Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Третьей, самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Содержание

Введение______________________________________________________3
1. Картина мира в исламе________________________________________4
2. Система мусульманских ценностей______________________________8
3. Художественные традиции исламского мира_____________________11
Заключение____________________________________________________14
Список литературы_____________________________________________ 15

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

В сознании мусульманина существует некая «духовная вертикаль», носящая абсолютный характер. «На этой шкале нет ничего относительного: здесь есть Бог, и есть сатана, который никогда не сможет обрести привлекательность лермонтовского Демона или булгаковского Воланда, есть абсолютное добро и абсолютное зло, есть энергии жизни и есть энергии смерти»[12]. Однако Бог наделил человека волей и разумом, предоставив возможность выбора и тем самым испытывая людей.

На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме, которая символизирует собой общность всех правоверных. Жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролируются уммой, вне которой индивид становится изгоем и не может рассчитывать на благочестие и религиозное спасение.

Отношения мусульман внутри уммы регламентируются Кораном, Сунной и шариатом – сводом религиозно-этнических предписаний, который был разработан в VII – XII веках в Арабском халифате. Шариат исходит из принципа равенства мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Мусульманское равенство предполагает, что все не более чем песчинка по сравнению со всемогущем Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха и судьбе является воином ислама – федаином.

Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически е признает социальную замкнутость сословий, наследственной социальное неравенство. «Напротив, религиозно освящен и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым, достойным того»[13].

Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверным. Исламское государство облагало неверных более высоким налогом, чем поклонников Аллаха. Неверный всегда рассматривался в мусульманском государстве как неравный правоверному.

Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв. Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха.

Ислам нашел и особую форму оповещения верующих о начале намаза. В час молитвы раздается пение муэдзина, который, выйдя на балкончик минарета, громко, нараспев читает стихи азана: «Аллах велик! Свидетельствую, что Мухаммед – посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна». Стихи повторяются несколько раз, заканчиваясь словами: «Аллах велик! Нет Бога, кроме Аллаха».

При сотворении молитвы должны соблюдаться правила. Одно из главных условий: молящийся должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями.

Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками благословение Аллаху – провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом.

Намаз совершает не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал верующего азан. Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения с Аллахом: дуа – молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу, маулид – благодарственная или поминальная, ночные молитвы во время поста. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети, ей предшествует проповедь – хутьба.

Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине. Все запреты снимаются на время ночи. Пост предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце нельзя браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.

Пост прежде всего нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу – нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без нее пост недействителен.

Общей молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана – «ночь предопределения», когда, по преданию, с неба Мухаммеду спустился Коран.

Также, каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хадж, то есть посетить Мекку, священный город ислама. После этого он получает право на почетный титул «хаджи». В Мекке находится храм Кааба, в котором хранится Черный камень, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман он является символом Аллаха.

Совершив ряд ритуальных действий, паломники имеют право вернуться домой в зеленой чалме, арабском бурнусе или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение хаджа.

В основу мусульманского образа жизни и мышления входит также пятый элемент – налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» - очищение. Он не только символизирует единство уммы и заботу богатых о бедных, но и содержит оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну против неверных – джихад, содействовать умме своим имуществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Художественные традиции исламского мира

 

Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа) представленная Фараби, Ибн-Синой, Ибн Рушдом и другими внесла весомый вклад в мировую мысль.

Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. Также он разрабатывал учение об идеальном обществе, которое должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу.

Ибн-Сина (Авиценна) жил в XI веке. Он автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные знания.

Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – арабо-испанский философ. Большинство его трудов – комментарий к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами.

В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание фалсафы  составляли идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.

В философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с возникновением в IX веке в Аббасидском халифате суфизма – мистико-аскетического течения внутри ислама.

Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем излияния и что цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.

Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. В стихотворной форме автору было гораздо легче выразить себя через поэтические вольности, полунамеки, нарочито сложные и туманные образы. Кроме того, стихи, особенно короткие и легкозапоминающиеся были прекрасным средством распространения вольнодумных идей.

Основная композиционная форма арабской поэзии – знаменитая «касыда» - сложилась во второй половине VIII века. Это небольшая поэма из 80-10 стихотворных строк – «бейтов». Касыда состоит из нескольких поэтических частей, различных по жанру и не связанных между собой, но образующих в сознании слушателя целостную картину. Другая стихотворная форма – «кыта» - короткое стихотворение из 8-12 строк с единым содержанием. В форме кыт слагались погребальные плачи, «самовосхваления» и «поношения» во время поэтических перебранок. В это же время происходит становление и других жанровых форм – героического эпоса, философских рубаи, возвышенных од, лирических газелей.

