История украинской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Стиль барокко составил целую эпоху в истории искусств. Ранее этот стиль трактовался как отступление от этических норм. Бытовало введена в обращение теоретиками классицизма мнение, будто сутки барокко - это недоразумение в искусстве, полтора столетней господства безвкусицы; вроде барокко подточили и в конце концов разрушило культуру Возрождения. Французские энциклопедисты, немецкие и другие европейские философы классической ориентации отмахивались от анализа искусства XVII - первой половины XVIII в. как от такого, что бы испорчено различными излишествами.

Содержание

Введение
1. Характерные особенности стиля барокко
2. Архитектура периода украинский или "казацкого" барокко
3. Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

История украинской культуры.docx

— 26.00 Кб (Скачать)

План

Введение

  1. Характерные особенности стиля барокко
  2. Архитектура периода украинский или "казацкого" барокко
  3. Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Выводы

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стиль барокко составил целую  эпоху в истории искусств. Ранее этот стиль трактовался как отступление от этических норм. Бытовало введена в обращение теоретиками классицизма мнение, будто сутки барокко - это недоразумение в искусстве, полтора столетней господства безвкусицы; вроде барокко подточили и в конце концов разрушило культуру Возрождения. Французские энциклопедисты, немецкие и другие европейские философы классической ориентации отмахивались от анализа искусства XVII - первой половины XVIII в. как от такого, что бы испорчено различными излишествами.С тех пор слово "барокко" стало термином с ощутимым негативным содержанием: "странный", "чудной", "причудливый". С точки зрения классицистов, о барокко можно было говорить и писать только с иронией. Во взглядах на барокко сказывалась установка на отрицание ценности наследия. Барокко называли не иначе как "упадническое стиль". Даже когда утвердился научный взгляд на этот стиль, отдельные ученые все еще сомневались, было в нем что-то передовое, прогрессивное по сравнению с ренессансом.

Переосмыслению роли барокко  в мировой культуре способствовало применение в конце XIX - начале ХХ в. отдельных барочных элементов в живописи, архитектуре, журнальной и книжной графике, в декоративном искусстве. Заклеймены и осмиюванни ранее выкрутасы, химеры и избыточности барокко нашли понимание новых поколений художников.В якобы нелепым накоплении украшений, аллегорий и эмблем ученые и художники разных стран разглядели стройную систему понятий и значений, созвучным общественным настроениям и замыслам художников того времени.

 

 

 

1. Характерные особенности стиля барокко

Барокко - стиль в искусстве  конца 16 - середины 18 в. Проявился в архитектуре, живописи, литературе и музыке Характерной особенностью барокко является проникновение светского мировоззрения во все сферы художественной деятельности.Монументальность форм, экспрессивность, введение аллегорий и символов, пышная декоративность орнаментики, парадность и торжественность, присущие барокко, нашли воссоздания в искусстве этого периода. Слияние принципов барокко с национальной народной традиции определило своеобразие его вариантов. Специфически черты барокко, которые оказались во всех видах искусства - архитектуре, живописи и графике, скульптуре, художественном металле шитьем. Развитию искусства способствовало подъема философской мысли, науки, литературы. Придя на смену художественной культуре Возрождения и маньеризма, барокко открыло новые возможности для искусства, что особенно ярко проявилось в синтезе искусств, в создании грандиозных городских и парковых ансамблей.

Для барокко характерны торжественность  и впечатляющие эффекты, динамичность композиции и декоративная пышность. В архитектуре это выразилось в капризных планах, больших контрастах объемов, перегруженных скульптурных украшениях, светотеневых и цветовых эффектах. Живопись и скульптура барокко отмечаются декоративно-театральными композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещения.

Теоретическую основу под  украинское литературное барокко подводили  курсы риторики и поэтики, которые  читались в тогдашних школах, прежде всего в Киевской академии.Писатели, в творчестве которых отчетливо  проявились черты барокко были преподавателями  или воспитанниками этой академии. Первые его проявления заметны на Украине на рубеже 16 и 17 веков.

Для стиля барокко в  музыке характерные величество, пышность, декоративность, драматизм, углубления во внутренний мир человеческих чувств, синтез искусств (в жанрах оперы, оратории, кантаты) и одновременно стремление к отделению музыки от слова (развитие инструментальной музыки).

Отойдя от присущих ренессансной культуре представлений о четкой гармонии и закономерности бытия  и безграничные возможности человека, эстетика барокко строилась на коллизии между человеком и внешним  миром, между идеологическими и  чувственными потребностями, умом и  природными силами, которые олицетворяли теперь враждебные человеку стихии.

