История этнического имени "Татары"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:56, реферат

Описание работы

Этноним татар возник в глубокой древности. Согласно китайским хроникам, племена татар (по-китайски – дада , датан ) обитали в Х-ХI веках по верхнему и среднему течению Амура В древнетюркских надписях татары ( отуз-татар «тридцать татар») впервые упомянуты в 732 году на памятнике в честь Кюль-Тегина. Возможно, что в более древние времена этнониму датан (или тантан ) «татар» в китайских источниках соответствует этноним жуаньжуань ( жуйжуй, жужу ) (Монголия, III - V века).
Одни исследователи полагают, что древние татары были тюрками, Другие считают их монголами. Махмуд Кашгари (X в.) писал в своем знаменитом труде «Дивану лугат-ит тюрк», что у народов чумул, кай, ябаку, татар и басмыл свой язык, но вместе с тем они хорошо говорят по-тюркски, косвенно подтверждая этим замечанием монголоязычность древних татар.

Работа содержит 1 файл

История этническоого имени татры.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  гуманитарных наук

ИСТОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ИМЕНИ  «ТАТАРЫ»

                                           Выполнил:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тюмень

2011

 

      Происхождение этнонима «татары»

     Этноним татар возник в глубокой древности. Согласно китайским хроникам, племена татар (по-китайски – дада , датан ) обитали в Х-ХI веках по верхнему и среднему течению Амура В древнетюркских надписях татары ( отуз-татар «тридцать татар») впервые упомянуты в 732 году на памятнике в честь Кюль-Тегина. Возможно, что в более древние времена этнониму датан  (или тантан ) «татар» в китайских источниках соответствует этноним жуаньжуань ( жуйжуй, жужу ) (Монголия, III - V века).

     Одни  исследователи полагают, что древние  татары были тюрками, Другие считают их монголами. Махмуд Кашгари (X в.) писал в своем знаменитом труде «Дивану лугат-ит тюрк», что у народов чумул, кай, ябаку, татар и басмыл свой язык, но вместе с тем они хорошо говорят по-тюркски, косвенно подтверждая этим замечанием монголоязычность древних татар.

     В XII в. татары были практически полностью искоренены войсками Чингисхана.

     Но  если этот народ исчез тогда с  лица земли, его имя не замедлило  сделаться славным во всем мире в  результате самих побед его истребителей, и в настоящее время им пользуются для обозначения, правда, очень неточно, народов различного происхождения.

     Первоначально термин татар, видимо, не имел в Золотой  Орде определенного этнического  значения, а эпосе он иногда обозначает господствующие слои народа. Формирующийся же золотоордынский тюркоязычный этнос, основу которого составили кипчаки и которой включил в себя, кроме монгольских народов и племен, также буртасов, аланов, автохтонное оседлое население Волжской Булгарии и Крыма, нуждался в едином наименовании. Таким именем, нейтральным относительно монголов, кипчаков, булгар и прочих этносов, и стал этноним татар. Этот этноним стал общеупотребительным и сохранился даже после распада Золотой Орды на отдельные ханства за их населением. Мы знаем казанских, астраханских, крымских и сибирских татар.

     Итак, после распада в XV веке Джучиева улуса имя татар закрепилось  за тюркским населением Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Население  же Ак-Орды, составлявшей часть Джучиева улуса, еще в 60-е годы XIV века стало  называться узбеками  по имени золотоордынского хана Узбека, который официально ввел ислам, а сама Ак-Орда – Узбекским улусом. В 40-50-е годы XV века из состава кочевых узбеков выделились узбеки-казаки, или просто казаки , то есть казахи  по-русски. Этнонимом казахского народа стал тюркский социальный термин казак, применявшийся первоначально к отделившимся от Узбекского улуса ханам. Узбеки же в начале XVI века переселились во главе в Шейбани-ханом (правил с 1312 по 1342 год) в Мавераннахр, где подчинили себе оседлое таджикоязычное и тюркоязычное население -сартов. Еще в XVI веке Рузбехан к узбекам относил узбеков Шейбани-хана, казахов и мангытов (ногайцев).

     Согласно  многочисленным документам, которые  хранятся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, тюркоязычное население Крыма себя именовало татарами, так его называли турки-османы и русские. Этноним татар  нашел отражение в ойконимии горного Крыма, где соседями татар были христиане-румеи: деревни Татар-кой , Татар - Джолман  и Татар-Осман-кой  (в последней, кроме татар, вероятно, жили и турки).

