Историческое развитие представлений о культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

1. зарождение представлений о культуре в античности
2. понимание культуры в период средневековья
3. вклад мыслителей эпохи возрождения в понимание культуры
4. концепции культуры 17 века
5. проблемы культуры в философии просвещения
6. концепции культуры в немецкой классической философии
7. теория культуры в социальной философии марксизма

Работа содержит 1 файл

Историческое развитие представлений о культуре.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес младший  современник Бэкона английский философ Т.Гоббс (1588-1679). Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права).

     Согласно  Гоббсу, природа создала людей  равными в отношении физических и умственных способностей. Поскольку  человек руководствуется в своих  поступках эгоизмом, не считается с правом других людей, то возникает состояние "войны всех против всех". Такое состояние общества Гоббс называет естественным. Выход из этого состояния Гоббс видит в переходе к гражданскому обществу, к созданию государства. Государство понимается Гоббсом как продукт культуры, как искусственное образование - Левиафан, призванное усмирить первобытные инстинкты, обеспечить для людей гарантии мира и безопасности.

     Гоббс подробно рассматривает отдельные  компоненты культуры. Важнейшей культурной ценностью он считает язык. Он различает два вида опыта: чувственный и речевой. В чувственном опыте человек учится связывать между собой предметы и явления природы. Но для упорядочения и регистрации мыслей человека, для перевода внутренней речи во внешнюю ему необходимы слова. Гоббс развивает концепцию языка как знаковой системы. Он отстаивает идею об условности и произвольности языка, считает, что "имена определяются не сущностью вещей, а волей и согласием людей". Между именами и вещами не существует сходства, люди устанавливают имена произвольно. Говоря о практической пользе языка, Гоббс отмечает, что благодаря языку человек может закреплять результаты познания и передавать их другим людям.

     Рассматривая  роль искусства и науки в жизни  общества, Гоббс называет их важнейшим благом. К определению науки Гоббс подходит через анализ знания. Знания подразделяются на два рода:

     1. знание фактов;

     2. знание связей и зависимостей  фактов.

     Первый  род знаний - это ощущения и память, второй род - наука. Употребление понятия "искусство" у Гоббса многозначно.

     1. Он называет искусством то, что  создано деятельностью человека, в отличие от данного природой.

     2. Гоббс понимает искусство как  умение, мастерство (например, "искусство хорошо строить").

     3. Гоббс говорит об искусстве  как художественной деятельности и относит к нему музыку, поэзию, живопись.

     Залогом непрерывного прогресса науки и  искусства является то, что человеку по природе свойственно интересоваться всем новым, жажда познания. Поэтому  наука есть как бы пища духа и  имеет для духа такое же значение, что продукты питания для тела. "Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей, между тем как дух никогда не может удовлетвориться знаниями".

     Рассматривая  такие виды духовной культуры, как  мораль и право, Гоббс показывает их взаимосвязь. По мнению Гоббса, законы, которые устанавливает государство, имеют нравственное содержание. "Закон, предписывающий средства для поддержания мира, называется моральным законом". Социальная функция гражданских законов заключается в том, чтобы, несколько ограничивая свободу людей, достигнуть состояния мира и согласия.  

  1. 5. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ  В ФИЛОСОФИИ 

    ПРОСВЕЩЕНИЯ 

     XVIII век вошел в историю европейской  культуры как век Просвещения.

     Просвещение - это идейное и культурное движение, которое имело антифеодальный, антиабсолютистский характер.

     В XVIII веке оно охватило в той или  иной степени все европейские  страны, в каждой из которых имело  свою специфику, своеобразие. Просвещение  зародилось в Англии, в конце XVII века. Особенностью английского Просвещения было то, что оно возникло после буржуазной революции и не содержало радикальных лозунгов и программ. Поэтому внимание английских просветителей было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни и моральным проблемам. Французское Просвещение формируется в 20 - 40-х гг.XVIII в. Оно стало духовной, идеологический подготовкой революции. Во французском Просвещении на первый план выходят политические и правовые проблемы, проблемы будущего политического устройства общества. В немецком Просвещении центральное место заняли проблемы эстетического и этического воспитания.

     Мыслители той эпохи считали, что все  несовершенства и несправедливости мира проистекают от невежества и  незнания людей. Поэтому изменить общество можно с помощью просвещения, образования, воспитания нравов.

     Просветители  рассматривали проблемы истории  культуры, закономерностей ее развития, роли в преобразовании общества и  формировании человека. Предметом анализа  просветителей стали такие виды духовной культуры, как религия, наука, искусство, философия, мораль. Много новых идей и концепций просветители разработали в области политической и правовой культуры. Это теория общественного договора, концепция правового государства, принцип разделения властей, идея о "естественных" правах человека, понятие просвещенного абсолютизма.

     ОТНОШЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ К  РЕЛИГИИ

     Просветители  были едины в понимании причин существования религии, полагая, что  религия - это результат фанатизма, невежества и обмана. В свое время  была популярной идея Вольтера (1694 - 1778) о том, что религия возникла тогда, когда встретились глупец и мошенник. Негативное отношение к религии распространялось и на эпоху средневековья, которая считалась досадным зигзагом в истории человечества. В эпоху Просвещения появляется много антицерковной, антирелигиозной литературы. Вольтер пишет антицерковные публицистические работы, П. Гольбах (1723 - 1789) - антирелигиозные памфлеты "Разоблаченное христианство" и "Карманное богословие", где он показывает нелепости и противоречия Библии.

