Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:58, доклад
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет.
1. История Китая.
2. Китайская мифология.
3. Культура Китая.
4. Религия, обычаи и праздники.
Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.
Вторым лицом в конфуцианстве после Конфуция считается Мэн-цзы. Об обстоятельствах жизни его известно ещё меньше, чем относительно Конфуция. Родина его определяется почти в том же месте, как и Конфуция, год рождения — 371, смерти — 288 до н. э. Судя по книге, названной его именем (или, возможно, псевдонимом), Мэн-цзы является ревностным распространителем конфуцианской доктрины. Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (большею частью шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно популярных религий — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собою и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни.
Только в конце XI в. н. э. начинается для конфуцианства новая эра: на конфуцианской основе явилась новая, натурально-дуалистическая философия. Первый толчок этому был дан сочинениями философа Чжоу-цзы (или Чжоу-лянь-ци, Чжоу-дунь-и, 1017—1073), продолжателями которого были Чжан-цзы (Чжан-мин-дао, Чжан-цзай, 1020—1067) и два брата, Чэн-хао и Чэн-и. Самым знаменитым представителем этого нового направления конфуцианской философии является философ Чжу-си или Чжу-цзы (1130—1200), воззрения которого, а в частности толкования на классические книги, имеют общеобязательную силу во всём Китае. Наиболее известно его сочинение: Цзя-ли — «Домашние церемонии», содержащее в себе изложение обрядов совершаемых при достижении совершеннолетия, свадьбах, похоронах и жертвоприношениях в честь предков. Сочинения всех представителей новой конфуцианской философии собраны и изданы вместе (Син-ли-да-цюань, 1415 г.; 70 кн., 120 авторов; Син-ли-цзин-и — сокращение предыдущей, при настоящей династии). Специальный термин для неё: син-ли — «новые законы», «новая философия» впервые употреблён Чэнь-чунем, учеником Чжу-си. Как велика литература конфуцианская, можно видеть из того, что одно собрание сочинений писателей по этой части только при нынешней династии (изд. в 1829 г.) составило 50 больших томов. Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков (единственного, по мнению некоторых синологов, культа у первобытных китайцев) и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме.
Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее — в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды. Самый полный траур носится по родителям, женой по мужу и т. д. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться.
При заключении
брака главное и
«Обряд надевания
шапки» совершается кем-либо из родственников
(но не отцом), в присутствии всей
родни, с докладыванием и
Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, равно как и царствующий государь, затем все лица, принёсшие пользу всему государству (изобретатели земледелия, шелководства и пр., великие учёные — Конфуций и 86 его учеников и последователей) или его части (чэн-ваны — «гении-хранители городов»). Чествования может быть удостоен всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед императором. Народное чествование ничем не стеснено; в каждой местности много своих местно — чтимых (даже одной семьёй) духов. В данный день на могилу или в храм, в честь «пожалованного духом», является старший чиновник (при государственном чествовании) или член семьи, совершает определённое количество коленопреклонений, возжигает перед таблицей курительные свечи, иногда ставит жертвы из съедобных вещей; его помощником прочитывается написанная на отдельном листе специальная молитва, которая затем тут же и сжигается в фонарике-столбе, находящемся на дворе прямо против статуи или изображения духа. К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист или магометанин спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.
Моизм в Китае
Моизм — этико-политическое
учение, основатель которого Мо Цзы (Мо Ди) (около 486—376 гг.
до н. э.). Для учения Мо Цзы характерен призыв
ко всеобщей любви, требование решать
все конфликты мирными средствами и т. п.
Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими
современников полным забвением личного,
готовностью жертвовать всем ради общего
блага и справедливости. Моист с радостью
отдавал свою жизнь за главу школы и мог
лишить жизни единственного сына за зло,
содеянное постороннему.
4. Религия, обычаи и праздники
Религия
В Китае сосуществуют различные религии,
каждому гражданину закон обеспечивает
свободу вероисповедания. В Китае более
100 млн. верующих, в более 85 тыс. храмах,
костелах, мечетях и других местах отправляются
культовые обряды, несут службу около
300 тыс. служителей культа, учреждены более
3 тыс. религиозных организаций, действуют
74 духовных учебных заведения, созданных
религиозными организациями. Закон охраняет
нормальную религиозную деятельность
священнослужителей различных конфессий
и нормальное отправление культовых обрядов.
