Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 07:47, курсовая работа
Современная мировая ситуация характеризуется, с одной стороны, усилением процессов глобализации, а с другой стороны — ростом националистических настроений и различных видов «фундаментализма», что неизбежно ведет к признанию необходимости изучения иной по отношению к своей собственной культурной традиции. Такое изучение позволило бы как противостоять экспансии одной цивилизации по отношению к другим, менее технически развитым, так способствовало бы диалогу и продуктивному взаимодействию и взаимопониманию различных культур.
Введение ………………………………………………………………………2
1.Генезис древнеиндийской цивилизации ………………………………….3
2.Религия Древней Индии …………………………………...........................7
2.1.Ведизм ……………………………………………......................................7
2.2.Индуизм…………………………………………………………………....8
2.3.Буддизм…………………………………………………………………….8
3.Искусство древней Индии ………………………………………………….9
3.1.Литература ………………………………………………………………...9 3.2.Архитектура ……………………………………………………………... 11
3.3 Скульптура и живопись ………………………………………………… 11
Заключение …………………………………………………………………....13
Список использованной литературы ………………………………………..14
Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).
Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II — I вв. до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.
Едва ли не древнейшими памятниками индийской
культуры (конечно, если не говорить о
периоде Индской цивилизации) являются
колонны, на которых высечены надписи
Ашоки. Все колонны были изготовлены из
камня, добытого в окрестностях Варанаси,
тщательно отполированы и доставлены
в отдаленные области Маурийской державы.
Скульптура, венчающая колонну, например
знаменитые львы, обнаруживает известное
влияние персидского и, возможно, греческого
искусства. Объясняется это, очевидно,
тем, что индийские мастера в то время
еще не привыкли работать по камню.
3.3.Скульптура и живопись
В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати). Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати. Именно на их основе развивалось средневековое искусство не только самой Индии, но, в известной мере, и стран Юго-Восточной Азии.
Распространение буддизма «великой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.
Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке.
Несмотря
на отсутствие политического единства,
различие языков и верований народов
Индии, эта страна в течение средних
веков и нового времени сохраняла
сложившееся в древности
Влияние буддийской религии, литературы,
философии и искусства прослеживается
у многих народов средневекового Востока.
Древнеиндийская медицина и математика
славились во всем мире, а замечательные
достижения в области лингвистики, логики,
психологии лишь сейчас могут быть оценены
по достоинству.
Заключение
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру
других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с
традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились
культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней
Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с
Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными
были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на
архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской
науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру
Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов
сложились на основе индийской, в местные языки вошло много
индийских слов.
В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г. Гессе, С. Цвейг, Л. Толстой, Р. Ролан, У. Уитмен, Г.Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод “Бхагавдгиты” ; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы “Шакунтала” и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет,
Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении
этой связи отводится семье Рерихов.
Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению характеризовали индийскую культуру на всем протяжении ее развития. Ей не раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи, требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью — вот вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу, зависит направление будущего развития индийской культуры.
В современной Индии с почтением относятся
к культурному наследию. Для этой страны
характерна живучесть древних традиций
и не удивительно, что многие достижения
древнеиндийской цивилизации вошли в
общекультурный фонд индийцев. Они стали
неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации,
а сама Индия остается одной из самых любимых
и загадочных стран в мире, “страной мудрецов”
Список
использованной литературы:
1. Столяров Д.Ю.,
Кортунов В.В. Культурология:
2. Альбедиль
М.Ф. Протоиндийская
1994.
3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.
5. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. – М., 1983.
6. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.
7. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996.
9. История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1.
10. История и
культура древней Индии:
М., 1990.
11. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. – М., 1982.