История Джаза

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Однажды главного редактора самого знаменитого американского джазового журнала "Down Beat", распространяющегося в 124 странах мира, какой-то репортер во время интервью спросил: "А что такое джаз?". "Вы никогда не видели, чтобы человек был так быстро пойман на месте столь простым вопросом!", говорил впоследствии этот редактор. В отличие от него, какой-либо другой джазовый деятель в качестве ответа на тот же вопрос мог бы рассказывать вам об этой музыке два часа и более, ничего конкретно не объяснив, так как в действительности до сих пор не существует точного, краткого и в то же время полного и объективного определения слова и самого понятия "джаз".

Содержание

Введение
Глава 1. Истоки джаза
Африканские корни
На Американской земле
Новый Орлеан. Зарождение классического джаза
Глава 2. Зарождение джазовых стилей во второй половине 20 в.
«Третье течение»
Хардбоп. Фанки
Фри-джаз
Развитие фьюжн: джаз-рок, фьюжн, world jazz
Поп-джаз: funk, acid jazz, crossover, smooth jazz
Заключение: Определение джаза
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История джаза.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Аcid jazz

     Многие  считают родоначальником этого направления поздние составы Майлса Дэйвиса. Термин "acid jazz" ("кислотный джаз") закрепился за одним из видов легкой джазовой музыки, преимущественно танцевального жанра, объединяемой тем, что частично она играется "живыми" музыкантами, а остальное берется либо в сэмплированном виде, либо в виде звуков, для получения которых используют пластинки, чаще всего старые, виниловые сорокапятки, которые выпускаются для дискотек. Музыкальный результат может быть любым по стилистике, однако, с измененным саундом. Более предпочтительным для этих целей оказывается радикальный "панк-джаз", "соул", "фьюжн". Acid jazz имеет и более радикальное крыло авангардного плана - примером могут служить работы британского гитариста Дерека Бейли (Derek Bailey). От дискотечного варианта acid jazz отличается все же существенным вкладом "живой" игры музыкантов. По-видимому, у этого направления есть будущее, позволяющее ему развиваться.

     Сrossover

     С постепенным снижением активности рок-музыки (с художественной точки зрения), начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн (соединение джазовой импровизации с ритмами рока) стала более прямолинейной. Одновременно многие начали понимать, что электрический джаз мог бы стать более коммерческим, продюсеры и некоторые музыканты начали искать такие комбинации стилей, чтобы увеличить продаваемость. Они действительно успешно создали вид джаза, более доступный для среднего слушателя. В течение последних двух десятилетий возникло много различных комбинаций, для которых промоутеры и публицисты любят использовать выражение "Современный Джаз", применяемое для описания "слияний" джаза с элементами поп-музыки, ритм-энд-блюза и "всемирной музыки". Однако слово "кроссовер" более точно обозначает суть дела. Кроссовер и фьюжн достигли поставленной цели и увеличили аудиторию джаза, особенно благодаря тем, кто пресытился другими стилями. В некоторых случаях эта музыка заслуживает внимания, хотя в большинстве случаев содержание джаза в ней сводится к нулю. Для стиля, который, фактически, является поп-музыкой с незначительным вкраплением импровизации, что выводит музыку за пределы джаза, термин "инструментальный поп" подходит лучше других. Примеры стиля кроссовер занимают область от Эла Джарро (Al Jarreau) и записей вокала Джорджа Бенсона (George Benson) до Кенни Джи (Kenny G), "Spyro Gyra" и "Rippingtons". Во всем этом есть влияние джаза, но, тем не менее, эта музыка укладывается в область поп-искусства, которое представляют Джералд Олбрайт (Gerald Albright), Дэвид Бенуа (David Benoit), Майкл Бреккер, Рэнди Брекер (Randy Brecker), "The Crusaders", Джордж Дюк (George Duke), саксофонист Билл Эванс (Bill Evans), Дэйв Грузин (Dave Grusin), Куинси Джонс (Quincy Jones), Эрл Клюг (Earl Klugh), Хьюберт Лоус (Hubert Laws), Чак Манджоне (Chuck Mangione), Ли Ритенур (Lee Ritenour), Джо Сэмпл (Joe Sample), Том Скотт, Гровер Вашингтон-младший.