Никто не вправе посягать на проводящиеся
религиозными общинами ритуалы поклонения
Будде, чтения священных книг, воскресные
мессы, моленья, проповеди, обряды крещения,
ритуалы пострига, соблюдение поста, массовые
мероприятия верующих в дни религиозных
праздников. Религиозные организации
вправе издавать священные книги и выпускать
периодические издания, которые распространяются
по всей стране, а также за рубежом.
Основные религии в Китае — буддизм, ислам,
католицизм и протестантство, традиционная
китайская религия — даосизм. В стране
есть последователи шаманизма, православия
и восточного балийского буддизма. Хуэйцы,
уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки,
таджики, дунсяны, салары и баоаньцы исповедуют
ислам. Тибетцы, монголы, лобайцы, мэньбайцы,
туйцы и юйгуры исповедуют тибетский буддизм
(ламаизм). Дайцы, буланы и дэане — приверженцы
хинаяны — ортодоксального направления
в буддизме. Среди маочан, яотян и иян немало
католиков и протестантов. Среди ханьцев
есть буддисты, протестанты, католики
и даосы.
Буддизм проник в Китай примерно в I веке.
В IV веке началось его повсеместное распространение,
и вскоре буддизм стал самой влиятельной
религией в стране. Ламаизм зародился
как одно из ответвлений буддизма и получил
распространение в Тибете и Внутренней
Монголии. В настоящее время в стране имеются
около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей.
Ислам проник в Китай примерно в середине
VII века. В эпоху династии Юань ислам получил
особо широкое распространение. В настоящее
время в стране действуют свыше 30 тыс.
мечетей. Католицизм впервые проник в
Китай в VII веке. Протестантство проникло
в Китай в начале XIX века. Сейчас в стране
имеются 4600 католических костелов и других
богослужебных мест, 12 тыс. протестантских
церквей и 25 тыс. приходов. Даосизм зародился
в Китае во II веке. Последователи даосизма
считают своим учителем философа Лаоцзы,
а его философский трактат «Даодэцзин»
— каноном. В стране более 1500 даосских
храмов и монастырей.
Образ жизни и обычаи
На протяжении десятков столетий у каждой
национальности Китая сложился самобытный
образ жизни, на который наложили отпечатки
исторические, географические, социально-экономические
и другие факторы. Богаты и разнообразны
традиции национальной кухни и история
национального костюма, опыт строительства
определенного типа жилищ у разных народов,
их свадебные и иные праздничные ритуалы.
Традиционно основным продуктом питания
ханьцев считаются рис и мучные продукты,
в блюдах обязательно используются овощи,
бобы, мясо, рыба, яйца. Любимые блюда уйгуров,
казахов и узбеков — шашлык из баранины,
плов и жареные лепешки «нан». Монголы
предпочитают говядину, баранину, молочные
продукты и молочный чай. Корейцы обязательно
подают на стол пудинг «дагао», холодную
лапшу и острую квашеную капусту «кымчи».
Тибетцы угощают гостей своей дзамбой
— жаренной на масле ячменной мукой, чаем
с топленым маслом и ячменным вином. Представители
национальностей ли, цзин, дай, буланы
и хани используют в качестве жвачки листья
аредовой пальмы. Самобытен и национальный
костюм. Маньчжурки, например, предпочитают
халаты «ципао», монголы носят расшитые
халаты и сапоги. Тибетцы надевают запахивающиеся
длиннополые кафтаны «чуба», подвязывают
кушак, носят высокие сапоги. Иянки, мяочанки
и яотянки носят юбки с многочисленными
сборками, любят украшения из золота и
серебра; у уйгуров популярны вышитые
тюбетейки; корейцы любят белый цвет, поэтому
их нередко называют «национальностью
белых одеяний».
Праздники
Официальными праздниками в Китае являются
Новый год (отмечается по всей стране 1
января), праздник Весны (Новый год по лунному
календарю, три первых дня праздника объявлены
нерабочими), Международный женский день
(8 марта), День лесопосадок (12 марта), День
международной солидарности трудящихся
1 мая, который празднуется всенародно
три дня, День молодежи Китая (4 мая), Международный
день защиты детей (1 июня), День создания
Народно-освободительной армии Китая
(1 августа), День учителя (10 сентября), Национальный
праздник КНР (1 октября), который отмечается
всенародно три дня.
