Ислам: вероучение и основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:58, доклад

Описание работы

Само слово "ислам" означает покорность. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Мусульмане верят в одного Бога, который сотворил вселенную.

Работа содержит 1 файл

Эссе[1].docx

— 31.26 Кб (Скачать)

   Ислам: вероучение и основные направления

   Третьей "мировой" религией является ислам. Ислам зародился в  Аравии  с  VII

   веке нашей эры. Само  слово "ислам"  означает  покорность.   По   мусульманской   традиции, основателем ислама был пророк божий  Мухаммед,  араб,  живший  в  Мекке;  он якобы получил  от  бога  ряд  "откровений",  записанных  в  священной  книге Коране, и передал их  людям.  Основное  у  Мухаммеда  -  строгое  требование почитать  только  единого  Аллаха  и  быть  безусловно  покорным  его воле. Мусульмане верят в одного Бога, который сотворил вселенную.

   Основные  положения вероучения ислама изложены в  главной  "священной" книге - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран"  -  чтение)  высшим  и наиболее   полным   из   существующих   священных   писаний.

   Ислам включает  следующие  основные  догматы,  признание  которых  за истину и  беспрекословное  выполнение  считается  обязательным  для  каждого мусульманина:       - Вера в Аллаха. Бог  сотворил  все существующее. Он является всемогущим, всеведущим  и  вездесущим,  абсолютным владыкой  мира,  который  управляет   природой   и   обществом.   В   Коране указывается, что благочестие  перед  Богом  есть  покорность.  В  противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что  Бог  един. В исламе принцип монотеизма проведен более  последовательно,  чем  в  других религиях.

   - Вера в ангелов и демонов.  В представлении мусульман это  бестелесные существа,  выполняющие  волю  Аллаха.  Согласно исламскому веручению  каждый  мусульманин при жизни имеет двух  ангелов, которые фиксируют его добрые  и  злые  (греховные)  дела,  определяющие  его загробную жизнь в раю и аду.

   - Вера в святость Корана. Он  считался  словом  божьим,  божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в  течение  22 лет, т.е. до конца его жизни.  Поэтому  в  мусульманском  богословии  принят догмат о несотворенности, вечности Корана.

   - Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране  встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся  имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса  (Иисус),  Нух  (Ной)  и др. Среди всех  пророков  предпочтение  отдается  "посланнику  Аллаха",  "печати пророков" Мухаммеду.

   - Вера в  рай  и  ад.  Мусульманам,  неукоснительно  выполняющим   все религиозные предписания и требования,  ислам  обещает  вечное  блаженство  в раю, в неверным и отклонившимся от принципов вероучения  -  мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного  места,  где  все  в  изобилии: прекрасная еда, чистая  прохладная  вода,  реки  из  молока,  меда  и  вина, всевозможные наслаждения и т.д. В аду - бесконечные пытки и муки.

   -  Вера  в  божественное  предопределение.  Это  один  из   важнейших догматов, согласно которому не  существует  ничего  не  зависящего  от  воли Аллаха. Все в общественной  и  личной  жизни  происходит  по  предначертанию бога.

   - Вера  в  бессмертие  души,  покидающей  тело  в  момент  смерти,  а воскресение из мертвых в день Страшного суда.

   Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-идн), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина:

   Первая обязанность - исповедание веры, т.е. произнесение шахады ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммеда -  посланник  Аллаха")  вслух,  понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истине.

   Вторая  обязанность - молитва (салят).Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома,  и  в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница  является днем  всеобщей  молитвы,  когда  все   мусульмане   должны   собираться   на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.       Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.

   Третьей ритуальной обязанностью мусульманина  является  пост  (саум).  Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья  и  развлечений. Все  время  должно  быть  в  принципе  посвящено  человеком  Аллаху,  занято молитвами,  чтением   Корана   и   религиозных   сочинений,   благочестивыми размышлениями.       Ураза-байрам (или ид аль-фитр) - праздник разговенья, окончания поста - справляется в первый день  следующего  за  рамаданом месяца  шавваля.  Во время  этого  праздника  верующий  должен,  согласно  установлениям  ислама, отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его  нарушение  и уплатить так называемое "очищение праздника перерыва" - фитр-садака.

   В дни курбан байрам (справляется через 70 дней после окончания уразы курбан-байрам  на  жертвоприношение  истребляется  лучший   скот.   В   этот праздник, по шариату, овца или коза могут  быть  заколоты  за  грехи  одного человека, корова или бык - за семерых, а  верблюд  -  за  десятерых,  причем жертва должна быть однолеткой.

   Приносить жертвы, согласно исламу, нужно затем, чтобы попасть в  рай. По  мусульманскому  учению,  попасть  туда  можно,  лишь  миновав  Сират  на принесенных в жертву животных. А Сират -  это в мусульманском мифе  мост, перекинутый над адом; от  тоньше  женского  волоса,  острее  лезвия  меча  и горячее пламени.  У  входа  на  Сират  будут находиться  верблюды,  коровы, бараны, заколотые верующими на  курбан-байрам.  На  них-де  они  и  переедут через Сират. Тот же, кто не закалывал жертв, не имея  на  чем переехать по этому мосту, не удержится на нем и упадет в ад!

   Кроме ограничений, связанных с постом, в  исламе  существует  большое количество запретов,  регулирующих  различные  стороны  жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные  напитки,  есть  свинину,  играть  в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются,  но  время  от  времени,  в  частности  в семидесятые  годы  нашего  века,  в  различных  мусульманских   государствах усиливается контроль, за соблюдением  культовых  правил,  например  поста  в рамадан.

   Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой -  если  у

   него  есть к тому физическая и материальная возможность),  является  хаджж  - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне  ислама.  Кааба - небольшое здание, в юго-западной угол которого  вмурован  "черный  камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

   Пятой обязанностью мусульманина является закят -  обязательный  налог на  имущество  и  доходы,  который  идет  в  теории  на   нужды   общины   и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того,  каждому  мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.

   Каждое  из этих предписаний, несмотря на то что они сами  по  себе  не так  уж  тяжки  и   невыполнимы,   допускается   изъятия   и   смягчения   в затруднительных случаях. Вода для омовения  в  случае  ее  отсутствия  может быть заменена песком, пылью; соблюдение  поста  необязательно  для  больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься  позже соответствующее число дней; мусульманский  пост,  в  отличие  от  христианского,  состоит  в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до  захода  солнца,  но зато в остальное время суток можно есть и  пить  что угодно  и предаваться любым удовольствиям.

   Характерной особенностью мусульманской религии  состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны  жизни  людей.  И  личная,  и  семейная жизнь верующих мусульман,  и  вся  общественная  жизнь,  политика,  правовые отношения, суд, культурный уклад - все это  должно  быть  подчинено  целиком религиозным законам.

   Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских  течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

   Согласно  большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект (ахмадие, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).

   Сунниты (от араб. أهل السنة‎‎ ‘ахль ус-сунна — люди сунны) считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем[40].

   Исторически в суннизме сложились четыре основных мазхаба (школы) в области канонического права ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.

   Шииты (от араб. شيعة‎‎ шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата) . По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.

   Шииты традиционно делятся на две большие  группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)

   Хариджизм (от араб. خوارج‎‎ х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.

   В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.

   Суфизм (от араб. صوفية‎‎) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в Исламе, включающее представляющее из себя учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.

Информация о работе Ислам: вероучение и основные направления