Вместе с тем культура барокко далека от сентиментальной  слезливости или пассивной созерцательности. Ее герой - в основном яркая личность с развитым волевым и еще более развитым рациональным началом, художественно одаренный и очень часто благородный в своих поступках.

В барочном искусстве чувствуется  болезненное переживание личной одиночества, "покинутости" человека судьбы в сочетании с постоянным поиском "потерянного рая". В этих поисках художники барокко постоянно колеблются между аскетизмом и гедонизмом, небом и землей, Богом и дьяволом. В изобразительном искусстве для барочных произведений характерно обращение к религиозным сюжетам, где художников, прежде всего, интересуют сюжеты чудес и мученичества, где ярко проявились присущие барочной стилистике гиперболичность, афектованисть, патетика.

Барокко - это искусство, построенное на контрастах, асимметрии.

Одной из основных черт барочной культуры, не только аристократической, но и городских низов и крестьянства, является стремление к синтезу различных  видов и жанров творчества.

 

2. Архитектура периода украинский или "казацкого" барокко

Период второй половины 17 - 18 века называют эпохой староукраинской  культуры, т.е. той, которая предшествовала новой, созданной за последние два  века. Искусство того времени развивается в стиле барокко, который проникает во все культурные сферы и приобретает своего расцвета в 18 веке как известно всему миру "украинского барокко".

Новый стиль проявляется  в жилой, общественной, культовой  застройках, которым присуще органичное сочетание черт профессиональной и  народной архитектуры.Сооружения привлекают своими пышными формами, сложными конструкциями, отличаются богатством декора. Результатом развития собственно украинские традиции становятся крещатые в плане храмы, есть такие здания в плане представляли собой крест, между концами которого встраивались квадратные выступления. Такие крещатые в плане церкви родились с деревянной архитектуры, принципы которой были стилистически близкими западном барокко.

В этот период новый вид  приобретает Киев, создается современный  образ старого города. Идет интенсивное строительство северного Левобережья, в частности Чернигова.Типично барочные сооружения строятся на западноукраинских землях, особенно во Львове. Рождается украинская национальная архитектурная школа, давшая миру таких известных мастеров как И. Григорович-Барский, С. Ковнир, И. Зарудный.

Украинское барокко 17 в. нередко называют "казацким". Это, конечно, преувеличение, но какая-то часть истины в таком определении есть, ибо именно оно, казачество, было носителем нового художественного вкуса. Известно немало известных произведений архитектуры и живописи, созданных на заказ казацкой старшины. Но казачество не только потребляло ценности, выступая в роли богатого заказчика. Будучи прежде всего огромной военной и значительной общественно-политической силой, оно оказалось также способным создать собственное творческое среду и выступать на сцене духовной жизни народа еще и как создатель самобытных художественных ценностей.Казацкие думы, казацкие песни, казацкие танцы, казацкие летописи, иконы, казацкие соборы - все это не пустые слова. За ними - огромный духовный опыт 17 - 18 веков, значительную часть которого удалось воплотить в своей художественной деятельности именно казачеству. Все это оставило в культурном сознании народа глубокий след. А красота казацкого искусства породила легенду о золотом жизни под булавой гетмана, о казацкой страну, страну тихих вод и светлых зрение.

Стиль барокко отчетливо  проявился в каменном строительстве. Характерно, что именно в автономной Гетманщине и связанной с ней Слободской Украины производился оригинальный вариант барочной архитектуры, который называют украинской, или "казацким" барокко. Положительное значение имела построение в Украине храмов по проектам Бартоломео Растрелли (Андреевская церковь в Киеве, 1766р.). Среди украинских архитекторов, которые работали в России, известный Иван Зарудный. В каменных сооружениях Правобережья преобладало "общеевропейское" барокко, но и здесь выдающиеся памятники не лишены национального своеобразия (Успенский собор Почаевской лавры, собор св. Юра во Львове, а также собор св. Юра Киево-Выдубицкого монастыря, Покровский собор в Харькове и др..). Продолжением барокко стал творчески позаимствованный у Франции стиль рококо. В нем перестроено Киевскую академию, колокольни Киево-Печерской Лавры, Софиевского собора, главной церкви в Почаеве.

"Казацкий собор"  древнее за само казачество. Первую известную пятиглавый церковь построил над могилой Бориса и Глеба в Вышгороде Древнекиевского архитектор по приказу Ярослава Мудрого.

Такие крещатые деревянные храмы - типичное явление в традиционном народном строительстве. Казачество не придумало здесь ничего необычного, невероятного или небывалого. Его заслуга в том, что этот, распространенный с давних времен, тип большой деревянной церкви, оно одели в камень, украсило множеством замечательных пластических мотивов, усовершенствовало и подняло несколько сооружений такого рода на уровень самых проявлений европейского архитектурного искусства.

