История Донского казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

На фронтах Первой Мировой войны 1914-1918 гг. было около 100 тысяч донских казаков. Донские офицеры были многократно отмечены за проявленный героизм - более двухсот только Георгиевских наград. Достаточно часто подвиг совершался ценой собственной жизни.
Цель работы – рассмотреть историю Донского казачества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. История донского казачества ………………………………………………. 4
2. Донское казачье войско……………………………………………………… 10
3. Казаки перед Первой Мировой войной…………………………………….. 12
3. Участие донских казаков в Первой мировой войне………………………. 13
3.1. Первая мировая война 1914-1918 гг…………………………….…. 13
3.2. Донские казаки в первой мировой войне…………………………. 14
3.3. Донские казаки в Восточно-Прусской операции…………………. 15
3.4. Участие донских казаков в Галицийской операции……………… 17
3.5. Донские казаки в период «Великого отступления» 1915 г……….. 18
3.6. Донцы в период Луцкого (Брусиловского) прорыва 1916 г……….. 20
3.7. Донские казаки на Кавказском фронте……………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………. 24
Список литературы……………………………………………………………… 26

Работа содержит 1 файл

Реферат_История Донского казачества.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………… 3
1. История донского казачества  ………………………………………………. 4
2. Донское казачье войско……………………………………………………… 10
3. Казаки перед Первой Мировой  войной…………………………………….. 12
3.  Участие донских казаков в  Первой мировой войне………………………. 13
  3.1. Первая   мировая  война  1914-1918 гг…………………………….…. 13
  3.2. Донские  казаки  в  первой  мировой   войне…………………………. 14
  3.3.  Донские   казаки  в Восточно-Прусской операции…………………. 15
  3.4. Участие   донских   казаков  в Галицийской операции……………… 17
  3.5. Донские   казаки  в период «Великого  отступления» 1915 г……….. 18
  3.6. Донцы  в период Луцкого (Брусиловского)  прорыва 1916 г……….. 20
  3.7.  Донские   казаки  на Кавказском фронте……………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………. 24
Список  литературы……………………………………………………………… 26
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      История донского казачества – это история  непрерывной борьбы на степных просторах  южных рубежей русского государства. Казаками становились не только русские  и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

      Возникнув вследствие естественно-исторического процесса много веков назад, казачество в результате довольно длительной и весьма своеобразной внутренней общественной эволюции сформировалось как уникальный социально-исторический и культурно-исторический феномен не только отечественной, но и мировой истории.

      На  протяжении своей многовековой истории  донские казаки верой и правдой  служили России. В составе казачьих полков они принимали участие  в войнах XVIII – начала ХХ вв. Самой  массовой и кровопролитной для донских  казаков стала Первая Мировая  война.

      Участие донских казаков в войнах подтвердило, что на первом месте для казака было именно Отечество, в котором  император выступал общенациональным символом России. Казаки со стародавних  времён не щадя жизней, проявляя мужество и героизм защищали от врагов «большую» Россию и одновременно защищали и свой родной «Тихий Дон». Ещё одной составляющей государственного патриотизма для донского казака являлась старинная казачья традиция, получившая наименование «За други своя».

      На  фронтах Первой Мировой войны 1914-1918 гг. было около 100 тысяч донских казаков. Донские офицеры были многократно отмечены за проявленный героизм - более двухсот только Георгиевских наград. Достаточно часто подвиг совершался ценой собственной жизни.

      Цель  работы – рассмотреть историю Донского казачества.

      .

1. История донского казачества 

      Недостаток  летописных источников, как российских, так и зарубежных, не позволяет  точно определить время зарождения Донского казачества как самостоятельной  вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и свои особенности. Некоторые авторы находят отправные моменты истории Донского казачества даже в эпоху амазонок. Но большинство склоняются к тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с процессом христианизации Киевской Руси. Так, в 1265 г., т.е. еще во времена владычества на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам Дона в 1354 г. прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется исторический документ - послание " ко всем христианам, обретающимся в пределах Черленаго Яру и по караулом возле Хопор и Дону". Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества.

      Но  основные письменные источники встречаются  не ранее 1500 года. Историк В.Н. Татищев  считал, что Войско Донское образовалось в 1520 г., а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546 г. Именно в это время  казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты", т.е. поселения, в которых можно было перезимовать в "Диком поле", как тогда называли глухие, малообжитые придонские степи. Естественно, что землянки и шалаши со временем сменились огороженными поселениями, т.е. городками, вокруг которых стоял острый частокол, сдерживающий внезапные набеги кочевников или разбойников. Позднее такие места стали называть "станицами", от слова "стан", стоянка. О первых казачьих городках писал ногайский князь Юсуф в 1549 г. московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее и Сибирского.