Наиболее важные и распространенные традиционные
праздники в Китае — праздник Весны, праздник
«Юаньсяо», праздник «Цинмин», праздник
«Чжунцю» (Середины Осени) и праздник «Чунъян».
Наряду с общими праздниками многие национальные
меньшинства отмечают свои традиционные
праздники. Например, у дайцев — это «Праздник
воды», у монголов — «Надом», ияне отмечают
«Праздник Факела», яотяне справляют праздник
«Дану», байцы устраивают «Мартовский
базар», чжуаны — песенные конкурсы, тибетцы
отмечают тибетский Новый год и праздник
урожая «Ванго», мяочане — праздник «Тяохуа».
Праздник Весны
Праздник Весны для китайцев является
первым в году традиционным праздником.
В прошлом этот праздник назывался «Синь
нянь» (Новым годом), так как по лунному
календарю (это летоисчисление принято
в истории Китая издревле) праздник Весны
как раз приходился на первый день нового
года. После Синьхайской революции (1911
г.) в Китае применяется новое летоисчисление,
поэтому Новый год по лунному календарю
стал праздником Весны, который приходится
на один из дней с третьей декады января
по вторую декаду февраля по новому летоисчислению.
В ночь накануне праздника Весны, именуемую
«чуси», вся семья собирается вместе, подается
обильный праздничный ужин. Во многих
семьях не ложатся спать всю ночь, это
называется «шоусуй» — ожидание Нового
года. Утром следующего дня полагается
обходить дома родственников и близких
с поздравлениями и пожеланиями всех благ.
В дни праздника Весны устраиваются традиционные
массовые представления: танцы львов,
пляски драконов, хороводы «сухопутных
лодок», шествия на ходулях.
Праздник «Юаньсяо»
Он приходится на 15-й день первого месяца
по лунному календарю, его еще называют
«Праздником фонарей». Он совпадает с
первым полнолунием в новом году. В этот
день едят «юаньсяо» и любуются праздничными
фонарями. «Юаньсяо» готовят из клейкого
риса со сладкой начинкой. Они имеют форму
шарика и символизируют счастье дружной
семьи. Обычай любования фонарями, появившийся
в I веке, и поныне живет во многих районах
страны.
Праздник «Цинмин»
Приходится на один из дней с 4 по 6 апреля.
Издревле в этот день поминали своих предков.
А теперь в «Цинмин», ставший днем памяти
павших революционеров и погибших героев,
по традиции приводятся в порядок могилы
и места захоронений. В это время уже тепло,
природа расцветает, поэтому многие горожане
уезжают за город на прогулки, где запускают
бумажных змеев и любуются весенним пейзажем,
поэтому праздник «Цинмин» называют также
«тацинцзе» — день прогулок по первой
зелени.
Праздник «Дуаньу»
Отмечается 5-го числа пятого месяца по
лунному календарю. Считается, что он возник
в память о древнекитайском поэте-патриоте
Цюй Юане (340 — 278 гг. до н. э.). Поэт жил в
царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Он
не смог осуществить свои политические
идеалы и оказался не в силах спасти царство
Чу от гибели, и на 5-й день пятого месяца
после свержения царства Чу царством Цинь
Цюй Юань покончил с собой, бросившись
в реку Милоцзян. Согласно преданию, узнав
об этом, люди на лодках долго, но безуспешно
искали тело поэта в реке. С тех пор каждый
год 5-го числа пятого месяца в память о
великом поэте на реках традиционно устраиваются
гонки на челнах, по форме напоминающих
дракона. В то же время в реку для Цюй Юаня
бросают бамбуковые коленца, наполненные
вареным рисом. Сохранился другой народный
обычай — есть в этот день клейкий рис,
завернутый в листья тростника — «цзунцзы».
Праздник «Чжунцю»
Его отмечают 15-го числа восьмого месяца
по лунному календарю. Этот день считается
серединой осени — «чжунцю». Издревле
на праздник «Чжунцю» пекут пряники с
всевозможной начинкой и приносят их в
дар духу Луны. В этот вечер надо обязательно
полюбоваться отражением полной луны
в воде и загадать желание. Обряд завершается
угощением пряниками всей семьи, что символизирует
ее благополучие.