевская церковь в Киеве, 1766р.). Среди украинских архитекторов, которые работали в России, известный Иван Зарудный. В каменных сооружениях Правобережья преобладало "общеевропейское" барокко, но и здесь выдающиеся памятники не лишены национального своеобразия (Успенский собор Почаевской лавры, собор св. Юра во Львове, а также собор св. Юра Киево-Выдубицкого монастыря, Покровский собор в Харькове и др..). Продолжением барокко стал творчески позаимствованный у Франции стиль рококо. В нем перестроено Киевскую академию, колокольни Киево-Печерской Лавры, Софиевского собора, главной церкви в Почаеве.
"Казацкий собор"
древнее за само казачество.
Такие крещатые деревянные храмы - типичное явление в традиционном народном строительстве. Казачество не придумало здесь ничего необычного, невероятного или небывалого. Его заслуга в том, что этот, распространенный с давних времен, тип большой деревянной церкви, оно одели в камень, украсило множеством замечательных пластических мотивов, усовершенствовало и подняло несколько сооружений такого рода на уровень самых проявлений европейского архитектурного искусства.
Первое такое каменное
чудо на Левобережной Украине появилось
в столице крупнейшего
3. Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Произведения изобразительного
и декоративно-прикладного
Набиль парадную форму барочного живописи составляют росписи иконостаса - неповторимые и высокие достижения староукраинской культуры, имеющих мировое значение. Они исполнены развернутой символикой, которая прочитывается в выразительных, театрально возвышенных жестах, торжественных фигурах, световых эффектах, линиях драпировки т.д..
Ведущее место в культурной ржи тогдашнего общества занимал жанр портрета, который также можно отнести к ярких и самобытных явлений национальной художественной культуры. Художественный язык воспроизведения портретного образа своеобразно переплетала барочные идеи и национальные традиции, которым также были присущи черты театрализации, условности, определенная символическая система.
Изысканный стиль барокко лучше выражал духовные интересы украинской казацкой старшины и высшего духовенства, их стремление к рафинированной аристократичности.Значительной степени из-за портреты сотников и полковников, выдающихся политических и культурных деятелей эпохи казацкой автономии мы имеем представление об Украине тех времен.
Памятники искусства из собрания Киево-Печерского заповедника в основном, относятся, в киевскую школу, которая в значительной степени определила стилистические особенности мастеров на территории всей Украины. Становление стиля барокко в различных видах украинского искусства проходило не одновременно. Новые художественные тенденции в середине XVII века нашли свое воплощение прежде всего в книжной графике и иконописи, проявляясь в усилении эмоционального звучания религиозных сцен, в конкретизации места действия и образов, приближения их к народному типажу, что привело к изменению способов их художественной выразительности. В ювелирном искусстве Украине уже со второй половины XVII в.заметно усложнение форм изделий и их орнаментики. Постепенно предметы приобретают все более пышного декора с использованием в орнаменте листья аканта, гирлянд из цветов и плодов, стилизованных раковин.
Новые веяния эпохи барокко проявились и в художественном шитье, в котором сильны были старинные византийские традиции. Для XVII века характерна еще статичность композиции и плоскостной рисунок изображений. Но уже на рубеже веков происходит резкое изменение техники шитья, обусловлена победой нового художественного направления. Композиции становятся свободнее и пластичнее, мастерицы пытаются передать перспективу и объемность, широко используется растительный орнамент. Синтез искусств, присущий стилю барокко, нашел в украинском искусстве яркое отражение.Насыщенные по колориту барочные иконы, вместе с сочным позолоченной резьбой иконостасов, составляли органический и целостный ансамбль, покорившего величием и декоративностью общего звучания. Барочные черты проявляются и в оформлении старинных, гравюры которых приобретают сложной композиции и пышных декоративных форм. Творчество украинских художников XVIII века - граверов Александра и Леонтия Тарасевича, И. Ширського, Гр. Левицкого, мастеров-ювелиров - И. Равича, М. Юревича, И. Атаназевича и других, отмечена национальным своеобразием и самобытностью, одержала заслуженную славу украинскому искусству. Искусство Украины эпохи барокко, которое создавалось на основе народной эстетики в тесной взаимосвязи 'связи с искусством других стран, представляет важный этап в развитии духовной культуры украинского народа.