Искусство и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Искусство и религия наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им особые черты в процессе реального функционирования, их взаимодейст¬вия и взаимовлияния. Причем взаимодействие это рассматрива¬ется на уровне развитых форм художественного и религиозного сознания, то есть в аспекте философско-эстетического, теоретическо¬го анализа, что позволяет чет-ко определить методологический ха¬рактер и границы данного исследования.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.16 Кб (Скачать)

Именно эта мимолетность, случайность, уникальность (и со стороны  творения, и со стороны восприятия) являются отличительными чертами искусства  как способа познания. Оно запечатлевает  Мир в мгновенности и неповторимости его явлений и индивидуальных восприятий.

Верующий человек, в отличие  от художника, не выражает личное отношение  к миру в самостоятельных, уникальных, оригинальных высказываниях, а формулирует  их в предзаданных, уже существующих терминах одной из религий.

Для такой унификации религия  изначально строится как некая абсолютная система, на языке которой возможно выразить любой познавательный порыв, любое чувство, предощущение истины.

В отличие от искусства, в  котором схожие чувства выражаются в разнообразнейших произведениях  искусства, в религии – весь спектр чувств фиксируется в терминах единой формализированной схемы. Но именно эта внесиюминутность, внеиндивидуальность характеризует религию как способ познания вневременного единства Мира, его общности во всех его явлениях и нашем восприятии его.

Если высказывания художника  отражают лишь его субъективное отношение  к явлениям, а религиозные высказывания констатируют вневременное единство всех элементов Мира, то научные высказывания, прежде всего, формулируют отношения  отдельных явлений Мира друг к  другу, их некоторое относительное  единство, их взаимозависимую последовательность.[5]

Вывод. У формирующихся людей на протяжении длительного периода, по-видимому, отсутствовали религиозные верования, но это свидетельствует лишь о том, что их сознание было весьма примитивным, что они не выходили за рамки осознания наличной конкретной ситуации, что их воображение оставалось неразвитым, что они не были способны к обобщениям и абстрагированию.

 

Глава 2. Религиозное  искусство

Весьма актуальной тему религиозного искусства делает и гигантский рост интереса к памятникам культуры прошлых  веков. Древнее русское искусство  – храмовое зодчество, мозаики, фрески, иконы – перестало быть предметом  исследования немногих специалистов. Сейчас им интересуются миллионы людей  разных профессий и разного возраста. Это не может не радовать, ибо  свидетельствует о росте культурных запросов и потребностей людей, об их глубоком интересе к истории культуры своих предков.[6] 

 

2.1 Понятие религиозного  искусства

Разговор о религиозном  искусстве следует начать с уточнения  этого понятия, т. е. определить критерии, позволяющие то или иное произведение искусства считать религиозным.

Религия и искусство в  ходе их исторического развития не просто взаимодействовали, они проникали  друг в друга, переплетались между  собой, сливались, образуя те своеобразные явления истории культуры. Религиозные  организации стремились поставить  к тому, чтобы подчинить себе искусство, поставить его себе на службу.

Никакая религия не может  существовать без культа, т.е. системы  особых действий, с помощью которых  религиозные люди пытаются влиять на сверхъестественные объекты их веры – духов и т.п. Культовые действия предполагают создание особой обстановки, отличной от повседневности, насыщенной религиозными символами и образами сверхъестественных сил и существ. Уже на заре человеческой истории, в  первобытном обществе, культовые  действия включали в себя многие эстетические компоненты.

Религиозным искусством можно назвать те произведения искусства, которые включены в систему религиозного культа и выполняют в ней определенные функции.

Включение в систему религиозного культа оказывало существенное воздействие как на содержание искусства, так и на его форму. Художественная форма рассматривалась служителями культа лишь в качестве средства, способного вызвать у людей эмоциональное отношение к мифологическим образам, утвердить в них веру в существование сверхъестественного.

В процессе исторического  развития искусство получало все  большую относительную самостоятельность. Уже в эпоху рабовладения и  феодализма возникает искусство, не связанное непосредственно с  культом. В античное время развивается  светское зодчество, живопись, скульптура, литература. Появляются художники-профессионалы, не связанные с религиозными организациями. Средневековье существенно затормозило  процесс развития светского искусства, но не прекратило его. Особенно бурным было развитие нецерковного искусства  в эпоху Возрождения. Многие художники  и писатели этой эпохи творят по заказу светских властителей и богачей. Содержание их произведений становится все более многообразным, форма все более свободной и оригинальной. Канонические религиозные традиции перестают оказывать определяющее влияние на их творчество.

