Искусство и архитектура Средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:00, статья

Описание работы

Искусство и архитектура Средневековой Европы прошли в своем развитии три этапа:
- дороманский - 6-10 вв.;
- романский - 11-12 вв.;
- готический - 13- 14 вв.;

Работа содержит 1 файл

3.Искусство и архитектура Ср. Веков.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Большинство памятников живописи романского периода погибло. Но можно утверждать, что рисовали на любой поверхности: на частях зданий, на панелях, на страницах рукописей.

Монументальная живопись:

         фрески - роспись по сырой штукатурке;

         мозаика - изображение из цветного стекла и камней. Была распространена только в Италии, тесно связанной с византийской культурой.

В рукописях использовались миниатюра и иллюстрация. Они различались техникой и рисунком. Темы использовались те же, что и в скульптуре - религиозные и исторические сюжеты: сцены Ветхого и Нового Завета, жития святых, эпические события или события былой воинской славы, истории содержания нравоучения, мораль.

Выразительные средства живописи были близки к скульптуре

Готическая архитектура и искусство.

Уже в  нач. 12 века во Франции появляется готическая архитектура. Новый стиль воспринимается как варварский отсюда и его позднее название - готический. В живописи  и скульптуре готический стиль появляется в 13в. Готическая архитектура развивается поэтапно на протяжении 12-15 вв во всех европейских странах. Но  до конца 18в. готическая архитектура интереса не вызывала и рассматривалась как вырождение романского стиля. Лишь в 19 веке готика стала предметом пристального изучения и была признана самостоятельным стилем.

В 13-14в по сравнению с предыдущим периодом более распространенной становится светская архитектура. Сроится много зданий  жилого  и общественного назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т.д.. Окончательно складывается облик городского муниципалитета – ратуши. Это 2-3- этажное здание, с галереей в нижнем этаже, парадными залами для заседаний городского совета и суда на втором этаже и подсобными помещениями на третьем. Особое место уделяется сторожевой башне ратуши – беффруа, которая была символом независимости городской республики.
              Городской собор по-прежнему был символом богатства и благополучия граждан коммуны. На площади перед собором происходил диспуты, читались лекции, разыгрывались мистерии.

Характерные черты готической архитектуры:

- стрельчатая арка (нервюра) – высокий стрельчатый свод с переломом в верхней части;

- каркасная конструкция.

Благодаря этому вся нагрузка перекрытий ложится на опорные столбы. Опорные столбы укреплялись контрфорсами (опорами стен) и аркбутанами (четверть арки, переброшенная через крышу боковых нефов к основанию свода центрального нефа, более высокого, чем боковые).

Новый свод привел к преобразованию интерьера. Преобладающими стали: грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов и практически полное вытеснение стен огромными окнами с витражами (цветными стеклами).

Изменяется внешний вид храма. Он больше не похож на крепость. Окна и выходы украшаются остроконечными завершениями (вимперги), многочисленные контрфорсы и башенки (фиалы или пинакли). Стены покрыты каменной резьбой, окна заполнены ажурными решетками. Все выступы карнизов, башенок, аркбутаны покрыты краббами в виде свернувшихся листочков, шпили украшают стилизованные цветки (крестоцветы).

Везде, где только было можно использовалась скульптура: капители украшены изображениями листьев и плодов, по сторонам порталов, в нишах башенок контрфорсов размещаются статуи святых, с карнизов верхних этажей смотрят вниз каменные чудовища (химеры), такие же чудовища и звери с разинутой пастью (гаргульи) поддерживают водосточные желоба.

В отличие от романского храма, готический собор больше украшен снаружи, чем внутри.

Колыбелью готики является центральная Франция (область Иль де Франс – центр королевских владений). Именно здесь еще в перв. половине 12 века при перестройки церкви в аббатстве Сен Дени впервые использовали нервюрный свод (1140 г).

Самый большой храм ранней французской готики – собор Парижской Богоматери (1163-1208 гг.). Он вмещает сразу 9000 человек.

Наиболее знаменитые соборы Франции: собор в Лане (1174-1226); собор в Реймсе (1212-1311)- место коронования французских королей и одно из самых совершенных творений готики; собор в Амьене (1218-1268)  - самый большой и самый высокий во Франции (центральный неф 42,5 м)

Для немецкой готики характерен тип однобашенного собора, фасад которого превращается в гигантскую пирамиду, увенчанную иглой шпиля. Наружное оформление церквей более строгое и сдержанное по сравнению с Францией. Наиболее яркие образцы немецкой готики соборы во Фрейбурге (13-14 в), церковь Елизаветы в Марбурге (13в), в Ульме и Кёльне.

В Германии появляется «кирпичная готика», то есть здания возводили из кирпича, а это приводило к упрощению декоративных форм (церковь в Хорине,13-14вв).

 



Информация о работе Искусство и архитектура Средневековой Европы