Поэтическое творчество было строжайше канонизировано. Арабо-мусульманский поэтический канон включал три основных раздела: метрику – «аруз», рифму – «кафийю», поэтические тропы и фигуры – «бади». Канонизация дала мощный толчок развитию искусства мусульманского Востока, сделала его художественно активным на протяжении многих столетий.

Ограниченная строгими рамками традиционной композиции и жанров, арабская поэзия развивалась «вглубь», за счет усложнения поэтической техники, становясь, все более изощренной и утонченной. Поэты увлекаются чисто формальными задачами: уснащают свои стихи сложными поэтическими фигурами, многостепенными метаморфозами, изысканной игрой слов, заботясь не только о звуковом, но и о зрительном эффекте.

Показательно в этом отношении творчество Абулькасима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шахнаме». В ней он воспевал иранских царей, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа. Славя человека, Фирдоуси писал:

 

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Как тополь вознесся он гордой главой,

Умом одаренный и речью благой.

Вместилище духа и разума он,

И мир бессловесных ему подчинен…[14]

 

Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040-1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма – это маленькая поэма с философским подтекстом:

 

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под лунной.

Мне известно, что мне ничего неизвестно! –

Вот последняя правда, открытая мной.[15]

 

Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. В его лирике преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий.

Однако, восторгаясь поэтичностью, образностью, тонкостью описания любовных настроений и тоски ожидания встреч с любимой, социальное значений этой поэзии нельзя переоценивать.

В жизни женщина в мусульманском мире – униженное существо. Мусульманин должен быть покорным Аллаху и, умирая в битве за веру, он останется шахидом и идет прямо в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли она душой.

Достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и очутиться на улице.

Женщина должна жить только на своей половине дома. Видеть ее могут муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная бездетность, как и безбрачие – тяжкий грех.

Тем не менее исламская культура – одно из достижений человечества и заслуживает уважения и понимания, а исламская поэзия стала достоянием различных немусульманских народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, хочется отметить, что ислам никогда не был религией угнетенных. Он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации уммы. В силу своей специфики ислам буквально с момента своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия.

В предании о ночной поездке пророка Мухаммеда в Иерусалим рассказывается между прочим, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком, - и он выбрал из них последнюю.

Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) ислам в самом деле есть здоровье и трезвое молоко: своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому действию, но еще не постигшие высших идеалов человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    [1] Галаганова С. Г. Запад и восток. Традиции и современность. М., 1993.  С. 158

     [2] Там же. С. 163.

     [3] Горшколепов П. А., Кузьмина А. А.

Введение в культурологию. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 198.

     [4] Коран. М., 1963. 4:120 (Первая цифра указывает суру, а вторая – аят Корана).

     [5] Коран. 6:58-62.

     [6] Коран. 2:31

     [7] Там же. 13:20-24

     [8] Там же. 67:3

     [9] Там же. 50:6

     [10] Там же. 79:29

     [11] Коран. 57:19-20

     [12] Галаганова С. Г. Запад и

восток. Традиции и современность. М., 1993.  С. 163

     [13] Васильев Л. С. История Востока. Т. . М., 1993. С. 184

     [14] Родник жемчужин. М., 1982. С. 29

     [15] Омар Хайям. Душанбе. 1970. С. 3

4

 



[1] Галаганова С. Г. Запад и восток. Традиции и современность. М., 1993.  С. 158

[2] Там же. С. 163.

[3] Горшколепов П. А., Кузьмина А. А. Введение в культурологию. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 198.

[4] Коран. М., 1963. 4:120 (Первая цифра указывает суру, а вторая – аят Корана).

[5] Коран. 6:58-62.

[6] Коран. 2:31

[7] Там же. 13:20-24

[8] Там же. 67:3

[9] Там же. 50:6

[10] Там же. 79:29

[11] Коран. 57:19-20

[12] Галаганова С. Г. Запад и восток. Традиции и современность. М., 1993.  С. 163

[13] Васильев Л. С. История Востока. Т. . М., 1993. С. 184

[14] Родник жемчужин. М., 1982. С. 29

[15] Омар Хайям. Душанбе. 1970. С. 3


Информация о работе Ислам