Если в средние века почти вся живопись непосредственно  обслуживала церковь (фрески, иконы  и т.п.), то в последующую эпоху  вне церкви появляется станковая  живопись с религиозным содержанием.

Следовательно, ныне существует не только религиозное искусство, включенное в систему культа, но и религиозное  искусство, не связанное непосредственно  с культом, но имеющее религиозную  идейную направленность. Очевидно, к религиозному искусству нельзя отнести то или иное художественное произведение только потому, что его  тема, сюжет, образы заимствованы из религиозной  мифологии. В искусстве народов  Европы немало произведений живописи, скульптуры, литературы, которые используют отдельные сюжеты и образы библейской мифологии, но по своей идейной направленности, по мироощущению очень далеки от христианства.

Таким образом, ни сюжет, ни образы сами по себе не делают произведение искусства религиозным. Религиозным  его делает общая идейная направленность, общий смысл. Если художник средствами искусства утверждает реальность сверхъестественного  мира и трактует человека как существо слабое и греховное, целиком зависящее  от сверхъестественного, данное произведение религиозно.

Искусство, как правило, не воспринимается однозначно разными  людьми, т.к. его художественно-образная система весьма сложна и многопланова. Не все глубины художественного  произведения бывают доступны каждому зрителю, читателю или слушателю. К тому же на оценку тех или иных произведений художественного творчества всегда влияют субъективные вкусы, пристрастия, симпатии и антипатии. Поэтому при оценке идейного смысла и идейной направленности определенных произведений искусства возможны не только споры, но и резкие расхождения.[7] 

 

2.2 Основные функции  культового искусства

Искусство в системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряет своей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания не только у его создателей, но и его «потребителей» – участников культового действа.

Тем самым мы можем констатировать наличие у культового искусства  двух функций: специфически-религиозной (церковной), укрепляющей и усиливающей  религиозные верования, и эстетической, вызывающей у воспринимающих это  искусство людей эстетические чувства  и суждения.

Между указанными двумя функциями  культового искусства существует весьма сложное и противоречивое взаимоотношение: с одной стороны, при определенных условиях эстетическая функция может  усиливать религиозное воздействие  того или иного произведения культового искусства, а эстетические чувства  могут влиться в общий поток  религиозных переживаний, активизируя  и углубляя их; с другой стороны, в иных обстоятельствах эстетическая функция может прийти в конфликт с религиозной, оттеснить на задний план культовое значение данного произведения искусства, его религиозную направленность. Наконец, возможна и такая ситуация, когда религиозная функция культового искусства вовсе отсутствует, и оно воспринимается исключительно в его эстетическом содержании.

Если это глубоко верующий, то, естественно, в его сознании эстетическая сторона того или иного культового объекта или действия будет всегда подчинена религиозной стороне.

Для убежденного приверженца  православия икона (и особенно «чудотворная») прежде всего предмет культового поклонения, видимый представитель  «невидимого» сверхъестественного  мира, а не объект эстетического  любования. Любопытный эпизод, иллюстрирующий подобное отношение к иконе, приводит писатель В. Солоухин. Убеждая пожилую  колхозницу отдать ему старинную  икону, автор доказывал, что икона  нужна не для того, чтобы издеваться над ней, а, напротив, все на нее  будут глядеть как на картину, любоваться, восхищаться будут ею. Вот, мол, какая прекрасная русская  живопись. И вдруг неожиданный  ответ: «Я и говорю: нешто иконой любуются? На нее молятся. Огонек перед  ней зажигают. Нешто она девка нагая, чтобы на нее любоваться?»

В этом эпизоде ярко проявилось отношение к иконе ревностной последовательницы православия. Для  нее икона – предмет поклонения, но ни в коем случае не объект чистого  любования, эстетического созерцания.

У неверующих и колеблющихся религиозная функция нередко  оттесняется эстетической, которая выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение. Для атеистов икона не предмет поклонения, а произведение древнего искусства, имеющее историческую и художественную ценность.

Но взаимоотношение эстетической и религиозной функций культового искусства зависит не только от позиции  воспринимающего субъекта. Во многом оно определяется и объективными особенностями того или иного  произведения религиозного искусства. Икона может быть замечательным  и оригинальным творением художника, но она может быть и ремесленной  поделкой «богомаза», безвкусной и  грубой копией. Естественно, что ее эстетическое воздействие в этих двух случаях будет различным, хотя основные культовые функции останутся  без изменений.[8] 

 

2.3 Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства

Включение искусства в  систему религиозного культа накладывало  глубокий отпечаток на его содержание и художественную форму. Искусство  могло выполнять свою религиозную  функцию лишь в том случае, если оно направляло сознание людей в  сторону образов сверхъестественного.