      Первым  официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота  царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского. С этого времени Донские казаки постоянно взаимодействуют с царской властью и православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с единородной по языку, вере и быту.

      Сборным пунктом для всех вольных людей, уходящих по разным причинам из Московского, Литовского и южных государств вначале были Нижние Раздоры, затем Монастырский городок, Азов, Черкасск и с 1805 г. - Новочеркасск. Вся власть на Дону принадлежала казачьему Кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов и т.д. Управление было по своей форме атаманское, так как правили на местах выборные войсковые и походные, станичные и хуторские атаманы, имевшие право, особенно в военное время, казнить или миловать. Вольное казачество самоуправляло свою жизнедеятельность и было независимо от Москвы. Но исторически и географически сложившееся положение, при котором Донское казачество выступало буфером (преградой) на пути набегов крымских татар и турецких войск на южные окраины Московской Руси, заставляло казаков вступать с Москвой в договорные отношения. Казаки проливали свою кровь, защищая границы Москвы, а от нее получали жалованье в виде денег, военного снаряжения и боеприпасов, хлеба и иных продуктов питания. Все это не производилось на Дону, так как Дон был большим форпостом, крепостью на пути кочевников к границам Руси. Здесь некогда было ни пахать, ни сажать, ни убирать урожай. Любой набег сокрушал все на своем пути: людей, казачьи городки, имевшиеся запасы продовольствия. Дон как военный лагерь жил по своим собственным законам военного времени, требуя для себя от Москвы "за свои раны и кровь" определенных привилегий. Одной из таких привилегий была формула: "С Дона выдачи нет", ибо мы, казаки, "никому, даже царям, не кланяемся". И, естественно, что Дон, как военная крепость на пути любого неприятеля Российского государства, устраивал царскую власть, и поэтому Москва платила жалованье и подтверждала время от времени казачьи привилегии. А с другой стороны неподчиняющаяся центральной власти казачья вольница была опасной. Это понял уже Петр I, знавший о бунтаре Степане Разине, а также столкнувшийся с восстанием Донских казаков под руководством атамана Бахмутского городка Кондратия Булавина, которые воспротивились решению царя передать казачьи солеварни в государственную монополию, так как считали их своими привилегиями, добытыми в боевых походах и войнах.

      Результаты  борьбы Донских казаков-булавинцев за свои вольности и привилегии были трагическими. Петр I казнил более 7 тысяч казаков-повстанцев. Около 3 тыс. казачьих семей под атаманством Игнатия Некрасова бежали сначала на Кубань, затем в Крым и Турцию. 42 казачьих городка были снесены с лица земли. Казаки потеряли право избирать Войскового атамана на своем Кругу. Теперь царь назначал Атамана на Дон. Петр I предельно урезал права и привилегии Донских казаков. Он же заставил казаков участвовать практически во всех походах русской армии. К тому же Донских казаков стали использовать для присоединения, т.е. колонизации новых земель. А в связи с этим с Дона стали насильно переселять в различные районы России казаков. Так, уже в 1724 г. по 500 казачьих семей было переселено с Дона на реки Агрохань и Гребень, а в 1733 свыше 1000 семей - на Волгу, на царицынскую линию. Таким образом Донское казачество стало базой для формирования других казачеств России, которых в начале ХХ века уже было 12.( Терское, Кубанское, Уральское и др.).

      Начиная с Петра I, Донские казаки участвуют  практически во всех войнах России: Великой Северной (1700-1721 г.), Персидской (1723 г.), 7-летней (1756-1762 г.), обеих турецких (1768-1774 г.и 1787-1790 г. ) в царствование Екатерины II. В царствование Павла I Донские казаки в полном боевом составе были направлены в Индию, но в связи со смертью Императора возвращены Александром I. При новом Императоре Донские казаки участвовали во всех войнах с Наполеоном начиная с 1805 г. и кончая 1814 г. и вступлением в Париж, с Турцией и Швецией. До 60 тыс. казаков участвовали в Отечественной войне 1812 г., покрыв себя неувядаемой славой и получив царские благодарственные грамоты и знамена. В 1800. началась длительная война России на Кавказе (по 1864 г.), в которой участвовали и казачьи полки. Особо прославился в войне с отрядами Шамиля донской генерал Я.П.Бакланов. Вслед за этой войной казаки участвуют в Русско-турецкой войне 1877-1878 г. Наградой казакам было Георгиевское знамя с надписью "За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов".

