Историко-культурные воозрения Н.Я. Данилевского

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) -- видный представитель славянофильского течения в русской общественной мысли XIX века. публицист, естествоиспытатель и практический деятель в области народного хозяйства, в главном своем литературном труде "Россия и Европа" представивший особую теорию панславизма, которая образует связующее звено между идеями старых славянофилов и новейшим безидейным национализмом

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Концепция культурно-исторических типов…………………..5
Законы культурно-исторического движения………………...10
Список литературы………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Ист.-культ. воззрения Н.Я.Данилевского.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Тюменский государственный  университет 

Институт  гуманитарных  наук 

КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ, ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ  
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ВООЗРЕНИЯ Н. Я. ДАНИЛЕВСКОГО» 
 
 
 
 
 
 

                                                          Студентки III курса

                                                                          Юмаевой Динары Шамильевны  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тюмень 2011

     Содержание 

  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. Концепция культурно-исторических типов…………………..5
  3. Законы культурно-исторического движения………………...10
  4. Список литературы………………………………………………14

 

     Введение 

     Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) -- видный представитель славянофильского течения  в русской общественной мысли XIX века.  публицист, естествоиспытатель и практический деятель в области народного хозяйства, в главном своем литературном труде "Россия и Европа" представивший особую теорию панславизма, которая образует связующее звено между идеями старых славянофилов и новейшим безидейным национализмом.

     Уроженец  Орловской губернии, сын заслуженного генерала, Данилевский воспитывался в Александровском лицее, а затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете. Занимаясь специально ботаникой, он вместе с тем с увлечением изучал социалистическую систему Фурье. Получив степень кандидата и выдержав магистерский экзамен, он был в 1849 г. арестован по делу Петрашевского . Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, он представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невинность, и был освобожден от суда, но выслан из Петербурга и определен в канцелярию сначала вологодского, а потом самарского губернатора; в 1853 г. он был командирован в ученую экспедицию, под начальством знаменитого Бэра, для исследования рыболовства по Волге и Каспийскому морю, а в 1857 г., причисленный к департаменту сельского хозяйства, он был отправлен для таких же исследований на Белое море и Ледовитый океан. После этой экспедиции, продолжавшейся три года, он совершил много таких же, но менее значительных, поездок в различные края России.

     Главное сочинение Данилевского "Россия и Европа" печаталось сначала  в журнале "Заря". Первое отдельное издание (ошибочно показанное вторым) вышло в 1871 г., второе (ошибочное 3-е) в 1888 и третье (ошибочно 4-е) в 1889 г.

     Другой  обширный труд Данилевского, "Дарвинизм", появился в 1885 г. В двух толстых книгах (к которым после смерти автора присоединен еще дополнительный выпуск) Данилевский подвергает теорию Дарвина подробному разбору с предпоставленной целью доказать ее полную неосновательность и нелепость.

       В своем главном труде -- книге  «Россия и Европа» -- Данилевский  отвергает взгляд на европейскую германо-романскую цивилизацию как наивысшую и обязательную форму, которую доля на принять культура всех народов Земли. История знает и другие цивилизации, которые возникали, существовали и развивались самостоятельно и независимо от нее.

     Исторический  путь Европы -- это путь развития только группы народностей. У других народностей история может идти совсем иным путем.

     Данилевский пишет, что общепринятую периодизацию истории - разделение ее на древнюю, средневековую  и новую -- неправомерно распространять на всемирную историю; у каждой страны есть своя древняя, средняя и новая история. Развивая эту мысль, Данилевский отвергает не только европоцентристское истолкование роли Европы в истории, но и принцип однолинейности исторического прогресса, казавшийся в то время незыблемым. И предлагает взамен новый взгляд на историю.

 

     Концепция культурно-исторических типов

     Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» (1869) разработал концепцию обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы выступают «положительными деятелями в истории человечества». Однако этим история культуры не исчерпывается: «... есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые как турки, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество». Их Данилевский называет «отрицательными деятелями человечества». Кроме того, существуют племена, которым несвойственна ни положительная, ни отрицательная исторические роли. Они составляют этнографический материал, входя в культурно-исторические типы, но сами «не достигают исторической индивидуальности».

     Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших  возможности своего развития: египетская культура; китайская культура; ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая культура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческая культура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, или европейская культура.1

     Особое  место в концепции Н.Я. Данилевского занимают мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития.

     Среди этих культур выделяются «уединенный» и «преемственный» типы. К первым относятся китайская и индийская  культуры, а ко вторым - египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры. Плоды деятельности вторых передавались от одного культурного типа к другому как подпитка или «удобрение» той почвы, на которой впоследствии развивалась другая культура.

     Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному, и от него - к цивилизации. Вся история, по мнению Н.Я. Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому. Из этого не следует, что они не оказывали взаимного влияния друг на друга, однако такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача.

     Под периодом цивилизации Н.Я. Данилевский  понимал «время, в течение которого народы, составляющие тип, проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе».

     Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии - направления культурной деятельности человека. Всю социокультурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре, не сводимых один к другому, разряда:2

     1. Деятельность религиозная, объемлющая  собою отношения человека к  Богу, - «народное мировоззрение... как  твердая вера, составляющая живую  основу всей нравственной деятельности человека».

     2. Деятельность культурная в узком  смысле (собственно культурная) этого  слова, объемлющая отношение человека  к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная, и, в-третьих, технически-промышленная деятельность.

     3. Деятельность политическая, включающая  в себя как внутреннюю, так  и внешнюю политику.

     4. Деятельность общественно-экономическая,  в процессе которой создаются  определенные экономические отношения  и системы.

     В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:3

     Культуры  первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития.

     Культуры одноосновные исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система).

     Культура  двуосновная - германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

     Культура  четырехосновная - гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, - «удел счастливый»: «не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать».

     В основе истории философии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса: «Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота... Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им - значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою».

     Не  сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, «самодостаточности»  культур, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры, которые подобны «многолетним одноплодным растениям», живущим много лет, но цветущим и плодоносящим только раз в жизни.

 

     Законы  культурно-исторического  движения

     И Данилевский вводит эти законы:

     Закон 1. Всякое племя или семейство  народов, характеризуемое отдельным  языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

     Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному  культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политическою независимостью.

     Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического  типа не передаются народам другого  типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. «Цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому».4

     Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому  культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

     Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным  растениям, у которых период роста  бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Информация о работе Историко-культурные воозрения Н.Я. Данилевского