     Если  по вопросу о причинах существования  религии просветители были едины, то вопрос о существовании бога был предметом острых споров между ними. Среди просветителей были как атеисты, так и деисты.

     Деизм - это учение, согласно которому бог, сотворив мир, больше не вмешивается в его дела, в закономерное течение событий. И мир в дальнейшем развивается самостоятельно, в соответствии с природными законами, которые являются всеобщими и доступными для познания.

     Таким образом, в деизме богу отводится  только роль создателя мира, его  первопричины. Происходит отказ от идеи провиденциализма. Кроме того, некоторые просветители (Вольтер) считали, что религия необходима как опора морали.

     ОТНОШЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ К  НАУКЕ

     Просветители  верили в науку, ее безграничные возможности. Они считали, что век религии  должен смениться веком разума. Общество будет переустроено на разумных началах, на основе научных знаний. Эта идея наиболее полно выражена в философской формуле Гегеля: "Все разумное - действительно". Просветители считали, что необходимо бороться против религиозных суеверий, пропагандировать достижения наук. И сами они много делали для этого. Прежде всего следует отметить, что основные силы французского Просвещения с 1751 по 1780 гг. концентрировались вокруг издания "Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел". Всего вышло 35 томов этого издания. Ответственным редактором и автором большинства статей был Д. Дидро (1713 - 1784).

     Для просветителей были характерны исторический оптимизм, вера в  культурный прогресс, культ разума, науки. Культурный прогресс они понимали как  совершенствование  разума, распространение  знаний.

     Однако, среди просветителей был мыслитель, который занимал особую позицию  по этому вопросу и не разделял оптимизма своих коллег. Это Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). Руссо поднимает в своих работах проблему противоречивости культурного прогресса. Он высказывает мысль о том, что научный и художественный прогресс не сопровождаются прогрессом нравственным. Руссо писал: "Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства". В работах Руссо берет свое начало пессимистический взгляд на культуру. Он стоял у истоков духовного течения, которое называют патриархально-романтическим и антитехнократическим. Руссо критиковал современную цивилизацию, считал, что она подавляет в человеке его лучшие природные задатки. Испорченности современной цивилизации Руссо противопоставляет природу, в которой царят гармония и порядок. "Назад к природе" - с таким призывом обращается Руссо к своим современникам.

     ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ

     ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

      Большое внимание просветители уделяли проблемам  воспитания. Это прежде всего Дж. Локк (1633 - 1704), К. А. Гельвеций (1715 - 1771), Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Просветители считали, что нравственность, добродетель - это результат воспитания. К. Гельвеций писал, что под воздействием воспитания люди, как флюгеры, способны поворачиваться в ту или другую сторону. Просветители были противниками сословной системы воспитания. Они отстаивали идею природного равенства способностей людей, считали, что воспитание должно соответствовать человеческой природе, естественным склонностям ребенка. Одним из главных средств воспитания просветители считали искусство.

     ОТНОШЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ К ИСКУССТВУ

     Просветители  считали, что искусство не должно быть забавой и развлечением. Искусство должно выполнять познавательную и воспитательную функции: искоренять пороки, воспитывать нравственные добродетели и гражданские качества. Кроме того, просветители считали, что искусство должно быть доступно всем. Д. Дидро писал, что "искусство должно дойти до самой убогой хижины самого незначительного из граждан".

     Особое  место в системе искусств просветители отводили театру, поскольку именно театр способен с наибольшей силой воздействовать на нравы людей. Просветители даже преувеличивали воспитательные возможности театра. Д. Дидро был убежден, что достаточно посмотреть хороший спектакль, как злодеи раскаются в своих преступлениях, а нравственные люди еще более утвердятся в своих добродетелях. В период французской буржуазной революции реализовалась на практике установка просветителей на моральность и доступность искусства. 

  1. 6. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ  В НЕМЕЦКОЙ 

    КЛАССИЧЕСКОЙ  ФИЛОСОФИИ 

     Немецкая  классическая философия - это важный этап в истории мировой философской мысли, который охватывает почти целое столетие (с середины XVIII до середины XIX в.). Немецкая классическая философия выступает как продолжение и вместе с тем как критика философии Просвещения. Просветители рассматривали человека как продукт социальной среды, объект просвещения и воспитания, и это обрекало его на пассивность. В немецкой классической философии человек рассматривается как субъект, то есть как активное, творческое, деятельное существо, создающее разнообразный мир культуры. Однако деятельность человека понимается только как духовная деятельность. Поэтому понятия "сознание", "дух", "мышление", "познание" - центральные для немецкой классики.

     Основоположником  немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у Канта теснейшим образом связаны с проблемой человека.

     Кант  понимает культуру, как совокупность всех достижений человечества, созданных им в процессе развития своих природных задатков.

     В зависимости от трех видов задатков Кант выделяет три стороны в развитии культуры:

     1. культура умения - навыки, умение пользоваться определенными вещами для достижения необходимых целей;

     2. культура общения - развитие задатков цивилизованности;

     3. моральность - развитие нравственных качеств человека.

     Кант  проводит различие между культурой и цивилизацией. И. Кант полагает, что цивилизация - это внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием.

Информация о работе Историческое развитие представлений о культуре