      До 1904 г. Донские казаки не участвовали  в военных действиях. Но в этом году Япония напала на Россию, потопила ее дальневосточный флот. С Дона выехала на фронт с благословения Николая II 4-я Донская казачья дивизия. Поражение в войне с Японией, революция 1905 г., беспорядки в России и участие в их пресечении Донских казаков вызвали негативное отношение российской общественности к донцам. Но начавшаяся летом 1914 мировая война ("Великая война") вновь проявила чудеса храбрости Донских казаков, и не только в боевых делах первого Георгиевского кавалера казака Федора Крючкова. Казачьи полки единственные из всех частей Русской армии не знали дезертирства, самовольного ухода с фронта, революционных брожений на боевых позициях и т.д. Все рода войск в славе уступали дорогу Донским казакам.

      Великая война постепенно перешла в революцию и гражданскую войну. Казаки, свято чтущие девиз "За Веру, Царя и Отечество", выступили на защиту Дона от наступавшего по всей России большевизма. Дон и его столица Новочеркасск стали "центром контрреволюции", оплотом русской государственности и белого движения. Именно здесь сформировалась молодая Донская армия и Добровольческая армия, отстаивающие Дон и Кубань от наступавшей Красной Армии. Революция и гражданская война раскололи единое Донское казачество на белое и красное. С одной стороны стояли казаки под знаменами генералов А.М. Каледина, П.Н.Краснова и А.П.Богаевского, белые партизаны полковника Чернецова и генерала Сидорина, а с другой - красные казаки Ф. Подтелкова и М.Кривошлыкова, комбрига Б.Думенко и комкора Ф.Миронова.

      Годы  гражданской войны выявили несовместимость нового советского уклада жизни и казачьей вольницы, хотя бы частично, но возрожденной в законах, принятых на Кругу Всевеликого войска Донского. В результате подписанной Свердловым 29 января 1919 г. директивы о расказачивании, весной этого же года на севере Области войска Донского вспыхнуло Вешенское восстание казаков, которое было жестоко подавлено. В 1920 г. весь Дон стал советским и в связи с этим Область войска Донского как форма самоуправления Донского казачества перестала существовать.

      О Донских казаках вновь вспомнили  только в конце 30-х годов, когда  уже явно нависла угроза войны  с Германией. Стали возрождаться казачьи части, но на основе трудового  казачества, т.е.казаков, прошедших  формирование и воспитание в колхозах и совхозах. О прежнем казачестве говорилось как о реакционном, монархическом, противостоящем советскому казачеству.

      Великая Отечественная война 1941-1945 г. опалила  и Дон, который практически весь был оккупирован в 1941-1943 годах. На борьбу с гитлеровцами ушли десятки тысяч жителей Дона, казаков, вошедших в кавалерийские части Красной армии. Многие сложили головы на полях сражений, в т.ч. и в Европе. Те, кто вернулись со славой, принялись за восстановление разрушенного войной народного хозяйства. После этого о казачестве вновь забыли и практически не стали вспоминать даже в газетах. Многое из реальной жизни во время войны умалчивалось.

      И мало кто знал, что была и другая часть казачества, которая на стороне  гитлеровцев пыталась вернуть казачью  жизнь на Дону к прежней вольнице. С одной стороны это были те казаки, которые скрывали свое истинное негативное отношение к советской власти и надеялись на лучшие времена. С приходом в СССР немецких войск они воспрянули духом, вышли из подполья и выбрали в Новочеркасске Походного атамана С.В.Павлова, бывшего сотрудника паровозостроительного завода, жившего под другой фамилией. Те, кто вошел в его казачий отряд, с поражением немцев под Сталинградом и отступлением от Новочеркасска ушли с гитлеровцами в Германию. Здесь они соединились в теми казаками, которые жили в эмиграции, в Европе и которые встали под знамена генерала П.Н.Краснова, призвавшего вместе с немцами искоренить большевизм в России. Поражение Германии, позиция Великобритании - союзницы СССР в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками привели к тому, что собранные в английском лагере в Лиенце казаки были переданы СССР по договору в Ялте. Трагедия казачества в Лиенце окончилась тем, что многие казаки, воевавшие в войсках Германии, были признаны предателями Родины и соответсвенно наказаны. Генерал П.Н.Краснов был повешен в Лефортовской тюрьме в январе 1947 г. Закончилась еще одна трагическая страница Донского казачества.

Информация о работе История Донского казачества