АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Новый сибирский институт»
Кафедра социологии, экономики
и менеджмента
Реферат по дисциплине: «Культурология»
Исторические
типы культуры
Выполнил:
В.В. Шошева
Группа: МО-91з
Курс: 3
Форма обучения: заочная
Проверил преподаватель:
______________А.В. Горина
Новосибирск 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………….
|
3 |
- Исторические типы культуры
1.1 Первобытная культура………………………………………...
1.2 Восточная культура…………………………………………...
|
4
4 |
- Исторические типы культур
2.1 Античная культура…………………………………………….
2.2 Средневековая культура……………………………………….
|
6
6 |
- Исторические типы культур
3.1 Культура Возрождения………………………………………..
3.2 Новое время…………………………………………………….
|
7
9 |
Заключение……………………………………………………………….
|
11 |
Список используемых
источников……………………………………
|
12 |
Введение
Культура требует глубокого и многостороннего
рассмотрения. С одной стороны, непосредственно
соприкасаясь с культурой прошедших веков
в смысле хотя бы просто хронологического
«соседства», современная культура тесно
увязана с накопленным культурным опытом,
даже если внешне отрицает его. С другой
стороны, являясь частью мировой культуры,
современная культура впитывает, перерабатывает,
трансформирует тенденции, относящиеся
к развитию культуры в целом. Поэтому,
для понимания современной культуры необходимо
обращение, как к культуре предшествующих
эпох, так и к мировой культуре в целом.
В решении этих вопросов
значительную роль играет знание и адекватное понимание зарождение
самой культуры.
Для этого в данной работе будут рассмотрен один из теоретических
основ культуры, это исторические типы
культуры.
- Исторические типы культуры
Социокультурные миры можно разделить
по трем основаниям Первое основание:
исторические типы культуры – сменяющие
друг друга эпохи в развитии общества.
Они делятся:
- Первобытная культура – самая длительная в истории человечества. Время возникновения определить точно не возможно, может быть она современно человечеству как биологическому виду. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая в следствии их слабого развития (например и обычай и мораль и право и этикет, существуют в это время как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления.
- Восточная культура название условное в европейской культурологической науке издавна принято противопоставлять восточную культуру западной в качестве единого целого, но это не верно сама восточная культура тоже не представляет собой чего-то целостного. Существует значительная разница в образе жизни и мировоззрении народов Индии Китая Японии и т.д. Но все же у восточных культур есть ряд общих черт Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы. Истинное знание в восточной культуре мыслится как невыразимое словами, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя. Молчание. Восточное искусство и наука более возвышены и менее связаны с конкретной реальностью менее утилитарны. Для восточного общества свойственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью, его ценность не рассматривается как само собой разумеющееся. Строгость и нерушимость традиционных социальных регуляторов. Это так же сдерживает социальное развитие, делает восточное общество более устойчивым. На востоке всегда юли сильны ценности индивидуализма.
- Исторические типы культуры
- Античная культура – возникает с образованием греческих полисов – городов-государств на землях Греции и Малой Азии в нач. 1 тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции, но в маленьких городах-государствах не было необходимости в развитой юриспруденции, а Рим быстро превратился в огромную державу. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания.
- Средневековая культура условно его рамками считается период с 5 по 15 вв. В формировании средневековой культуры приняли участие три силы 1. традиции дряхлеющей греко-римской культуры, сохранялась главным образом в городах основанных римлянами. 2. дух варварства его носителями были жители бывших провинций римской империи и приграничных районов, большинство из них принадлежали к германской группе народов. 3. Христианство оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы. Кроме того христианство несло в себе следы влияния восточных культов и восточной культуры. Эти три начала существовали в истории средневековой европейской культуры взаимодействуя и борясь между собой. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика, которые сочетались с очень низким уровнем образрванностии населения. В следствии этого средневековый человек руководствовался в жизни не столько логическими рассуждениями сколько догматическими установлениями. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам. Аскетизм. Провиденциализм, предопределение. Влияние церкви на все стороны жизни общества.
