Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:28, доклад
Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражение в вопросах без ответов.
Не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции, и современная антропология. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Культура Нового времени
Просвещение — необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.
Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения — век великих открытий и великих заблуждений. Не случайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.
Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.
Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, а также симфонические произведения. В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии — гравюры на камне.
Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие.
Развитие
отдельных видов искусства
Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII—XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества — царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.
То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.
Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры — во Франции.
Несмотря
на многообразие стилей, сложившихся
в XIX в., первенствующим считается реалистическое
художественное направление, давшее блестящие
результаты во всех видах искусства и
литературы.
Культура Новейшего времени
Главной тенденцией, наиболее ярко
характеризующей исторический
Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направлений. Действительно, появление новых отраслей творчества, усиление его диверсификации, что также связанно с достижениями НТР, вовсе не свидетельствует о забвении вечных гуманистических ценностей культуры, созданных человеком. Напротив, традиционными, а также и новыми средствами культура призвана сегодня противодействовать вполне реальным глобальным угрозам жизни на планете. При этом мы убеждены, что только в опоре на вечные гуманистические ценности человечество способно решить глобальные проблемы, такие, как в отдаленном и недавнем прошлом оно оказалось в состоянии преодолеть негативные последствия собственного развития.
Культура Европы XX в. не только все это отразила, не только нашла для этого новые средства выражения, она завещала последующим векам и поколениям непреходящий характер таких ценностей, как жизнь, свобода, творчество и саму культуру как смысл жизни отдельного человека и общества в целом. История XXстолетия побудила культуру сделать акцент на еще одну ценность — ответственность за будущее. «Каждый отвечает за свою планету», — писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Экономический
и технический взлет
Будучи молодым капиталистическим государством, США уже в XIX в. совершили большой скачок в развитии культуры, вобрав и переплавив привнесенное другими цивилизациями (европейской, африканской, индейской). В XX в. США сумели добиться исключительных успехов практически во всех видах искусства, литературе, архитектуре, музыке, науке, образовании, искусстве кино.
США в XX в. дали миру большое число лауреатов Нобелевской премии в области науки; США вместе с СССР стали первопроходцем в освоении космоса. К началу 80-х годов в США наука — важнейший приоритет государства.
Могут
гордиться Штаты своей
Самоуверенность американской нации, всепобеждающая раскованность, желание превзойти достигнутое другими цивилизациями значительно приумножили разнообразие направлений не только в литературе, но особенно в изобразительном искусстве, о чем свидетельствуют ташизм, регионализм, поп-арт, гиперреализм, фотореализм и др.
В XX в. интенсивно происходил процесс становления национальной композиторской школы в разных областях музыкального творчества, где самые яркие представители — Д. Гершвин, Л. Бернстайн. В конце столетия усилились течения модернизма и использования электронной музыки.
Особенности культурной жизни США — приглашения иностранных гастролеров — дирижеров, скрипачей, певцов; по такой системе работает крупнейший театр США и мира «Метрополитен-опера».
Приметой американской
США — лидер в киноискусстве. Голливуд — самая крупная фабрика, производящая и кинофильмы и кинозвезд. Здесь ежегодно присуждается самая престижная премия — «Оскар».
Доминирующее
положение в мире позволяет американцам
быть исключительно активными в
пропаганде своих воззрений, верований,
своего образа жизни, своих идеалов культуры.
И этим целям как нельзя более служит созданная
по американским стандартам массовая
культура, подлинным зачинателем эстетики
которой был Голливуд.
Список используемой литературы:
Культурология История мировой культуры_Под ред Марковой_2000 -600с.docx
Боннар А. Культура Древнего Рима. — М.: Наука, 1985. Т. 1.
Всемирная история. В 13 т. — М.: Госполитиздат, 1955—1983.
Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. — М.: Дрофа, 1996.