     Происхождение этнонима «татарин», остается не выясненным, несмотря на многочисленные этимологические версии. Так, часть монгол-Сю-монголы, или водяные монголы, назывались татарами по реке Татар, протекавшей по их земле. Тата (татары), по Ю. Клапроту, – имя варварских юанов (т.е. монголов), живших в степях Гоби, которых китайцы в средневековье называли татаель.  Слово «татар», по А. А. Сухареву, означает «житель гор» В «Слове о полку Игореве» татарин – это «старейшина», «советник».

     Н.А.Баскаков предлагает следующие возможные  этимологии:

     1) из этнонима тат  – «иноплеменник», «праздношатающийся народ», «вольнонаемные воины» + аффикс множественного числа - тар ;

     2) из основы тат -, таты – «испытывать» - аффикс причастия - ар , то есть «испытывающий», «опытный советник», ср. татав «хитрость», «своенравие»;

     3) от основы тат -, связанной с  производными словами татув – «союз», «мир», татувлы – «мирный», татувдаш – «союзник».

     Менее вероятна, по мнению Н.А. Баскакова, этимология из калмыцкого татр – «заика», подобная этимологии славянского немец.

     При этимологизации этнонима татар было бы целесообразно, учтя этимологии Н.А. Баскакова, П. Пелльо и Г.-Дж. Рамстедта, использовать типологический метод.

     Г.-Дж. Рамстедт сопоставил калмыцкое слово татр  и старописьменное монгольское татари – «говорящий с иностранным акцентом», «плохо говорящий, заика» с барабинским теле тартык – «заика». П. Пелльо, приняв такую этимологию монгольского слова, выводит этноним татар  из тюркского * тартар – аорист глагола тарт – «тянуть, тащить”.

     Вряд  ли звуковое сходство этнонимов татар  и тат  является случайным. В эпосе  «Идегей» этноним тат иногда даже употребляется как синоним этнонима татар. Издревле татами  тюрки-кочевники именовали в Туркестане, а затем и в Закавказье, земледельческое (обыкновенно ираноязычное) население. В Крыму татары северных предгорий называли татами  население Южного берега, как христианское греко- и тюркоязычное, так и тюркоязычное мусульманское, а жившие в степном Крыму ногайцы называли так не только обитателей Южнобережья, но всех крымских татар.

     Первоначально в Центральной Азии в термин тат  тюрки, вероятно, вкладывали смысл «бормочущий, говорящий на непонятном языке», которое он и ныне сохраняет в Закавказье, где значит также «немой», или в Турции, где значит «не знающий турецкого языка», «немой». Венгры этим термином (по-венгерски тот ) именуют словаков, то есть подобно тому, как славяне именуют германцев немцами .

     Звукоподражательный характер этнонимов тат и татар можно подтвердить следующими типологическими параллелями, взятыми из разных языков: монгольское татари  – «плохо говорящий, заика», к которому, вероятно, и восходит этноним татар , эвенкийское татэ  – «заика» и татэра – «заикаться», корейское тодори – «заика» и тодол – тодол – «заикаться», майя тот – «заикающийся, немой», вьетнамское тит – «молчать», крымскотатарское тутук – «заика», киргизское дудук – «немой», турецкое дыгдыгы – «картавый», венгерское дадого – «заикающийся, лепечущий, заика», башкирское тотлог – «заикаться», афганское тут(а)рай – «шепелявящий, невнятно говорящий», тарай – «заика», арабское ратана – «говорить на чужом, непонятном языке» и тахтаха – «заикаться, бормотать», суахили – татарика – «говорить быстро и невнятно, бормотать»

     Таким образом, можно предположить, что первоначально слова тат  и татар относились к племенам, говорящим на непонятном или плохо понятном для их соседей языке, а впоследствии экзоэтноним татар вполне мог превратиться в самоназвание, подобно тому, как термин тат стал эндоэтнонимом ираноязычных татов Ирана и населения горного Крыма..

     Употребление  этнонима в Китае

     Старое  китайское название 鞑靼, то есть, Dada или Dadan, современные историки трактуют как первое упоминание этнонима «татары».

