Искусство в системе культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

1.Сущность и формы эстетического освоения человеком мира.

2.Понятие и виды искусства. Основные функции искусства.

Работа содержит 1 файл

Искусство в системе культуры.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

     Искусство в системе культуры 

     1.Сущность  и формы эстетического освоения человеком мира.

     2.Понятие  и виды искусства. Основные  функции искусства. 

     Что такое искусство?

           Существует множество  определений искусства. Назовем  основные подходы к пониманию  этого явления. Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты — относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда). Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира.

       Можно выделить три способа  человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука—рациональную, искусство—чувственную, религия — интуитивную. В-четвертых, в искусстве — проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

     Искусство многогранно, это душа человека. Искусство  — это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это  желание понять смысл жизни и  человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство — это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон... Искусство — это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм... Искусство — это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство — то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

     Если  попытаться лаконично определить, что  такое искусство, то можно сказать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

     Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.

       Понятие «искусства» в его  историческом развитии.

         Слово «искусство» — первоначально  обозначало  всякое  мастерство  более высокого и особого сорта  («искусство мышления», «искусство  ведения  войны»). В общепринятом  смысле оно обозначает  мастерство  в  эстетическом  плане, и созданных благодаря нему  произведений  —  произведений  искусства,  которые отличаются,  с  одной  стороны,  от  творений  природы,  с   другой   —   от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. 

     Реальные  и  душевные   источники   искусства,   т.е.   художественного  творчества,  усматриваются  в  различных  явлениях:  фантазии   (романтизм), многообразном стремлении  к  изменению  (Шиллер),  стремлении  к  подражанию (Аристотель,   современный   натурализм),   стремлении   к    символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится  не  познание или преобразование  мира,  не  изложение   системы   этических   норм   или религиозных убеждений, а сама  художественная  деятельность,  обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является  эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех  других  видов деятельности есть  выражение внутренней  сущности  человека  в  ее  цельности,   которая исчезает в частных науках и в  любой  другой  конкретной  деятельности,  где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.  В искусстве человек свободно творит особый мир,  также  как  творит  свой  мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической  деятельности,  и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен  в своей  свободе,  то  в  искусстве  человек  превращает   свое   субъективное содержание  в  общезначимое  и  целостное  объективное  бытие.  Эстетическое переживание произведения искусства, так  же  как  и  его  создание,  требует всего человека,  так  как  оно  включает  в  себя  и  высшие  познавательные ценности,  и  этическое  напряжение,   и   эмоциональное   восприятия.   Это внутреннее единство всех духовных сил человека  при  создании  и  восприятии произведений искусства обеспечивается силой  эстетического  сознания.  Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу  же  внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все,  что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь  на  чтение художественного произведения, мы  активизируем  в  себе  все  свои  духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства,  и этические понятия.  Нет ни  одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть  вызван  и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное  и свободное восприятие  и воссоздание  мира,  которое  возможно  только  при условии совмещения познавательных, этических,  эстетических  и  всех  других моментов человеческого духа.

         Искусство, как и  вся   духовная  жизнь  человечества,  развивается  под воздействием  исторической  действительности.  Это  проявляется  в  том,  что степень и уровень развития искусства не  совпадают  со  степенью  и  уровнем развития экономики. Например, когда в Англии  появился  Шекспир,  в  ней  не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство  и  философия  в  России  XIX века  достигли  высокого  развития  несмотря  на  экономическую   отсталость страны. Искусство, как форма  общественного  сознания,  не  только  отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие.

Информация о работе Искусство в системе культуры