Первое такое каменное чудо на Левобережной Украине появилось  в столице крупнейшего казацкого  полка в Нежине 1668 года. Появилось не в монастыре, а, как и положено казацком собора, на широкой площади среди города. Через несколько лет подобное сооружение появилось в Густинском монастыре, знаменуя собой союз казачества и церкви в национально-освободительной борьбе.

3. Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, старинные, относящиеся к одному из самых интересных периодов в истории  культуры украинского народа - второй половины XVII - XVIII веков - времени становления  и развития в украинском искусстве  общеевропейского стиля барокко. Характерной особенностью барокко является проникновение светского мировоззрения во все сферы художественной деятельности. Монументальность форм, экспрессивность, введение аллегорий и символов, пышная декоративность орнаментики, парадность и торжественность, присущие барокко, нашли воссоздания в искусстве Украине этого периода. Слияние принципов барокко с национальной народной традиции определило своеобразие его украинский вариант.Специфически национальные черты барокко, оказались во всех видах искусства - архитектуре, живописи и графике, скульптуре, художественном металле шитьем, сформировались в городах Приднепровья и Киеве, который в XVII веке становится центром художественной жизни Украины. Развитию искусства способствовало подъема философской мысли, науки, литературы, связано с деятельностью Киево-Могилянской академии. Особое место в украинском искусстве эпохи барокко принадлежало живописной школе и типографии Киево-Печерской лавры.

Набиль парадную форму  барочного живописи составляют росписи  иконостаса - неповторимые и высокие  достижения староукраинской культуры, имеющих мировое значение. Они исполнены развернутой символикой, которая прочитывается в выразительных, театрально возвышенных жестах, торжественных фигурах, световых эффектах, линиях драпировки т.д..

Ведущее место в культурной ржи тогдашнего общества занимал  жанр портрета, который также можно  отнести к ярких и самобытных явлений национальной художественной культуры. Художественный язык воспроизведения портретного образа своеобразно переплетала барочные идеи и национальные традиции, которым также были присущи черты театрализации, условности, определенная символическая система.

Изысканный стиль барокко  лучше выражал духовные интересы украинской казацкой старшины и высшего  духовенства, их стремление к рафинированной аристократичности.Значительной степени  из-за портреты сотников и полковников, выдающихся политических и культурных деятелей эпохи казацкой автономии  мы имеем представление об Украине  тех времен.

Памятники искусства из собрания Киево-Печерского заповедника в  основном, относятся, в киевскую школу, которая в значительной степени  определила стилистические особенности  мастеров на территории всей Украины. Становление стиля барокко в различных видах украинского искусства проходило не одновременно. Новые художественные тенденции в середине XVII века нашли свое воплощение прежде всего в книжной графике и иконописи, проявляясь в усилении эмоционального звучания религиозных сцен, в конкретизации места действия и образов, приближения их к народному типажу, что привело к изменению способов их художественной выразительности. В ювелирном искусстве Украине уже со второй половины XVII в.заметно усложнение форм изделий и их орнаментики. Постепенно предметы приобретают все более пышного декора с использованием в орнаменте листья аканта, гирлянд из цветов и плодов, стилизованных раковин.

Новые веяния эпохи барокко  проявились и в художественном шитье, в котором сильны были старинные  византийские традиции. Для XVII века характерна еще статичность композиции и плоскостной рисунок изображений. Но уже на рубеже веков происходит резкое изменение техники шитья, обусловлена ​​победой нового художественного направления. Композиции становятся свободнее и пластичнее, мастерицы пытаются передать перспективу и объемность, широко используется растительный орнамент. Синтез искусств, присущий стилю барокко, нашел в украинском искусстве яркое отражение.Насыщенные по колориту барочные иконы, вместе с сочным позолоченной резьбой иконостасов, составляли органический и целостный ансамбль, покорившего величием и декоративностью общего звучания. Барочные черты проявляются и в оформлении старинных, гравюры которых приобретают сложной композиции и пышных декоративных форм. Творчество украинских художников XVIII века - граверов Александра и Леонтия Тарасевича, И. Ширського, Гр. Левицкого, мастеров-ювелиров - И. Равича, М. Юревича, И. Атаназевича и других, отмечена национальным своеобразием и самобытностью, одержала заслуженную славу украинскому искусству. Искусство Украины эпохи барокко, которое создавалось на основе народной эстетики в тесной взаимосвязи 'связи с искусством других стран, представляет важный этап в развитии духовной культуры украинского народа.

Информация о работе История украинской культуры