     Для VIII-IX вв. «татары» – тюркское наименование племён шивэй, которых китайские источники считают родственными киданям. Согласно Суй Шу («Истории Династии Суй»), «живущие на юге называются киданями, живущие на севере – шивэйцами». В начале XI века часть шивэй ушла от власти киданей на юг, к горам Иньшань, а затем распространилась на запад до реки Керулен. Со временем численность татар выросла и к середине XII века они становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья занимают районы озера Буир-Нор и реки Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии.

     В этот период этноним «татары» получает расширительное значение. Китайцы стали называть татарами (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Иными словами, этноним приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина. В то же время, согласно Ван Го-Вэю, в киданьской империи Ляо термин «татары» считается уничижительным. Вместо него употребляется слово «цзубу» (по Виттфогелю, происходит от тибетского «сог-по» — пастухи, кочевники).

     Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части:

     Белые татары – кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям.

     Чёрные татары жили в степи и занимались скотоводством. Они подчинялись своим «природным» ханам и презирали белых татар за то, «что те за шёлковые тряпки продали свою свободу чужеземцам». В число чёрных татар включались кераиты и монголы.

     Дикие татары – южносибирские племена охотников и рыболовов (т.н. «лесные народы»), в том числе эвенки, урянхайцы (тувинцы) и древние пре-бурятские роды. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами.

     Употребление этнонима в Российской империи

     Этноним «татар», татарин в русских источниках впервые фиксируется в Лаврентьевской летописи (1224 г.) и Смоленской грамоте (1229 г.). Этнический термин «татары» среди собственно тюркоязычного населения междуречья Енисея и Оби в качестве самоназвания утвердился лишь в конце XIX в.

     В Российской империи этноним татары прилагался к разным по происхождению  народам. В этих случаях термин татары  означал «тюрки», что хорошо видно из наименований народов на «Этнографической карте Европейской России» к статье «Россия» в Большой энциклопедии, на которой этноним татары охватывает волжских и крымских татар, ногайцев, карачаевцев, балкарцев, кумыков и азербайджанцев (грузины называют азербайджанцев татари , осетины – татайраг , абхазы – ататар ). В статье «Татары» к татарам (или тюрко-татарам), кроме казанских татар, или татар собственно, отнесены сибирские татары (барабинцы, тарлыки, иртышские, тюменские и ялуторувские татары), алтайские татары (телеуты, белые калмыки, катунские татары, чулымцы, шор, черневые, или лесные, татары, кумандинцы, абаканские татары, т.е. нынешние хакасы), кавказские татары (балкарцы и карачаи), ногайцы, крымские и астраханские (юртовские и кундровские) татары.

     Сегодня почти все эти народы не пользуются этнонимом татары, за исключением казанских татар с одноименной республикой Татарстан, сибирских татар, использующие самоназвание себер татар, и крымских татар, использующих два самоназвания: qırımtatarlar (дословно крымтатары) и qırımlar (дословно крымцы).

     Употребление этнонима в Западной Европе

     В Западной Европе о «татарах» заговорили уже на Первом Лионском соборе (1245 год). С тех пор и до XVIII в., а иной раз и позднее, западные европейцы собирательно называли все азиатские кочевые и полукочевые тюркские и монгольские народы «татарами» (лат. Tartari, фр. Tartares).

     До середины XVII в. европейцы мало что знали о Маньчжурии и её обитателях, но когда в 1640-ых годах маньчжуры завоевали Китай, то находившиеся там иезуиты также причислили их к татарам. Наиболее известная книга, сообщившая современникам о победе маньчжуров над минским Китаем, была написанная Мартино Мартини De bello Tartarico historia («История татарской войны») (1654 г).

     Источники:

  1. Бушаков В. Этноним «татар» во времени и пространстве [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Article/ 
    bush_etntat.php (дата обращения: 19.12.2011).
  2. Мустакимов И. Очерк истории этнонима «татар» в Волго-Уральском регионе [Электронный ресурс]. URL: http://tatar-history.narod.ru/tatarethonim.htm (дата обращения: 19.12.2011).
  3. Татары (этноним) [Электронный ресурс] // Wikipedia – свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Татары_(этноним) (дата обращения: 19.12.2011)
  4. Фролов Н.К. О роли этнонимов в становлении тюркской топонимии юга Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: http://frgf.utmn.ru/last/No9/text13.htm (дата обращения: 19.12.2011).

Информация о работе История этнического имени "Татары"