Первоначально, в ранних формах религии, существовавших в первобытную  эпоху, сверхъестественное еще не отделилось от естественного, земного. Соответственно и художественные образы, используемые в ходе религиозно-магических обрядов, также конкретны, взяты из окружающей природы или родоплеменного быта.

Лишь на более поздних  этапах развития первобытного общества возникает понятие сверхъестественного  существа, или сущности: дух или  душа. В дальнейшем безличные духи персонифицируются и превращаются в богов, наделенных именем и воспринимаемые как особые могущественные сверхъестественные личности.

Однако духи и боги еще  не отделены четко от природных стихий, зверей и людей. Например, в Древнем  Египте бог Гор изображался в  виде сокола, Анубис – с головой  собаки, богиня Сохмет – с головой львицы. Эти боги походят на людей не только внешне (поскольку они изображались в облике могучих и прекрасных мужчин и женщин), но и с точки зрения их поведения, приписываемых им психологических черт и особенностей. Боги Древней Эллады – это возвеличенные и идеализированные образы людей, которым свойственны не только добродетели, но и пороки. От людей их отличает лишь бессмертие.

Дуализм естественного и сверхъестественного нашел свое наибольшее проявление в монотеизме (единобожии). Бог противопоставляется всему земному и человеческому. Бог – вечен, земные вещи – конечны и переходящи, Бог – Всемогущий Творец мира, мир – результат Его творческой деятельности, Бог – воплощение мудрости и добродетели, человек – существо слабое и греховное.

Богословская и философская  проблема соотношения Бога и человека имела непосредственное отношение  к судьбам культового искусства  в монотеистических религиях. Ведь любое изображение Бога возможно лишь в земных формах, в формах «естественного», реального мира. Следовательно, изображая  Бога, художник как бы низводит Его  до уровня чувственно воспринимаемой реальности. Но Бог, согласно вероучению монотеистических религий, есть высший дух, к которому неприложимы земные мерки.

Иудаизм и ислам пошли  по пути запрета всяких изображений  Бога в храмах. В исламе запрет изображать Бога был распространен на изображениях живых существ вообще – как человека, так и животных. Мусульманам запрещалось создавать рисунки и скульптуры с изображениями животных и людей.

Этот запрет существенно  повлиял на развитие искусства в  мусульманских странах. Арабское изобразительное  искусство до последнего времени  не знало портрета, а художественное творчество средневековых восточных  мастеров развивалось главным образом  в направлении создания разнообразных  форм растительного орнамента.

В христианстве, начиная  с первых веков его существования, были две тенденции. Первоначально  многие «отцы церкви», активно боровшиеся против «языческой» античной культуры, выступили против любых изображений  божества и вообще против искусства, рассматривая его как пагубное идолопоклонство. В христианстве победила точка зрения, признававшая допустимым изображения  Бога и святых в церкви.

Художественные средства и приемы, использовавшиеся в средневековом  культовом искусстве, определялись не чисто эстетическими моментами, а прежде всего потребностями  церкви. Именно этими потребностями  определялся в значительной мере символический характер художественных образов в культовом искусстве. Символ, как известно, есть разновидность  знака. Также как и любой другой знак, символ выступает в процессе познания в качестве своеобразного  заместителя реальных предметов, процессов  и явлений. В качестве символов тех  или иных объектов берутся в ряде случаев образы животных, растений, явлений природы или продуктов  деятельности людей, в которых усматриваются  сходные черты с символизируемым  предметом.

Таким образом, символ –  это наиболее удобная форма «изображения»  сверхъестественных иллюзорных сущностей  в религиозном сознании вообще и  в религиозном искусстве в  частности. Богословско-религиозные  символы пронизывали всю культуру средневековья и реализовались  как в литературе, так и в  изобразительном искусстве.

В церковных фресках, мозаиках и иконах в Византии цвет приобретал также символическое значение. Так, золото было символом «божественного света», пурпур – символом царской власти, белый цвет – символом чистоты, отрешенности от мирского, черный цвет символизировал смерть, ад, зеленый – юность, цветение и т.п. Требования церкви к культовому изобразительному искусству фиксировались в церковном каноне, строго регламентировавшем содержание и форму любых фресок и икон в храме.[9]

Информация о работе Искусство и религия