     Smooth

     "Smooth jazz" (приглаженный джаз) является  продуктом стиля фьюжн, в котором  подчеркнута смягченная, приглаженная  сторона музыки. Вообще, "smooth jazz" полагается в большей степени на ритмы и мелодические линии вместо импровизации. В нем используются звуковые пласты синтезаторов, фанк-ритмы, фанк-бас, упругие линии гитары и трубы, альт- или сопрано-саксофона. Музыка не интеллектуальна, подобно хардбопу, но она и не слишком энергична, как фанки или соул-джаз. Композиции "smooth jazz" выглядят упрощенно, поверхностно и отполировано, причем общее звучание имеет большее значение, чем индивидуальные части. Характерными представителями стиля "smooth" являются Джордж Бенсон, Кенни Джи, группа "Fourplay", Дэвид Сэнборн, "Spyro Gyra", группа "The Yellowjackets", Расс Фриман (Russ Freeman).18 

Заключение: определение джаза

     Определение джаза

     Этот  исторический эскурс в историю не преследует цель всестороннего исследования или освещения всех аспектов джаза, его сущности, форм и способов функционирования. Он скорее предназначен в помощь тем, кто начинает знакомиться с этой областью музыки, для первоначальной ориентации в истории и стилистике джаза, а также в действующих лицах этой истории. Разумеется, в начале этой статьи должно было стоять определение джаза, устоявшееся и принимаемое большинством тех, кто профессионально или на уровне знатока-любителя интересуется предметом. Однако, как уже было сказано, такого универсального определения не существуют. Неудачи в этом плане связаны, в первую очередь, с невероятной скоростью развития джаза в течение всего времени его существования, которое насчитывает около 100 лет. Меняется стилистика этой музыки, диапазон художественно-смыслового наполнения, социальный статус джаза, культурно-территориальное бытование, соотношения с другими искусствами. Более того, на разных этапах его развития могли быть верным буквально противоречащие друг другу определения.19

     Начало  истории джаза, крепко связанное с его национально-культурными и социально-географическими корнями, вызвало целую серию представлений о нем, как о "стилевой" общности музыкальной деятельности, имеющей афроамериканское происхождение, импровизационную сущность и т.н. "свинговый" характер. Это определение часто расширялось путем перечисления характерных стилевых и жанровых норм, которые ограничивали джаз строгими рамками. Постепенно джаз вышел из традиционно-расовых рамок, затем перешел к профессиональной и, параллельно, к развлекательной функции. Позже он стал вовлекать в свой круг глубокие художественно-эстетические задачи, потерял, в значительной степени, широкую аудиторию, вступил в процесс интеграции с пограничными видами музыки, наконец, включил в свой обиход все мировые музыкальные языки. В результате старые определения джаза потеряли смысл. Разумеется, значительные массы любителей джазовой традиции апеллируют к довольно безответственным высказываниям о джазе, как о консервативном виде хорошо знакомого им музыкального действа. Но постоянная попытка определять джаз через его происхождение, в том числе и самими носителями этого искусства, приводит к действительным противоречиям с реальной музыкальной практикой, вызывает представление о нем, как об устаревшей, хотя и не простой музыке, не отвечающей музыкальным потребностям творчески настроенной молодежи. В результате значительная часть аудитории отторгается от "джаза".20

     Спектр  интуитивных представлений у  разных частей нашего общества о джазе  весьма широк. Он складывается, например, у старшего поколения из воспоминаний ностальгического характера о танцевальных оркестрах их молодости, именовавшихся тогда "джазами". Другая часть любителей сформировала представления о нем, как о музыкальном андерграунде, ассоциирующимся с полуподпольными джаз-клубами 60-х и передачами "Голоса Америки". У академических музыкантов и близкой к ним публики джаз является вариантом циркового представления с игрой без нот - фокус сложный, но не представляющий ценности в рамках мировой культуры. Особое отношение к джазу формируется средствами массовой информации, уровень компетентности которой по отношению к нему за редким исключением стремится к нулю. Наконец, в силу, видимо, коммерческих соображений, в джазовой радиополитике доминируют развлекательные направления (smooth jazz, acid), которые обозначены в качестве единственных представителей современного джаза.

     Исходя  из исторических реалий джазового процесса, его существования в самом  широком виде на концертной эстраде, фестивалях, в звукозаписи, процессе обучения и т.д., попытка определить это явление должна исходить из самых общих черт интуитивно понимаемого процесса, не ограничивая его рамки, как в настоящее время, так и в ближайшем будущем. Такого рода дефиниции существуют, и одна из них, принадлежащая А.Н.Баташеву, гласит следующее: "Джаз - разновидность музыкально-импровизационного искусства, объединившая в органическом единстве традиции музыкальных языков и культур разных народов Земли".21

 

     Список  использованной литературы 

  1. Верменич  Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. Санкт-Петербург: Издательство "Планета музыки", 2005
  2. Джеймс Коллиер Становление джаза – Радуга, 1984
  3. Маршал Стернс История джаза - Издательство Оксфордского университета, 1956
  4. Мошков К. Индустрия джаза в Америке - Планета музыки, 2008.
  5. Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург: "Скифия", 2008.

Информация о работе История Джаза