- Исторические типы культуры
- Культура Возрождения – первые признаки появились уже в конце 13 в., расцвета достигло в 15-16. Термин Возрождение возникает в середине XIX века в него вкладывался не только смысл восстановления античной культуры, но и рождения Новой культуры. Наиболее развернутая концепция Возрождения подразумевала обновление духовной жизни, восстановление того что составляет своеобразие человека, причем старая цивилизация становится инструментом такого обновления. Корни Ренессанса видели в восстановлении Римского государства (Кола ди Риенци), но язычество в ренессансной культуре было только данью моде. Подражание античности было стимулом к самообновлению. Значительное влияние на развитие философских учений Ренессанса оказал Корпус Герметических сочинений, вавилонская традиция, возникшая в конце эпохи принципата, и позднее не правильно связанная с Зороастром, и орфические гимны так же восходящие к эллинизму. Некоторые из этих произведений даже признавались церковью в следствии сходства с христианской традицией.
Характерной чертой философской мысли эпох Возрождения был гуманизм. Но его нельзя считать исключительно философским явлением. На этот счет существуют две основных точки зрения, некоторые историки философии предлагают использовать его как чисто технический термин, связанный с развитием дисциплин риторико-литературного цикла дополняемых некоторыми исследованиями в области философией морали. Другие указывают что это не отражает всего богатства изменений происходящих в духовной культуре того времени, хотя у гуманистов не было систематических философских доктрин, они компенсировали это конкретными исследованиями в области этики политики, экономики эстетики и пр. Важнейшей отличительной чертой гуманизма является не то, что они обратились к античному наследию, а то, что они стремились поместить идеи прошлого в определенный исторический контекст, в отличие от средневековых мыслителей, которые внимательно изучали Аристотеля, но подходили к нему внеисторически. Второй важнейшей особенностью гуманизма было то, что его начало совпало со значительным оживлением политической жизни и проблематики, почти все великие гуманисты были людьми государственными. Основными идейными течениями в рамках гуманистического течения стала линия гражданского гуманизма (Л-Б. Альберти, Л. да Винчи, Поджио, Манетти) и гуманистическая этика эпикуреизма (Раймонди, Валла, участники Платоновской Академии). Антиклерикализм. Представления о равенстве всех людей. Реформация. Утилитаризм и практицизм.
- Новое время – 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформации заложили основы новой культуры. Дух капитализма. Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли промышленности. Высокий авторитет знания.
Новое естество знание. Ньютоновская
научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным
пунктом считается переход от
геоцентрической модели мира к гелиоцентрической,
этот переход был обусловлен серией
открытий, связанных с именами Н. Коперника,
Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон,
подвел итог их исследованиям и сформулировал
базовые принципы новой научной картины
мира в общем виде. Основные изменения:
Классическое естествознание
заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные
количественные характеристики земных
тел (форма величина, масса, движение) и
выразить их в строгих математических
закономерностях.
Наука Нового времени
нашла мощную опору в методах
экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
Естествознания этого
времени отказалось от концепции
гармоничного, завершенного, целесообразно
организованного космоса, по их представления
Вселенная бесконечна и объединена
только действием идентичных законов.
Доминантой классического
естествознания, становится механика,
все соображения, основанные на понятиях
ценности, совершенства, целеполагания,
были исключены из сферы научного
поиска.
В познавательной деятельности
подразумевалась четкая оппозиция
субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих
изменений явилась механистическая научная
картина мира на базе экспериментально
математического естествознания.
Заключение
Рассмотрев типологию
культуры можно сделать вывод
что, потенциал современной культуры видится достаточно большим,
чтобы дать ответ на вызовы современного
мира, то современное состояние культуры
далеко от идеала. Есть необходимость
уйти от мышления, ориентирующегося на
максимализм, радикальный переворот и
переустройство всего и вся в кратчайшие
сроки и перейти к долгому, сложному, но,
несомненно, плодотворному последовательному
развитию культуры.
Список используемых
источников
- Данилова А.А. «История России XX век». М., 2001.
- Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
- Розин В.М. Введение в культурологию - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 104с.
- Культурологи.: Учеб. пособие для студ. колледжей и лицеев / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.
- http://works.tarefer.ru/42/100463/index.html
- http://tsput.ru/res/other/kulturolog/lec3.html